Нарина Кесян
Педагогический час «Обусловленность применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущая: Кесян Н. С. – старший воспитатель
Педагогический час на тему :
«Обусловленность применения здоровьесберегающих
технологий в ДОУ»
Здоровье — одна из важнейших категорий человеческого бытия. Здоровье и болезнь человека представляют собой производные окружающей среды. Здоровье нельзя рассматривать как нечто независимое, автономное, оно является результатом социальных и природных факторов. По определению Всемирной организации здравоохранения: «здоровье — это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, то есть это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».
Публикация «Педагогический час „Обусловленность применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ“» размещена в разделах
Составляющими данного определения являются:
- соматическое здоровье;
- физическое здоровье;
- психическое здоровье;
- нравственное здоровье.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ – основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится ведущее место. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих физическое психическое и социальное здоровье ребенка.
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6-7-летнего возраста могут считаться здоровыми, и одна из существующих причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей ценностного отношения к собственному здоровью.
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.
Факторы, оказывающие неблагоприятные воздействия на здоровье воспитанников в детском саду:
Гигиенические условия и факторы:
1. шум
2. освещенность
3. воздушная среда
4. размер помещений
5. дизайн, цвет стен
6. используемые стройматериалы
7. мебель: размеры, размещение
8. мультимедийные средства, компьютеры, телевизоры
9. пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания
10. качество питьевой воды
11. экологическое состояние прилегающей к ДОУ территории
12. состояние сантехнического оборудования
Учебно-организационные факторы:
1. объем учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям дошкольника
2. сетка занятий, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году
3. организационно-педагогические условия проведения занятия (плотность, чередование видов деятельности, проведение физминуток, динамических пауз, упражнение для зрения, пальчиковые гимнастики и т. д.)
4. объем физической нагрузки — по дням, за неделю, за месяц (в регламентированных и не регламентированных видах деятельности)
5. медицинское и психологическое обеспечение ДОУ
6. участие родителей воспитанников в жизни ДОУ
7. стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»
8. психологический климат педколлектива, характер отношений по горизонтали
9. наличие / отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья воспитанников
10. позиция и уровень компетенции руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Психолого — педагогические факторы :
1. психологический климат в группе, на занятии, наличие эмоциональных разрядок;
2. стиль педагогического общения педагога с воспитанниками;
3. степень реализации педагогом индивидуального подхода к воспитаннику;
4. особенности работы с «проблемными» детьми;
5. соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным возможностям дошкольников;
6. степень ограничений к свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений воспитанников на занятиях и во время пребывания в ДОУ;
8. личные, психологические особенности педагога, свойств его характера, эмоциональных проявлений;
9. состояние здоровья педагога. Его образ жизни и отношение к своему здоровью;
10. обремененность педагога собственными проблемами, способность к психоэмоциональному переключению;
11. степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности педагога;
12. профессиональная подготовленность педагога по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Деятельность коллектива МБДОУ Д/С 7 „Ивушка“ направлена на обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта, предпосылок к обучению в школе.
Целеполагающим в стратегии организации работы в контексте качественной реализации здоровьесберегающих технологий для нас является :
1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса ДОУ.
2. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей :
• исследований состояния здоровья детей;
• диагностика физической подготовленности дошкольников;
• анализ профессиональной компетенции воспитателей;
• проверка состояния физкультурно-оздоровительной работы;
• анкетирование среди родителей.
3. Анализ созданных условий в детском саду.
4. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность МДОУ по здоровьесбережению.
5. Изучение и внедрение современных инноваций в области физического развития детей.
6. Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения.
Организационное направление ориентировано на формирование здоровьесберегающей среды в ДОУ, определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики, изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик, систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров, пропаганда методов оздоровления в коллективе детей, родителей, педагогов.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация развивающей среды в ДОУ:
• наличие зеленых уголков, спортивной площадки, физкультурного уголка, достаточного пространства в группах для самостоятельной двигательной деятельности детей;
• проведение мониторинга питания, водоснабжения, санитарно-гигиенического состояния помещений, территории дошкольного учреждения;
• использование участка дошкольного учреждения в как здоровьесберегающей среды в оздоровлении детей;
• воспитание здоровьесберегающей культуры у детей и их родителей. Организация семинаров, родительских клубов и др. :
• внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ (занятия, игры, экскурсии, прогулки, наблюдения, опытническая и практическая природоохранная работа, массовые экологические мероприятия для детей, родителей участие в экологических проектах и акциях);
• работа по развитию здровьесберегающей компетентности у педагогов, родителей (проведение конференций, обучающих семинаров, практикумов, консультаций, педсоветов, открытых занятий, круглых столов и т. д.);
• оснащение методического кабинета, информационное обеспечение, пропаганда передового опыта педагогической работы по формированию здорового образа жизни, пропаганда знаний;
• организация выставок (творчество детей, педагогов, родителей и др.).
Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы физкультурные уголки, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, развития равновесия используются различные дорожки, змейки. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, организации подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Все оборудование доступно детям.
Реализация оздоровительной деятельности ДОУ - это четкая интеграция профилактического и организационного направления, педагогического и физически - формирующего воздействия на ребенка специфическими и неспецифическими средствами, целостной организацией педагогического процесса.
С целью повышения иммунитета воспитанники ДОУ в течение года получают овощные салаты, фрукты, витаминизированный компот. Для профилактики инфекционных заболеваний, гриппа, ОРВИ используются лук, чеснок.
Оценка прохождения периода адаптации отслеживается с помощью диагностических методик, при которых выделяются критерии адаптирования: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды – сон, аппетит, эмоциональные реакции).
Работа по физическому воспитанию строится на основе диагностики, которую проводит инструктор по физической культуре. Результаты используются специалистами при планировании работы с детьми.
На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние организация оптимального двигательного режима в течение дня. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста. Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формирование всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребёнка.
При проведении занятий инструктор по физической культуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, интегрированные, игры-эстафеты и др. Процесс обучения носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацией.
Педагоги активно включают в свою деятельность цикл занятий на которых параллельно с интеллектуальным развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья, что способствует расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности.
Поднимающие настроение и мышечный тонус утренняя ритмическая гимнастика, физкультминутки, динамические паузы, бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами стали естественными и необходимыми в нашем детском саду.
А сколько положительных эмоций, а, следовательно, и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводятся такие мероприятия, как спортивные, спортивно-музыкальные, экологические праздники и развлечения, на которых дети демонстрируют уровень физического и интеллектуального развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Детям особенно нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. Такие праздники носят название "Семейные старты", "Папа, мама, я - спортивная семья", Дни здоровья.
Все эти формы взаимодействия с детьми позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.
В нашем детском саду существует система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей. Она направлена на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие воспитателей. Система методической работы детского сада включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных программ и технологий.
Одним из видов деятельности мы рассматриваем проведение педагогических совещаний, на которых воспитатели и специалисты имеют возможность не только узнать о деятельности коллег, но и систематизировать знания, осмыслить собственные подходы к работе. Ежегодно одно из педагогических совещаний посвящено физкультурно-оздоровительной работе в детском саду. Эффективными формами работы с педагогическими кадрами стали семинары-практикумы, педагогические тренинги, мастер-классы, повышению профессионального мастерства педагогов способствуют смотры-конкурсы, которые проводятся ежегодно.
В Концепции дошкольного воспитания подчё ркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, конкурсы, анкетирование, участие родителей в проводимых в ДОУ мероприятиях.
Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках ("Движение- основа здоровья", "Как выработать у детей правильную осанку", "Зимняя прогулка" и т. д.). Постоянно действуют рубрики «Советы Доктора Айболита», «Мы растем» и др.
Вся вышеперечисленная работа, ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, режимных моментов, постоянная опора на интерес детей, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства дошкольников наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.