Воронина Екатерина Николаевна
Педагогический проект «Какие бывают камни?»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Ласточка» Кувандыкского городского округа Оренбургской области
Педагогический проект
«Какие бывают камни?»
/ возрастная группа: старшая группа /
Составила: воспитатель Воронина Е. Н.
октябрь, 2019 г.
1. Название проекта : «Какие бывают камни?»
2. Участники проекта : воспитатель группы, дети старшей группы, родители детей.
3. Тип проекта : Долгосрочный, познавательно - исследовательский
Публикация «Педагогический проект „Какие бывают камни?“» размещена в разделах
4. Продолжительность: 2 года
5. Цель проекта : Формирование представления о разнообразии камней, умения обследовать их и называть свойства.
6. Задачи проекта :
• Развивать любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам.
• Побуждать детей к поисковой деятельности.
• Определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
• Показать, какую роль играют камни в жизни человека.
• Воспитывать бережное отношение к Земле, её богатствам.
7. Проблемные вопросы: Что у нас под ногами? Почему камни бывают разноцветными? Как человек использует камни? Что делают из природных камней? Что такое драгоценные камни? Зачем они людям? Почему ископаемые – полезные?
8. Актуальность: В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям. Ребёнок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания комплексному изучению природы.
Важно найти интересную тему, создать условия для достижения способов активного взаимодействия с миром.
Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги? Не только для того, чтобы не споткнуться, не упасть. А для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы - камень. Камни – дети самой земли. Наша планета сложена, построена в основном из твёрдых пород. Каждый камень по- своему красив, каждый интересен. Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора детей; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов.
Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без элементарных знаний окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи «человек- природа». Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.
9. Продукт проектной деятельности :
• Интегрированное занятие «Самоцветы для Настеньки»
• Выставка поделок из камней
• Составление картотеки игр по проекту «Какие бывают камни?»
• Сборник сказок, придуманных детьми и их родителями.
• Альбом «Драгоценные камни»
• Альбом «Горные породы близ города Кувандыка»
• Пополнение коллекции камней новыми камнями
• Изготовление макета «Горы и вулкан»
Организация проекта
• Планирование совместной деятельности
• Изучение методической и художественной литературы по данной теме
• Материально-техническое оснащение: компьютер, фотоаппарат
• Иллюстрации с изображением архетектуры.
• Подготовка к консультации для родителей : «Сравнение камней с другими материалами»
• Материалы для экспериментирования
• Оформление выставки поделок из камней
• Выставка в книжном уголке художественной литературы на заданную тему.
• Фото-отчёт проекта
Социально – коммуникативное развитие
• Беседа «Что у нас под ногами?»
• Просмотр мультфильмов «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце»
• С/р игры «магазин «Мир камня»», «Ювелирный магазин»»,
• Строительные игры «Горы и вулканы», «Пещера», «Каменная дорожка»
Познание
• Беседы «Какие бывают камни?», «Как человек использует камни», «Кладовая земли», «Что делают из природных ископаемых?»
• Исследование «Почему камни бывают разноцветными?»
•
• Эксперименты «Как вода камень точит?», «Какие бывают камни?»,
• Опыт с камнями «Тонет, не тонет», «Какой камень тяжелее», «Есть ли в камне воздух», «Проверка на прочность»
• Собери картинку
• Д/и «Что лишнее?», «Большой - маленький», «Крестики – нолики»
• Игра «Найди свой камень», «Найди нужный предмет»
• Презентации: «Мир камней», «Драгоценные камни»
• Рассматривание и сравнение камней (по форме, размеру, длине)
Развитие речи
• Чтение сказок «О чем шептались камешки», «Камешки мечтали»
• Речевая игра: «Скажи ласково».
• Дидактическая игра «Опиши камень»
• Загадывание загадок про камни
• Чтение стихов, пословиц про камни
• Словесные игры «Один - много», «Вспомни- назови»
• Заучивание стихотворения «Камень»
Физическое развитие
• Подвижные игры «Раскатились камешки», «Попади в цель»
• Физминутка «Стоит гора старушка», «Хороши равнин просторы»
• Игра «Камень, ножницы, бумага»
• Упражнение на развитие ротового выдоха «Носик»
Художественно- эстетическое развитие
• Рисование «Малахитовая шкатулка»
• Аппликация «Дерево» (коллективная работа) н. т. - камень «Песчаник»
• Лепка «Каменный цветок»
• Театрализованное представление «О чем шептались камешки»
• Рассматривание картин И. И. Левитана «У берега моря», «Крымский пейзаж»
Работа с родителями
• Заинтересовать родителей темой проекта
• Пополнение развивающей среды по теме проекта
• Консультация для родителей «Сравнение камней с другими материалами»
• Сборник сказок, придуманных детьми и их родителями.
• Выставка поделок из камней
• Изготовление макета «Горы и вулкан»
Выводы
1. .Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период произошла интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, мыслительной, речевой, познавательной и другими видами деятельности.
2. Через объединение различных областей знаний сформирована целостное видение картины окружающего мира. В процессе реализации данного проекта дети знают и называют минералы. Знают как человек использует камни, какую роль они играют в жизни человека. Имеют представление о свойствах камней и их разнообразии. Дети имеют первоначальное представление о внутреннем строении Земли.
3. В ходе реализации проекта установились содержательные связи с родителями воспитанников.
Литература
1. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения№2, февраль 2013г.
2. Мини – музей в детском саду/ Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А,И,- М. ; Линка- Пресс,2008г 256с.
3. Волчкова В. Н, Степанова Н. В, Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно- методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004г;
4. Организация Экспериментальной деятельности дошкольников: Методические редакции редакции /Под ред. Прохоровой Л. Н. - 2-е изд., испр. И доп. .-М. :АРКТИ, 2004;
5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. - М :ТЦ Сфера, 2003г
6. Н. П. Битютская. Система педагогического проектирования. Опыт работы, проекты. - Издательство «Учитель», 2013г.