Марина Тиунова
Педагогический проект «Говорящие пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Говорящие пальчики»
Соавторы проекта –
воспитатели – Тиунова Марина Владимировна
- Габдулхакова Рамзия Рафисовна
- Аскерова Елена Геннадьевна
- Садыкова Любовь Сергеевна
г. Воркута, 2015
Содержание:
2. Пояснительная записка.
«Ум ребёнка находится на
кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Педагогический проект „Говорящие пальчики“» размещена в разделах
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
2.1 Проблема
Из опыта работы мы заметили, что в последнее время наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Поэтому, данный проект ставит перед собой целью – повышение уровня развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста, через развитие мелкой моторики руки (тренинг движения пальцев).
2.2 Актуальность
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями: в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
2.3 Цель и задачи проекта
Цель проекта : повышение уровня развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста, через мелкую моторику руки (тренинг движения пальцев).
Задачи проекта :
- для воспитанников – обучающихся:
1. Формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего и среднего дошкольного возраста, через использование развивающих дидактических игр и упражнений.
2. Обогащать активный словарь детей, посредством ознакомления их со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов, при выполнении с ними различных действий.
3. Воспитывать интерес к фольклорным и литературным текстам, желания их слушать и разучивать.
4. Развивать умение воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх – драматизациях, повторять за взрослым, знакомые строчки и рифмы стихов, песенок, игр с пальчиками.
5. Учить детей передавать свои умения, посредством художественного творчества.
6. Формировать у детей умение делать самомассаж ладоней и пальцев рук (шариком Су-джок, шишкой, карандашом и т. д.)
7. Обучить детей сенсомоторным играм с пальчиками (пальчиковая гимнастика).
- для педагогов :
1. Создать новое игровое пособие, способствующее развитию мелкой моторики руки (пособие «Волшебный экран» для песочной терапии).
2. Обогатить, развивающую предметно-пространственную среду, речевого уголка группы, новыми наглядно-дидактическими пособиями и детской художественной литературой.
- для родителей:
3. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики, у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Активно взаимодействовать, совместно с педагогами, в создании условий для накопления материально – технической базы группы (уголка по речевому развитию детей второй младшей и средней группы).
2.4 Возраст воспитанников-обучающихся - Дети младшей (3 – 4 года) и средней группы (4 – 5 лет).
2.5 Родители воспитанников-обучающихся.
2.6 Сущность, особенности и новизна проекта -
• обучение детей проводится с трёхлетнего возраста;
• подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики руки (использованы нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста)
• изготовлен «Волшебный экран» (дидактическое пособие для песочной терапии)
Новизна нашего опыта заключается в разработке комплекса методических мероприятий образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук, с использованием игровых и информационно-коммуникационных технологий, что в конечном итоге, способствует погружению в изучаемую проблему, приобретению личного внутреннего опыта, применимого в будущем.
Определив основное направление в работе, мы приступили к созданию развивающей предметно-пространственной среды группы, которая бы расширила мир детей, стимулировала их разнообразную творческую деятельность и, в свою очередь, способствовала развитию мелкой моторики и координации движений пальцев, а, следовательно, и развитию речи.
Имеющийся материал, расположен таким образом, что дети могут свободно, по своим интересам выбирать игрушки и пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявлять свое творчество самостоятельно, а так же, заканчивать начатую игру, работу, реализовывать свои замыслы.
Ведущая педагогическая идея нашего опыта, основана на организации интересной и содержательной жизни ребёнка в МБДОУ.
Чтобы воплотить нашу идею в жизнь необходимо:
- внедрение новых педагогических технологий в работе;
- создание благоприятной атмосферы во время образовательной деятельности с детьми, ситуаций сопереживания и сочувствия;
- творческий подход, мастерство, желание и умение стимулировать активность детей на занятии, стимулировать их увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала;
- постоянный творческий поиск методов, форм и приёмов, которые будут увлекать детей, чтобы дети с радостью, увлечением и интересом, стремились познать многогранность мира.
Что же происходит, когда ребёнок занимается развивающими играми на мелкую моторику руки?
1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.
3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.
4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Используемая система работы по развитию мелкой моторики руки, включает в себя знакомство детей со строением рук, посредством пальчиковой гимнастики, самомассажа, развивающих дидактических игр, упражнений, развития графо-моторных навыков.
В проекте используются – как различные игры и упражнения на развития мелкой моторики, пальчиковая гимнастика, самомассаж, так и, чтение художественной литературы, драматизация сказок, пальчиковый театр.
Оптимальным, по мнению педагогов нашего МБДОУ, оказалось использование пальчиковой гимнастики во время физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности, предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине образовательной деятельности, такая гимнастика послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.
Работа с бумагой, красками, карандашами отражает и углубляет представления детей об окружающем мире, способствует проявлению умственной и речевой активности.
На занятиях для развития тонких движений пальцев дети раскладывают мелкие предметы, пуговицы, палочки, бусины, с удовольствием лепят из пластилина и др.
Игры со строительным материалом (конструктором «Лего», мозаикой, начинают с самых простых конструкций и постепенно усложняют. У детей возникает интерес построить что – то новое, развивается логическое мышление.
Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной, в группе создана развивающая среда, которая включает в себя такие компоненты:
- центр ИЗО деятельности, который содержит все необходимое для развития мелкой моторики руки, различные материалы для рисования, аппликации, лепки и конструирования.
- центр, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, различные инструменты для экспериментирования;
- игры и аксессуары, развивающие темп речи, тембр, силу голоса, интонацию.
- уголок книги, где представлены разнообразные экземпляры детской художественной литературы, согласно возрасту, разнообразные виды театра.
В проекте реализуются межпредметные связи по образовательным областям и разделам:
- Образовательная область «Речевое развитие», раздел «Развитие речи»
- Образовательная область «Познавательное развитие», раздел «Мир людей и эмоций», раздел «Сенсорная культура и первые шаги в математику», раздел «Ребёнок и природа».
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Художественное творчество», раздел «Чтение художественно литературы», раздел Музыка»
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», раздел «Игровая деятельность»
- Образовательная область «Физическое развитие», раздел «Двигательная деятельность», раздел «Здоровье».
2.7 Режим образовательной деятельности –
Совместная непосредственно образовательная деятельность с детьми по проекту, проводится, в соответствии с Сеткой НОД по МБДОУ и с требованиями СаНПиН:
- во второй младшей группе, не более 15 минут
- в средней группе, не более 20 минут.
А образовательная деятельность, проводится и в той, и в другой группе, не более 15 минут, согласно Сетке образовательной деятельности по МБДОУ и включена в режим дня, для каждой возрастной группы.
Форма проведения образовательной деятельности: (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность детей (речевые игры с пальчиками, массаж ручек с помощью массажных мячей «Су-джок», развивающие игры с дидактическим материалом на развитие мелкой моторики руки и т. д.)
2.8 Этапы и сроки реализации проекта –
1 этап. Подготовительный этап: (5.10.15 – 30.10.15)
1. Творческий поиск, подбор и изучение литературы по теме проекта : «Говорящие пальчики».
2. Изучение передового педагогического опыта работы по образовательной области «Речевое развитие», по разделу «Развитие речи».
3. Синтезация идей
4. Консультирование педагогов МБДОУ по вопросам организации и реализации проектной деятельности.
5. Определение задач воспитательно – образовательной работы по теме проекта
6. Разработка Плана реализации проекта, определение сроков его реализации.
7. Планирование совместной деятельности с детьми (2 младшая и средняя группы).
8. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического оснащения проекта.
9. Подбор наглядно-дидактического материала для осуществления образовательной деятельности с детьми.
10. Создание условий для продуктивной деятельности.
11. Пополнение уголка по развитию речи «в развивающей предметно-пространственной среде группы».
2 этап. Основной (практический) : (2.11.15 – 30.11.15)
1. Первоначальный мониторинг ЗУНов детей по образовательной области «Речевое развитие», разделу «Развитие речи», на начало реализации проекта.
2. Непосредственно образовательная и образовательная деятельность с детьми по проекту, в режиме дня.
3. Своевременная корректировка и дополнение Плана по реализации проекта.
3 этап. Итоговый этап (презентация результатов проекта) : (2.12.15)
1. Подготовка и проведение итогового развлечения по проекту «Говорящие пальчики», на тему: «Поможем Золушке попасть на бал» (совместное мероприятие для детей 2 младшей и средней группы).
2. Организация групповых выставок, творческих работ детей от проекта, для родителей.
3. Итоговый мониторинг ЗУНов детей по образовательной области «Речевое развитие», разделу «Развитие речи», на конец реализации проекта.
4 этап. Заключительный этап: (3.12.15 – 11.12.15)
1. Проведение консультации педагогам МБДОУ, с целью ознакомления их с результатами реализации проекта и с демонстрацией им, тренажёров по развитию мелкой моторики руки, а также комплексов пальчиковой гимнастики, использованных во время реализации проекта
2. Подведение итогов.
3. Постановка задач на будущее.
4. Обобщение опыта работы, оформление его в виде папки, представление материалов проекта в интернет-ресурсах.
5. Оформление результатов проекта.
6. Представление данного проекта, на муниципальном, республиканском и всероссийском уровнях.
2.9 Продукты проекта -
- Руководителя проекта –
- оформленный и откорректированный педагогический проект : «Говорящие пальчики» (развитие речи детей младшего и среднего дошкольного возраста, через мелкую моторику руки).
- Педагогов :
- педагогический проект : «Говорящие пальчики» (развитие речи детей младшего и среднего дошкольного возраста, через мелкую моторику руки).
- перспективный план работы по реализации проекта, во второй младшей и средней группах.
- сценарий итогового тематического развлечения по проекту «Говорящие пальчики», на тему: «Поможем Золушке попасть на бал»
- изготовление тренажёров для развития мелкой моторики руки,
- изготовление пособия: «Волшебный экран» (для песочной терапии)
- информационный и консультативный материал для родителей.
- информационный и консультативный материал для педагогов.
- пополнение уголка по речевому развитию детей в соответствии с требованиями ФГОС.
- групповые выставки с фотоматериалами и детскими творческими работами от реализации проекта.
- Детей:
- творческие работы (рисунки, аппликация исполненные в нетрадиционной технике рисования)
2.10 Предполагаемый результат -
- Дети:
• дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике и самомассажу, использование их в повседневной жизни;
• увеличение словарного запаса детей, становление речи детей более эмоциональной и выразительной.
• рост речевой активности детей в различных видах деятельности;
• значительное повышение внимание и памяти детей.
• развитие детской мимики, моторики пальцев рук, внимания, памяти, воображения, речи.
- Родители:
• становление родителей единомышленниками педагогов МБДОУ, по использованию пальчиковой гимнастики и игр, на развитие мелкой моторики, в работе с детьми;
• получение родителями необходимых знаний по данной теме, становление их, более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики и игр, на развитие мелкой моторики руки, с детьми дома;
• получение положительных отзывов родителей и педагогов по итогам реализации проекта.
- Педагоги :
• повышение теоретического уровня и профессионализма по тематике проекта;
• пополнение личного опыта педагога современными методиками и технологиями по развитию речи и мелкой моторики детей;
• творческая самореализация педагогов.
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
• тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
• отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, игры на «Волшебном экране» (песочная терапия, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики руки;
• возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память, внимание, воображение;
Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями, по развитию речи детей, посредством развития мелкой моторики руки, и использование методических приемов, позволила добиться положительных результатов. Проведенное итоговое обследование, показало увеличение знаний в среднем, на 65 % по сравнению с первоначальным обследованием.
А так же мы считаем, что нам удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагогов с родителями. Родители, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику и упражнения на развитие мелкой моторики руки в домашних условиях.
2.11 Перспективы распространения –
Данный педагогический проект планируется к распространению, как на муниципальном, региональном, так и всероссийском уровнях.
3. Перспективный план работы (формы работы с детьми по проекту)
Для реализации проекта «Говорящие пальчики», каждой возрастной группой (2 младшая и средняя группа) были разработаны Перспективные планы работы.
4. Формы и принципы работы с детьми, структура и содержание образовательной деятельности.
4.1 Формы работы с детьми -
- Образовательная область «Физическое развитие», раздел «Здоровье» -
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры, как компонент утренних гимнастик, физминуток,
- самомассаж кистей рук (с использованием мячей Су-джок, шишек, карандашей и т. д.).
- беседа «Как ухаживать за руками», «Строение кистей рук».
- Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие», раздел «Игровая деятельность» -
- сюжетно – ролевые игры и театрализованные (пальчиковый и кукольный театр)
- игры, требующие определённых ручных умений (мозаикой, вкладышами, игра «Добавим солнышку лучики» и т. д.) .
- игры с бумагой («Угостим зайку капустой» (обрывание кусков бумаги) и т. д.).
(см. Фото совместных мероприятий с детьми, по реализации проекта «Говорящие пальчики», по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие», разделу «Игровая деятельность», в приложении № 4.1.2)
- Образовательная область «Познавательное развитие», раздел «Сенсорная культура и первые шаги в математику», «Ребёнок открывает мир природы», «Мир людей и эмоций» -
- дид. игры: «Узнай домашнее животное по голосу» и др.
- беседы на тему «Почему пальцы так названы?», «Как мама и папа используют руки».
- игровые упражнения и задания с использованием раздаточного материала (фасоль, горох, жёлуди, шишки, геометрические фигуры и т. д.).
- задания в тетрадях-прописях, раскрасках и др.
- логические планшеты, упражнения со счётными палочками, пирамидками, шнуровками, застёжками и др.
- игры с «палочками Кюизенера»;
- пробочные тренажёры, игры с пробками;
- конструирование с использованием «Блоков Дьенеша» по готовым схемам
- Образовательная область «Речевое развитие», раздел «Развитие речи» -
- дид. игра: «Найди маму детёныша», «Парные картинки», составь рассказ по серии картинок и т. д.
- разучивание стихотворений (С. Михалков «Котята» и др.)
- игры и упражнения с использованием предметов – заместителей (пластмассовых прищепок разного цвета «Добавим солнышку лучики» и т. д., направленные на развитие мелкой моторики руки и коммуникативной функции речи.
(см. Фото совместных мероприятий с детьми, по реализации проекта «Говорящие пальчики», по образовательной области «Речевое развитие», разделу «Развитие речи»,
- Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие», раздел «Художественное творчество», раздел «Художественная литература», раздел «Музыка» -Развитие продуктивной деятельности детей с использованием нетрадиционных способов изображения:
- пластилинография «Веселые пальчики»;
- лепка из пластилина геометрических фигур;
- лепка из солё ного теста: «Грибы»
- рисование по трафарету;
- рисование на манке, дидактическое пособие «Волшебный экран» (песочная терапия);
- дорисуй по образцу;
- рисование пальцами;
- разукрашивание разукрашек
- рисование тычком «Зимовье зверей», «Снегопад», «Салют» и т. д. ;
- составление узоров из цветных ниток на фланелеграфе;
- аппликация из бросового материала «Волшебная рукавичка»
- аппликация из скомканных салфеток «Зимний лес».
- аппликация методом торцевания: «Зимнее чудо»
- аппликация из природного материала: «Дикие звери»
- аппликация: «Работа с ножницами»
- пение и разучивание песен под аудиозаписи.
- чтение детской художественной литературы («Мальчик с пальчик» Шарль Перро, «Для чего руки нужны» Пермяк Е. А. и др.)
- чтение и разучивание пословиц, поговорок, загадок, потешек
(см. Фото совместных мероприятий с детьми, по реализации проекта «Говорящие пальчики», по образовательная области «Художественно - эстетическое развитие», разделу «Художественное творчество», разделу «Художественная литература», разделу «Музыка», в приложении № 4.1.5).
4.2 Формы работы с родителями –
- открытые мероприятия для родителей
- беседы
- консультации
- тематические папки передвижки
- рекомендации, памятки
- родительское собрание
- мастер класс по теме проекта
(см. Консультационный материал для работы с родителями, по проекту «Говорящие пальчики», в приложении № 4.2.1, № 4.2.2, № 4.2.3, № 4.2.4).
4.3 Формы работы с педагогами –
- открытые мероприятия
- мастер-классы, распространение опыта среди коллег
- семинар-практикум по итогам реализации проекта
- взаимодействие с узкими специалистами (логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре)
(см. Организационные формы по направлениям работы по проекту (работа с детьми, работа с педагогами, работа с семьёй, в приложении № 4.3.1)
Для решения задач проекта были определены методы и приё мы:
• метод практических заданий является ведущим в данном проекте, так как при создании проекта и его реализации учитывалось положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения;
• игра (как основной вид деятельности в дошкольном возрасте);
• наглядные, словесные методы (наблюдение, собеседование, тестирование и т. д.);
• анализ результатов деятельности;
• учёт реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребёнка, эмоционально-положительный настрой.
Итогом работы над проектом послужила организация и проведение развлечения по проекту «Говорящие пальчики», на тему: «Поможем Золушке попасть на бал», на котором дети смогли обобщить полученные ЗУНы по данному направлению.
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
• тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
• отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, игры на «Волшебном экране» (песочная терапия, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики руки;
• возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память, внимание, воображение;
• в речи детей появились простые предложения
• дети научились выражать свои мысли словом, стали озвучивать выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к внешней);
Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями, по развитию речи детей, посредством развития мелкой моторики руки, и использование методических приемов, позволила добиться положительных результатов. Проведенное итоговое обследование, показало увеличение знаний в среднем, на 65 % по сравнению с первоначальным обследованием.
А так же мы считаем, что нам удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагогов с родителями. Родители, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику и упражнения на развитие мелкой моторики руки в домашних условиях. У них повысился интерес к работе МБДОУ.
Воспитатели освоили проектный метод. Повысили уровень педагогической компетенции. Осуществили возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми. Повысили качество работы с детьми через использование различных видов деятельности. Пополнили практический материал по всем видам детской деятельности и наглядный и консультативный материал для родителей. Реализация данного проекта показала свою эффективность и положительные результаты своего внедрения, и имеет смысл для реализации, как на муниципальном, так и региональном и всероссийском уровне.
В перспективе ставится задача – разработать перспективный план Педагогического проекта «Теневой театр» (развитие речи детей старшего дошкольного возраста, посредством театральной деятельности).