Надя Клюкас
Педагогический проект «Формирование познавательных способностей у дошкольников посредством предметно-развивающей среды в ДОУ»
1. Вид проекта : практически-творческий проект.
2. Цель проекта : путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность предметно-развивающей среды как средства развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.
3. Задачи проекта :
ОО «Познавательное развитие»
Публикация «Педагогический проект „Формирование познавательных способностей у дошкольников посредством предметно-развивающей среды в ДОУ“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
1. Определить сущностные характеристики предметно-развивающей среды как условия развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста;
2. Выявить уровень сформированности познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста;
3. Реализовать условия использования предметно-развивающей среды для формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста и определить их эффективность.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
1. Создать условия для социально-эмоционального благополучия и адаптации ребенка в социуме взрослых и сверстников;
2. Воспитывать потребность и готовность войти в мир людей, культуры,
знаний;
3. Инициировать творческие проявления ребенка в совместном социальном действии.
ОО «Речевое развитие»
Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта. Помогать осваивать формы речевого этикета.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
1. Инициировать творческие проявления ребенка в совместном социальном действии.
2. Воспитывать умение слушать и понимать музыкальные и литературные произведения, эмоционально откликаться на них.
Взаимодействие с родителями и социальными партнёрами.
1. Включение родителей и детей с создание новой предметно-развивающей среды;
2. Привлекать родителей к разнообразным формам совместной практической деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения.
Срок реализации проекта : 2 месяца
5. Участники проекта :
дети;
родители;
представители социума;
педагоги : воспитатели, логопед, психолог, музыкальный руководитель.
6. Образовательные области: «Познавательное развитие»,
«Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
7. Актуальность темы
Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.
Проблема познавательной активности - одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Проблеме познавательной активности, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л. И. Божович, А. А. Вербицкого, Л. С. Выготского, П. И. Гальперина, В. В. Давыдова, В. С. Ильина, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, А. М. Матюшкина, А. В. Петровского, Н. Ф. Талызиной, Г. А. Цукерман, Л. М Фридмана, Т. И. Шамовой, Г. М. Щукиной, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской. Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте, условия и методы ее формирования в различных видах деятельности изучены в работах Т. М. Землянухиной, Д. Б. Годовиковой, Е. Э. Кригер, М. И. Лисиной, Т. А. Павловец, Т. А. Серебряковой, С. П. Чумаковой. Однако вопросы развития познавательной активности старших дошкольников в процессе проведения занятий в дошкольном учреждении требуют дальнейшей разработки.
Предполагаемые результаты :
Предметно-развивающая среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.
2. Среда работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
3. Гибкое и вариативное использование пространства. Среда служит удовлетворению познавательных потребностей и интересов ребенка.
4. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 5. Элементы декора легко сменяемые. Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами.
6. В группе предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности.
Организуя предметную среду в групповом помещении учитываю закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень познавательного и речевого развития.
При создании развивающего пространства в групповом помещении всегда помню ведущую роль игровой деятельности.
К настоящему времени в отечественной науке и практике накоплен богатый опыт по созданию развивающей среды в ДОУ. Этот материал был систематизирован нами, позвольте представить его вашему вниманию.
- создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детей раннего и дошкольного возраста (С. Л. Новоселова, А. А. Овчинников, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова и др.);
- формирование архитектурно-планировочных решений интерьера и экстерьера ДОУ (О. А. Барханова, Г. Б. Маркизова, Н. В. Михеева, Н. Н. Щетинина и др.);
-преобразования материально-технического обеспечения педагогического процесса в ДОУ на основе принципов построения развивающей среды (О. В. Артамонова, Л. М. Кларина, С. Л. Новоселова и др.);
- обеспечение преемственности психического развития детей в их деятельности (Т. И. Белова, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. В. Зеньковский, А. Н. Леонтьев, А. Ж. Овчинникова и др.).
Особенностью этих исследований является актуализация внимания к построению предметно-пространственной среды как развивающей, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.
Среда развития ребёнка в структуре государственных образовательных стандартов, определяется как комплекс материально-технических, санитарно гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении.
10. Методика обследования: В данной части работы я провела диагностику познавательного интереса дошкольников, а также исследовала отношение родителей и воспитателей к предметно-развивающей среде ДОУ. Считаю, что познавательная активность у детей старшего дошкольного возраста может быть реально и существенно повышена, если в процессе обучения дошкольников будут целенаправленно и комплексно использоваться предметно-развивающая среда.