Елена Андреева
Педагогический опыт «Нетрадиционное детское творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Педогагический опыт на тему : "Нетрадиционное детское творчество".
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или зубной пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображение пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем, что может оставить видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами и предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Целью применения нетрадиционного отображения действительности является знакомство детей с разнообразными приёмами изображения. Включаем в учебный процесс самые необычные средства изображения: парафиновую свечу, зубную щётку, ватную палочку, корректор и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да и в краску, из теста не пельмени, а картину! Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретение веры в свои силы, внутренней гармонией самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Публикация «Педагогический опыт „Нетрадиционное детское творчество“» размещена в разделах
Работа с нетрадиционными изобразительными приёмами осуществляется с детьми, начиная с трёх лет. Вначале используются те приёмы, которые посильны детям этого возраста. Например: пальцевая живопись, рисование ладошкой, отпечаток, сделанный из овощей, палочка – тычок. У детей 3х-4х лет ещё плохо развита мелкая моторика пальцев рук и ориентировка на листе бумаги. Приёмы и методы нетрадиционного рисования помогают это развивать. С детьми старше 4х лет используются приё мы: аппликация обрыванием, рисование по шаблону и закрашивание внутри шаблонного контура, проступающий рисунок, монотипия. С детьми 5ти лет можно использовать: рисование мыльными пузырями, сангиной, по шаблону, на мокром листе бумаги, белой гуашью, воском, печать через трафарет, аппликация обрыванием и вклеивание внутри контурного изображения. Детям 6-7 лет можно предложить следующие нетрадиционные приёмы изображения : тестопластика, рисование на ткани, пластилинография, рисование корректором, объёмная аппликация, рисование штрихами, графический рисунок, рисование + аппликация с использованием бросового материала, проступающий рисунок, рисунок сангиной, использование в рисунке печатку. Используя в работе с детьми по изобразительной деятельности нетрадиционные приёмы и методы создаётся атмосфера радости, удовольствия, доброжелательности, отзывчивости. Каждый ребёнок может сполна проявить свою индивидуальность.
1. Пальцевая живопись.
Этот способ примакивания пальцев рук к поверхности листа бумаги разными способами (кончиками – подушечками пальцев, боковой стороной фаланги) для получения разных отпечатков. Пальчиковый приём позволят детям органично почувствовать изобразительный материал, его свойства – вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя, осознать чувство ритма, как изобразительно – выразительное средство.
Цель: формировать опыт в технике пальцевого рисования, развивать мелкую моторику пальцев рук.
2. Шаблонография.
Чтобы нарисовать предмет, нужно представить, из каких геометрических форм он состоит. С возрастом опыт ребёнка становится шире, и он начинает понимать, что каждый сложный предмет можно изобразить с помощью простых составляющих: треугольников, кругов, квадратов, овалов, прямоугольников. Данная техника предполагает, обрисовывание заранее приготовленных шаблонов – геометрических фигур.
Цель: накапливать опыт в составлении и изображении отдельных объектов или сюжета.
3. Рисование палочкой - тычком.
Цель: накапливать опыт использовать в рисовании палочку - тычок, с помощью которой можно оставить много одинаковых круглых отпечатков.
4. Рисование на мокром листе бумаги.
Цель: формировать у детей навык равномерного распределения кистью воды на листе бумаги, с последующим нанесением рисунка гуашью. Упражнять в слиянии красок и получении новых оттенков.
5. Аппликация обрыванием, выклеивание внутри контурного изображения.
Цель: накапливать опыт в выклеивании обрывками цветной бумаги внутри контурного изображения. Развивать мелкую моторику пальцев рук, воображение и ориентировку в замкнутом пространстве.
6. Рисование восковой свечой.
Данная техника называется "фотокопией". Рисунок наносится с помощью водооталкивающего материала - свечи или кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной или гуашевой красками, а будут проявляться, как при проявлении фотоплёнки.
Цель: развивать фантазию, воображение, ориентировку на листе бумаги.
7. Монотипия.
Эта техника используется для изображения зеркального отражения объектов (одинаковых половинок целого, зеркального отражения в воде). Лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего изображения, затем лист складывается по линии сгиба и разглаживается, чтобы получился отпечаток на другой половинке листа.
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой изображения - монотипией, показать её изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии.
8. Рисование белой гуашью на цветной бумаге.
Такая техника может использоваться например для изображения зимнего пейзажа, деревьев в инее.
Цель: закрепить приём рисования концом кисти или тонкими кистями.
9. Рисование корректором. (корректор на водной основе)
Техника рисования корректором похожа на технику рисования белой гуашью на цветной бумаге. С помощью корректора можно тоже изобразить зимний пейзаж, зимние забавы, морозный узор на окне и много других задуманных предметов и сюжетов.
10. Проступающий рисунок.
Это смешанная техника сочетает рисовние разными материалами: восковые карандаши и гуашевые краски.
Цель: познакомить детей со свойствами и выразительными особенностями изобразительного материала. Развивать творчество при нанесении задуманного сюжета восковыми карандашами на бумажный лист, а затем при помощи кисти наносить гуашевые краски. Краска скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется.
11. Рисование мыльными пузырями.
Цель: развивать фантазию, воображение. Упражнять в раздувании мыльной пены в задуманном порядке.
12. Рисование сангиной.
Эта техника схожа с графическим изображением.
Цель:формировать навык изображения предмета или сюжета в одном цвете, познакомить с разновидностью изобразительных средств (сангиной).
13. Рисование на тканевой основе.
Перед началом рисования ткань намочить водой и разгладить в мокром виде на гладкой поверхности.
Цель: упражнять детей в наборе краски и выды на кисть в нужном количестве при использовании данной техники. Закрепить умение изображать предметы ии сюжет, только не на бумаге, а на тканевой основе.
14. Аппликация обрыванием.
Цель: упражнять детей в выклеивании обрывками цветной бумаги предмет или сюжет, прежде задуманный, не опираясь на контурное изображение. Развивать воображение, мклкую моторику рук и ориентировку на листе бумаги.
15. Пластилинография.
Цель: формировать опыт в вылепливании из пластилина необходимых форм, размазывать пластилин внутри нарисованного по шаблону изображения.
16. Рисование + аппликация.
Этот вид деятельности позволяет ребёнку раскрыться, развивает воображение и объёмное видение.
Цель: упражнять детей в создании фона при помощи красок, задуманной картинке, затем добавлять аппликативно недостающие объекты. Воспитывать эстетические качества, аккуратность.
17. Обьёмная аппликация.
Цель: упражнять детей в складывании в определённой последовательности бумаги, затем обводить по шаблону и вырезывать. Развивать творчество, пробуждать фантазию, развивать моторику рук, чувства формы и цвета.
18. Рисование штрихами.
Рисунок, выполненный штрихами, может быть цветным, а может быть тоновым, то есть чёрным или серым. Отвлечение от цвета позволяет сосредоточить внимание на более точной передаче формы, строения изображаемых предметов, движений, композиции рисунка. При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать его мягкость или колючесть, доброту или агрессивность.
Цель: упражнять детей в использовании штриховки, как изобразительном виде деятельности. Закреплять форму, длину, размер. Развиать мелкую моторику пальцев рук, фантазию, воображение.
19. Тестопластика.
Тестопластика - это лепка из солёого теста. Солёное тесто - приятный на ощупь, мягкий, пластичный материал, состоящий из натуральных компонентов.
Цель: развивать воображение, творчество, мелкую моторику рук. Воспитывать чувство коллективизма при создании коллективных работ.
20. Рисование мятой бумагой.
Эта техника позволяет передать воображаемый обьём предмета (пушистую шерсть животного, густую крону деревьев и т. д.)
Цель: упражнять детей в наборе с палитры на мятый комок бумаги, необходимый цвет гуашевой краски, для изображения задуманного рисунка. Развивать воображение, фантазию, чувство формы и цвета. Развивать ориентировку на листе бумаги и мелкую моторику пальцев рук.