Наталья Васильченко
Педагогический проект для детей с ОВЗ «Путешествие по русским народным сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта :
«Путешествие по русским народным сказкам»
Образовательная область проекта : художественно-эстетическое развитие
Коррекционная область проекта :
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Стимулирование эмоциональных переживаний детей, развитие их художественной эмпатии и использование их для развития практической деятельности детей.
Расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнёрского сотрудничества между детьми.
Публикация «Педагогический проект для детей с ОВЗ „Путешествие по русским народным сказкам“» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Определение базовых достижений ребёнка на каждом этапе работы с целью планирования и осуществления коррекционного воздействия, направленного на раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребёнка.
Вид проекта : творческий, групповой.
Актуальность темы:
Социализация — процесс вхождения и освоения системы культурных норм поведения и взаимоотношений между людьми. Психическое развитие ребенка происходит в процессе усвоения им общественно-исторического опыта. Ребенок с проблемами в развитии не включается в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого развития. Он затрудняется использовать традиционную «взрослую» культуру как источник развития высших психических функций, специфических человеческих способностей и способов деятельности.
Возникает объективная потребность в ином, специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить такому ребенку все необходимые условия для «врастания в культуру». Максимально возможная реализация особых образовательных потребностей ребенка, восстановление прав такого ребенка на наследование социального и культурного опыта выражают цель и определяют значение реабилитации средствами образования.
Включение приемов театрализации в повседневную жизнь детей делает ее более яркой, динамичной, насыщает положительными эмоциями, дает ребенку возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером, находящимся в образе определенного персонажа.
В процессе ознакомления детей с художественной литературой начинается формирование восприятия художественного текста.
Работа с детьми с ОВЗ, предполагает большое количество разнообразных практических действий как с книгой (потрогать, рассмотреть, подержать, так и с изображениями главных героев (драматизации, обыгрывание в настольном театре, использование театра теней и кукольного театра).
Под влиянием организующей и направляющей поддержки взрослого дети с проблемами в развитии способны чувствовать и воспринимать в ряде случаев острее, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи, учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Поэтому уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Гипотеза.
Я предположила, что приобщение детей к сказке, совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи.
Цель проекта :
Приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей. Создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей развития личности средствами искусства (художественного самовыражения).
Задачи
Образовательные:
1. Обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм обучения и воспитания и коррекционно – развивающих технологий;
2. Продолжать знакомить со сказками;
3. Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
Развивающие:
1. Формирование коммуникативных способностей и навыков социального взаимодействия, необходимых для интеграции детей с ограниченными возможностями в социум.
2. Развивать артистические способности.
3. Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
4. Формировать навыки сотрудничества.
5. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.
6. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой.
Воспитательные:
1. Формирование навыков самостоятельного поведения, адаптированных к разным жизненным ситуациям, соответствующих социальным нормам;
2. Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
3. Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
Коррекционные:
1. Закрепить знания детей по темам народного фольклора.
2. Обогатить словарный запас детей, повысить уровень интеллектуального и речевого развития.
3. Развивать пространственную организацию движений у детей.
4. Совершенствовать слуховое внимание, память, мышление.
5. Учить детей управлять мышцами лица, рук, туловища и ног.
6. Формировать выразительность движений под музыку, совершенствуя вместе с этим чувство ритма.
7. Учить выражать основные эмоции, умению правильно проявлять свои чувства при помощи мышц лица, пантомимических движений, понимать эмоции окружающих и сопереживать им.
8. Развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков.
Взаимодействие с родителями
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Содержание проекта строится на принципах:
1. Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
2. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
3. Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
4. Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
5. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
6. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
7. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
8. Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.
8. Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
9. Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.
10. Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.
11. Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.
Методы: беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации.
Возраст участников проекта : 5-6 лет дети VII вида 1 года обучения
Продолжительность проекта : средней продолжительности
Обеспечение
Информационное: подбор наглядно - дидактического материала по теме проекта.
Материально-техническое: оборудование музыкального зала (детские музыкальные инструменты, музыкальный центр, CD–диски, кассеты, игровое оборудование (наборы сюжетно – ролевых игр, оборудование для театрализованной деятельности.
Предполагаемый результат:
- Создать непринужденную обстановку, радостную атмосферу;
- Вырабатывать у детей навыки слушания музыки;
- Познакомить детей с упражнениями, отвечающими за развитие общей произвольной моторики, речевого дыхания, слухового внимания и зрительной памяти;
- Расширить словарный запас детей;
- Наладить контакт с детьми, научить детей правильно понимать вопросы и четко отвечать на них;
- Закрепить с ребятами умение слушать себя и своих сверстников, познакомить с новыми играми, сказками;
- Заметно уменьшить у детей перенапряжение, утомление, за счет переключения на разные виды деятельности;
- Закрепить с детьми знания о сказочных героях;
- На протяжении проекта развивать у ребят личностные качества – активность, самостоятельность, творчество;
- Воспитывать у детей интерес к восприятию сказочных образов.
В ходе проекта
- разработана педагогическая система по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе;
- составлено перспективное планирование;
- конспекты НОД;
- сценарии развлечений.
- высокая компетентность педагога в вопросах развития интереса к книге у ребенка дошкольного возраста.
- изучена литература по теме;
- подобраны наглядно – методические пособия (разные виды театра, дидактические игры и упражнения);
- родители понимают значение приобщения детей к чтению.
- Содержание предметно - развивающей среды в группе: музыкальный центр, DVD-диски, уголок ряженья, дидактический материал, ширма для показа кукольных спектаклей, детские музыкальные инструменты, атрибуты; домашняя библиотека пополнена интересной детской литературой, разными видами детского театра.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
I. Этап - Подготовительный (разработка проекта).
(с 31.03.14 г. по 14.04.14г.)
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- составление перспективного плана работы.
- знакомство детей с народными сказками
II. Этап – Исследовательский
(с 14.04.14. г. по 28.04.14. г.)
- работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
- выполнение проекта.
III. Этап – Заключительный
(с 28.04.14. г. по 23.05.14.)
- изготовление педагогами атрибутов к сказке «Курочка Ряба»
- театрализация русской народной сказки «Курочка Ряба», «Репка»
- театрализованная игра «Колобок»
- проведение литературного досуга «В гостях у сказки»
- подведение итогов.