МААМ-картинки

Педагогический опыт «Нетрадиционные техники рисования «Цветные ладошки»

Елена Николаевна Богина
Педагогический опыт «Нетрадиционные техники рисования «Цветные ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический опыт работы воспитателя МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» обособленного подразделения «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия Богиной Елены Николаевны

ТемаНетрадиционные техники рисования «Цветные ладошки»

Сведения об авторе:Богина Елена Николаевна

Публикация «Педагогический опыт „Нетрадиционные техники рисования „Цветные ладошки“» размещена в разделах

Образование: высшее, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, специальность: «Педагогика и методика дошкольного образования», БВС 45835; дата выдачи: 16.06.1999г.

Общий трудовой стаж: 33 года

Педагогический стаж: 33 года

Стаж работы в занимаемой должности: 33 года

Повышение квалификации:2019г. ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог13. ру» по дополнительной профессиональной программе «Современные подходы к организации образования дошкольников в новых условиях» г. Саранск.

2020г. Научно – Производственное Объединение ПрофЭкспортСофт по программе дополнительного профессионального образования «Особенности работы организации дошкольного образования в условиях сложной санитарно – эпидемиологической обстановки»

Выбор темы исследования, посвященного проблеме использования нетрадиционных техник рисования влияющих на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Проанализировав рисунки дошкольников, я пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Приобщая детей к искусству, я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Актуальность опыта

Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Дети - прирожденные художники, ученые, изобретатели - видят мир во всей его своеобразности и первозданности. Они любят фантазировать и экспериментировать.

В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом.

Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы.

Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Принцип ФГОС ДО гласит «о самоценности дошкольного детства, как важного этапа общего развития человека». Исходя из этого, дошкольный период - это время всестороннего развития и закладывание в личность ребенка все самое ценное и необходимое для успешной социализации дошкольников. Одним из условий ФГОС ДО, является поддержка индивидуальности и творческой инициативы ребенка. По ФГОС ДО, весь педагогический процесс взаимодействия детей и взрослого основан на учете индивидуальных особенностей и интересов детей.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально - положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Изображение нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать,

экспериментировать, а самое главное, cамовыражаться. Я, считаю, что основная задача обучения для развития художественных способностей – помочь детям познать окружающую действительность, развивать наблюдательность, воспитывать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, формировать творческие cпособности детей в cоздании выразительных образов в рисунках различными изобразительными средствами.

Основная идея опыта.

Cформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования. Опыт показывает, что рисование необычными материалами и оригинальной техникой, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.

Как правило, нетрадиционное рисование используется разрозненно, как вариант изобразительной деятельности, однако любой вид деятельности должен отражать взаимодействие всех участников образовательного процесса, детей, родителей педагогических работников организации. Особое внимание уделяется созданию благоприятных условий для развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми, что соответствует ФГОС дошкольного образования.

Условно опыт я поделила на три направления работы:

1-е направление «Педагог-ребенок» - непосредственное взаимодействие педагога и воспитанников.

2-е направление «Родитель - ребенок - педагог» - компетентность родителей в вопросе развития творчества нетрадиционными методами рисования. Непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность.

3-е направление «Педагог-педагог» - поскольку дети первой младшей группы после годового пребывания переходят во 2-младшую группу, затем в среднюю группу и т. д. необходимо создать условия для дальнейшего развития данного вида деятельности (нетрадиционного рисования)

Представленный мой опыт соответствует основным принципам ФГОС дошкольного образования, а именно:

-полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

-индивидуализации дошкольного образования;

-содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

-поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

-партнерства с семьей;

-формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка;

-возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); -нетрадиционные приёмы и способы рисования помогают вызвать интерес, привить у детей любовь к изобразительной деятельности. Для развития творчества и систематизации знаний детей я поставила перед собой следующую цель:

Целью программы является: развитие познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

Обучающие:

• Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками, ладошками, оттиск паролоном, зубной пастой, манкой, крупами, смятой бумагой, ватными палочками и т. д.)

• Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов.

• Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.

• Способствовать отображению представлений и впечатлений об окружающем мире, используя нетрадиционные техники рисования как средство выразительности.

• Создавать условия для развития творческой активности детей.

Развивающие.

• Развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.

• Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.

• Совершенствовать движение рук.

• Развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.

• Развивать речь детей.

• Развивать художественный вкус.

Воспитательные:

• Воспитывать уверенность в собственных изобразительных возможностях, поддерживать проявление фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.

• Воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.

• Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемых в работе.

• Воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Ведущая педагогическая идея.

В современном мире, когда все острее ощущается потребность в новых, нестандартных способах мышления и все большую ценность приобретает умение находить неожиданные решения и любую ситуацию принимать как возможность решить интересную задачу, особое значение имеет развитие творческого потенциала личности. Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок начинает открывать для себя окружающий мир. Большую роль в этом призваны сыграть художественно – эстетические образовательные программы, главная задача которых — развитие эмоционально – познавательной сферы ребенка, его творческой деятельности. В настоящее время идет активное их внедрение в сферу дошкольного воспитания детей.

Многие педагоги и психологи отечественные и зарубежные подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. Если для развития творчества созданы условия в группе, детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, готовы проводить за творческими занятиями много времени. К сожалению, известно немало случаев, когда дети не испытывают интереса к изобразительной деятельности, их лица скучны во время рисования, глаза не загораются восторгом при рассматривании произведений искусства, созданные ими изображения бедны, неинтересны, невыразительны. Поэтому ведущей педагогической идеей опыта является разработка и создание таких условий, при которых дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Теоретическая база опыта.

Дошкольный возраст — это возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов неистощимой фантазии. И одна из важнейших задач обучения и воспитания состоит в формировании у дошкольников общего творческого отношения к окружающему миру. Основной путь развития творчества у детей: создание взрослыми доступных проблемных ситуаций, постановка творческих задач; формирование структуры опыта ребенка и его способов деятельности, которые благоприятствуют самостоятельному поиску и выделению в окружающей действительности проблемных ситуаций и проблемных задач. Творческий ребенок, творческая личность — это результат всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослыми, результат его собственной активности. У ребенка постепенно формируется сложный внутренний мир, который или придает всей его деятельности творческий характер, или, наоборот, определяет развитие по готовым, проторенным схемам. И в этом аспекте было бы неправильно говорить об обучении творчеству. Обучают,как правило, отдельным приемам и способам творчества. Но это не ведет к развитию истинного творчества, формированию творческой личности.

Рисование интересный и полезный вид деятельности, который всегда считался эффективным способом обучения детей.

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.

Безусловно, для создания изображений и развития детского творчества принципиальное значение имеют воображение, положительное эмоциональное отношение детей к изобразительной деятельности и овладение детьми способов изображения, выразительными средствами рисунка.

В настоящее время современными педагогами и психологами разрабатываются нетрадиционные техники рисования, в которых ставятся новые задачи обучения и воспитания ребенка.

Мною были тщательно изучены следующие методические пособия:

1. «Художественное творчество и ребенок» п/р Н. А. Ветлугиной,

2. «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский,

3. «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова,

4. «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Козакова,

5. «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова,

6. «Воспитание и развитие дошкольника» Л. В. Васильченко,

7. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева,

8. «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова,

9. «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. Указанные авторы придавали большое значение развитию художественно- творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности. В своей работе я опиралась на методические разработки М. Г. Дрезниной «Каждый ребенок – художник. Обучение дошкольников рисованию (художественному творчеству)»; Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».

Новизна опыта

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он. Новизна педагогического опыта заключается в том, чтобы через использование нетрадиционных техник рисования в качестве основных форм проведения занятий по рисованию в дошкольном возрасте сформировать творческую личность и помочь ребенку найти «вдохновение» для творчества в окружающем мире, проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Технология опыта

Дошкольный возраст характеризуется развитием потребности у ребенка в значимой и оцениваемой деятельности, что положительно сказывается на его стремлении к новым игровым и обучающим видам деятельности. В этом возрасте продолжают развитие личностные качества ребенка.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности ребенка. По своей удивительной способности вызывать творческую фантазию искусство — занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания ребенка. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в дошкольном учреждении — развитие творческого начала, в чем бы оно ни проявлялось.

В связи с этим встала задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.

Сущность опыта состоит в том, что для эффективной работы по художественному, творческому развитию детей я знаю и учитываю реальные возможности и способности дошкольников, осуществляю выбор форм, методов и средств обучения, художественного воспитания и развития творческих способностей детей с использованием нетрадиционных способов изображения.

Анализ результативности.

Вся работа над проектом дала положительные результаты.

Работа, проведенная по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования и материалов показал, что каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью открывающего для себя незнакомый и удивительный мир искусства и творчества. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоционально положительное отношение к деятельности…Анализируя свою проделанную работу, могу сделать вывод: тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (творческую, интеллектуальную, познавательную) ; отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разной техникой нетрадиционного рисования. В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Следует помнить, что творческие способности, следует целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.

Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, подборе оборудования и материалов, применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей, разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

Адресные рекомендации

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и

внимательным родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей.

Возможность тиражирования

В целях популяризации и распространения педагогического опыта материалы размещены в сети Интернет:

На персональном сайте в социальной сети:

http:// www/maam.ru/users/ebogina

1. Беседа с родителями на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

2. Мастер – класс для педагогов на тему: «Птица – павлин».

3. Конспект занятия в средней группе на тему: «Кактус».

4. Конспект занятия в средней группе на тему: «Ежик».

5. Конспект занятия в средней группе на тему: «Веселые ладошки».

6. Конспект занятия в старшей группе на тему: «Цветные ладошки».

Теоретическая часть – описание педагогического опыта размещена

на сайте обособленного подразделения «Центр развития ребёнка –

детский сад «Солнышко»: http://skazka-kov.ru/solnyshko/portfolio/bogina/

Список литературы:

1. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3–5 лет:

2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1. — М. :"Издательство Скрипторий 2003", 2008.

3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. — М. :"Издательство Скрипторий 2003", 2008.

4. Занятия по рисованию с дошкольниками/ Под ред. Р. Г. Казаковой — М. : ТЦ Сфера, 2008.

5. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры/ авт. — сост. М. Г. Смирнова. — Волгоград: Учитель, 2009.

6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. программа и методические рекомендации. — М. Мозайка — Синтез, 2008.

7. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.

8. Комарова Т. С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, N9.

9. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва “Росмэн”, 2008.

10. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М. : «Карапуз — Дидактика», 2007.

11. Сахарова О. М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008.

12. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. — Ярославль: Академия развития, 2004.

13. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Нетрадиционные техники рисования для детей младшего дошкольного возрастаНетрадиционные техники рисования для детей младшего дошкольного возраста Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности через нетрадиционные формы образовательного.

«Нетрадиционные техники художественного творчества» во второй младшей группе (опыт работы клубного часа)«Нетрадиционные техники художественного творчества» во второй младшей группе (опыт работы клубного часа) Цель: - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования. Задачи:.

Фотоотчет «Нетрадиционные техники рисования»Фотоотчет «Нетрадиционные техники рисования» Художественное творчество. Как много можно сделать при помощи красок, кисти. Но есть и нетрадиционные техники рисования, которые предполагают.

Нетрадиционные техники рисованияНетрадиционные техники рисования Нетрадиционные техники рисования Нетрадиционных техник рисования огромное множество. Подобные занятия не только интересны для детей в саду,.

Нетрадиционные техники рисованияНетрадиционные техники рисования Мне очень нравится рисовать с детьми используя нетрадиционные техники рисования. Самое главное это очень нравится детям. Начинаем мы с.

Нетрадиционные техники рисованияНетрадиционные техники рисования Использование нетрадиционных методов рисования сейчас широко практикуется воспитателями в детском саду. Я решила использовать их в своей.

Нетрадиционные техники рисования для детей 1,5–3 летНетрадиционные техники рисования для детей 1,5–3 лет Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания.

«Осень». Нетрадиционные техники рисования«Осень». Нетрадиционные техники рисования С нового учебного года начала вести кружок с детьми старшего дошкольного возраста «Цветик – семицветик» с использованием различных нетрадиционных.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования в младшей группе»Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования в младшей группе» Нетрадиционные техники рисования в младшей группе. Не всем детям младшего дошкольного возраста дано владеть кистью или карандашом, кому-то.

Осенний лес-нетрадиционные техники рисованияОсенний лес-нетрадиционные техники рисования Такой красивый осенний лес и листопад сможет нарисовать каждый ребёнок. Для этого надо взять два белых листа (лучше А4, так как они потоньше.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Нетрадиционные техники рисования «Цветные ладошки»
Опубликовано: 11 октября 2021 в 19:44
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический опыт «Нетрадиционные техники рисования «Цветные ладошки»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Николаевна Богина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД