Екатерина Столярова
Проект «Родной свой край люби и знай»
▼ Скачать
В начале учебного года мною был разработан и реализован долгосрочный проект по нравственно – патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай» для детей подготовительной к школе группы. Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений воспитательной работы, что и отражено в Федеральных государственных образовательных стандартах. Реализация проекта «Родной свой край люби и знай» была направлена для решения годовой задачи ДОУ.
Публикация «Проект „Родной свой край люби и знай“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Тип проекта : познавательно – исследовательский, информационный.
Срок реализации проекта : 3 месяца (с 01.09. по 30.11.2022г.)
Каждый из нас, проживающих в Ставропольском крае, должен знать историю края, животных и растительность края, его достопримечательности. Каждый из нас должен гордиться своей малой Родиной, любить ее.
Знакомство начинаем с семьи ребенка, с улицы на которой он живет, где находится детский сад (название сада). Постепенно задачи расширяются до знакомства истории с родным городом, краем, их достопримечательностями, символикой, легендами, ремеслами, знаменитыми людьми, бытом казаков, о родной природе.
Технология проектирования связывает процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни детей, объединяет педагогов, детей и родителей и самое главное решает проблему.
Ведущая педагогическая идея опыта: создать условия, чтоб пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к родному краю, культуре народов, проживающих в крае, через знакомство с традициями и обычаями, бытом и трудом.
Проблема: детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно знание истории края, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Актуальность
Любовь к краю и Отчизне начинается с любви своей малой родины – где родился человек.
Знакомство детей с родным городом и краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Яркие впечатления об истории и легендах родного города и края, о казачестве, о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэтому дошкольников нужно воспитывать полноправными гражданами, участниками культурно-исторической жизни страны.
В связи с этим передо мною была поставлена цель: Обогащение и систематизация знаний детей о родном городе Зеленокумске и Ставропольском крае.
Реализацию данной цели осуществила через решение следующих задач:
«Обучающие» :
- закрепить знания о месте знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;
- дать знания детям о родном городе и крае : истории, символике, достопримечательностях;
-знакомство детей с традициями, трудом и бытом горожан, казаков;
- формировать умение ориентироваться по карте-схеме края, понимать что, Ставропольский край – часть России;
- расширять кругозор детей;
- активизировать речь.
«Развивающие» :
- развивать познавательную активность детей;
- развивать бережное и созидательное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа);
- развивать мышление, память, внимание, творчество.
«Воспитательные»
- воспитывать любовь к родному городу и краю;
- воспитывать уважение к традициям родного города и края.
В отборе реализации деятельности руководствовалась принципом учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Проект был реализован в три этапа: подготовительный, практический и заключительный.
В течении трех месяцев, были запланированы и реализованы:
- беседы о родном городе Зеленокумске : «Советский район», «История моего города Зеленокумска», «Мой домашний адрес», «Символика родного города», «Чьи имена носят наши улицы?»;
- беседы о родном Ставропольском крае : «Символика Ставропольского края», «Легенды о Ставропольском крае», «Растительный и животный мир Ставрополья», «Что за ягодка такая», «Зеленая аптека», «Казачество», «Символика России»;
- изготовление и рассматривание альбомов «Памятники расскажут вам историю свою», «Хлеб – всему голова. Моя мама печет хлеб», открыток «г. Ессентуки», «г. Железноводск»;
- опытно – исследовательская деятельность «От зернышка к хлебу»;
- дидактические игры: «Профессия моих родителей», «Времена года», «Сортировка мусора», «Угадай флаг и герб г. Зеленокумска», «Домашний адрес», «Улицы родного города», «Казачий и русский быт», «Народные костюмы», познавательная игра «Моя Родина - Россия», «Викторина - Россия», викторина «Что? Где? Когда?»;
- игры: «Какие праздники ты знаешь», «Узнай наш флаг», «Кто в какой стране живет», «Скажи красиво о России», «Русские богатыри»;
- чтение художественной литературы: С. Баруздин «Кто построил этот дом?», С. Михалков «Моя улица», А. Макаренко «Увлекательные рассказы дедушки Прохора, или путешествие по КМВ», «Прогулки по Ставрополю» А. Макаренко, Л. Соболева, «Легенда о Кольцо горе», «Рассказы об известных людях. В. И Сафонов», «Легенда о замке Коварства и любви», С. Алексеев «Они защищали Родину», Л. Кассиль «Твои защитники», стихи Ставропольских поэтов (Кашпуров);
- ОД познание НОД «Моё родное Ставрополье», «Птицы нашего края», рисование «Урожай», лепка (соленное тесто) «Хлебобулочные изделия».
Провела работу с родителями: помогли в пополнении мини-музея в нравственно – патриотическом уголке сувенирами, поделками своими руками, макетами.
За время реализации проекта мною были изготовлены:
- лэпбуки «Моя семья», «Мое родное Ставрополье», «Казачество»;
- настольно – печатная познавательная игра - ходилка «Викторина «Россия»;
- викторина «Что? Где? Когда?».
На заключительном этапе проекта изготовила многофункциональную познавательную игру по нравственно - патриотическому воспитанию «Моя Родина - Россия».
В результате проделанной работы у детей сформировалось достаточно знаний о своём крае, они научились:
- видеть и ценить красоту и богатство родной природы;
- дети поняли и осознали, почему так важно беречь родную природу и родной город;
- познакомились с картой Ставропольского края, г. Зеленокумска, с картинами Ставропольского художника Гречишкина, с казачеством (быт, костюмы);
- называют место работы родителей, имеют представление о значимости их труда, испытывают гордость и уважение к труду взрослых, выполняют посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, несут за них ответственность;
- место проживания - город, область, домашний адрес, страну, ее столицу, предприятия родного города, их значимость, символику города, области, страны, достопримечательности, особенности архитектуры родного города, климатические условия, флору и фауну города и области;
- имеют первичные представления об истории родного города, края;
- знают государственную символику своей Родины - России, города Зеленокумска, Ставропольского края.
Таким образом, реализация проекта «Родной свой край. Люби и знай» по нравственно – патриотическому воспитанию дала положительные результаты.
В дальнейшей моей работе я планирую реализацию краткосрочных проектов по нравственно – патриотическому воспитанию до конца года.