МААМ-картинки

Педагогический час «Обусловленность применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Нарина Кесян
Педагогический час «Обусловленность применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Ведущая: Кесян Н. С. – старший воспитатель

Педагогический час на тему :

«Обусловленность применения здоровьесберегающих

технологий в ДОУ»

Здоровье — одна из важнейших категорий человеческого бытия. Здоровье и болезнь человека представляют собой производные окружающей среды. Здоровье нельзя рассматривать как нечто независимое, автономное, оно является результатом социальных и природных факторов. По определению Всемирной организации здравоохранения: «здоровье — это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, то есть это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».

Публикация «Педагогический час „Обусловленность применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ“» размещена в разделах

Составляющими данного определения являются:

- соматическое здоровье;

- физическое здоровье;

- психическое здоровье;

- нравственное здоровье.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ – основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится ведущее место. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих физическое психическое и социальное здоровье ребенка.

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6-7-летнего возраста могут считаться здоровыми, и одна из существующих причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей ценностного отношения к собственному здоровью.

На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.

Факторы, оказывающие неблагоприятные воздействия на здоровье воспитанников в детском саду:

Гигиенические условия и факторы:

1. шум

2. освещенность

3. воздушная среда

4. размер помещений

5. дизайн, цвет стен

6. используемые стройматериалы

7. мебель: размеры, размещение

8. мультимедийные средства, компьютеры, телевизоры

9. пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания

10. качество питьевой воды

11. экологическое состояние прилегающей к ДОУ территории

12. состояние сантехнического оборудования

Учебно-организационные факторы:

1. объем учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям дошкольника

2. сетка занятий, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году

3. организационно-педагогические условия проведения занятия (плотность, чередование видов деятельности, проведение физминуток, динамических пауз, упражнение для зрения, пальчиковые гимнастики и т. д.)

4. объем физической нагрузки — по дням, за неделю, за месяц (в регламентированных и не регламентированных видах деятельности)

5. медицинское и психологическое обеспечение ДОУ

6. участие родителей воспитанников в жизни ДОУ

7. стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»

8. психологический климат педколлектива, характер отношений по горизонтали

9. наличие / отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья воспитанников

10. позиция и уровень компетенции руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Психолого — педагогические факторы :

1. психологический климат в группе, на занятии, наличие эмоциональных разрядок;

2. стиль педагогического общения педагога с воспитанниками;

3. степень реализации педагогом индивидуального подхода к воспитаннику;

4. особенности работы с «проблемными» детьми;

5. соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным возможностям дошкольников;

6. степень ограничений к свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений воспитанников на занятиях и во время пребывания в ДОУ;

8. личные, психологические особенности педагога, свойств его характера, эмоциональных проявлений;

9. состояние здоровья педагога. Его образ жизни и отношение к своему здоровью;

10. обремененность педагога собственными проблемами, способность к психоэмоциональному переключению;

11. степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности педагога;

12. профессиональная подготовленность педагога по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Деятельность коллектива МБДОУ Д/С 7 „Ивушка“ направлена на обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта, предпосылок к обучению в школе.

Целеполагающим в стратегии организации работы в контексте качественной реализации здоровьесберегающих технологий для нас является :

1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса ДОУ.

2. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей :

• исследований состояния здоровья детей;

• диагностика физической подготовленности дошкольников;

• анализ профессиональной компетенции воспитателей;

• проверка состояния физкультурно-оздоровительной работы;

• анкетирование среди родителей.

3. Анализ созданных условий в детском саду.

4. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность МДОУ по здоровьесбережению.

5. Изучение и внедрение современных инноваций в области физического развития детей.

6. Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения.

Организационное направление ориентировано на формирование здоровьесберегающей среды в ДОУ, определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики, изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик, систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров, пропаганда методов оздоровления в коллективе детей, родителей, педагогов.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация развивающей среды в ДОУ:

• наличие зеленых уголков, спортивной площадки, физкультурного уголка, достаточного пространства в группах для самостоятельной двигательной деятельности детей;

• проведение мониторинга питания, водоснабжения, санитарно-гигиенического состояния помещений, территории дошкольного учреждения;

• использование участка дошкольного учреждения в как здоровьесберегающей среды в оздоровлении детей;

• воспитание здоровьесберегающей культуры у детей и их родителей. Организация семинаров, родительских клубов и др. :

• внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ (занятия, игры, экскурсии, прогулки, наблюдения, опытническая и практическая природоохранная работа, массовые экологические мероприятия для детей, родителей участие в экологических проектах и акциях);

• работа по развитию здровьесберегающей компетентности у педагогов, родителей (проведение конференций, обучающих семинаров, практикумов, консультаций, педсоветов, открытых занятий, круглых столов и т. д.);

• оснащение методического кабинета, информационное обеспечение, пропаганда передового опыта педагогической работы по формированию здорового образа жизни, пропаганда знаний;

• организация выставок (творчество детей, педагогов, родителей и др.).

Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы физкультурные уголки, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, развития равновесия используются различные дорожки, змейки. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, организации подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Все оборудование доступно детям.

Реализация оздоровительной деятельности ДОУ - это четкая интеграция профилактического и организационного направления, педагогического и физически - формирующего воздействия на ребенка специфическими и неспецифическими средствами, целостной организацией педагогического процесса.

С целью повышения иммунитета воспитанники ДОУ в течение года получают овощные салаты, фрукты, витаминизированный компот. Для профилактики инфекционных заболеваний, гриппа, ОРВИ используются лук, чеснок.

Оценка прохождения периода адаптации отслеживается с помощью диагностических методик, при которых выделяются критерии адаптирования: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды – сон, аппетит, эмоциональные реакции).

Работа по физическому воспитанию строится на основе диагностики, которую проводит инструктор по физической культуре. Результаты используются специалистами при планировании работы с детьми.

На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние организация оптимального двигательного режима в течение дня. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста. Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формирование всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребёнка.

При проведении занятий инструктор по физической культуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, интегрированные, игры-эстафеты и др. Процесс обучения носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацией.

Педагоги активно включают в свою деятельность цикл занятий на которых параллельно с интеллектуальным развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья, что способствует расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности.

Поднимающие настроение и мышечный тонус утренняя ритмическая гимнастика, физкультминутки, динамические паузы, бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами стали естественными и необходимыми в нашем детском саду.

А сколько положительных эмоций, а, следовательно, и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводятся такие мероприятия, как спортивные, спортивно-музыкальные, экологические праздники и развлечения, на которых дети демонстрируют уровень физического и интеллектуального развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Детям особенно нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. Такие праздники носят название "Семейные старты", "Папа, мама, я - спортивная семья", Дни здоровья.

Все эти формы взаимодействия с детьми позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

В нашем детском саду существует система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей. Она направлена на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие воспитателей. Система методической работы детского сада включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных программ и технологий.

Одним из видов деятельности мы рассматриваем проведение педагогических совещаний, на которых воспитатели и специалисты имеют возможность не только узнать о деятельности коллег, но и систематизировать знания, осмыслить собственные подходы к работе. Ежегодно одно из педагогических совещаний посвящено физкультурно-оздоровительной работе в детском саду. Эффективными формами работы с педагогическими кадрами стали семинары-практикумы, педагогические тренинги, мастер-классы, повышению профессионального мастерства педагогов способствуют смотры-конкурсы, которые проводятся ежегодно.

В Концепции дошкольного воспитания подчё ркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, конкурсы, анкетирование, участие родителей в проводимых в ДОУ мероприятиях.

Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках ("Движение- основа здоровья", "Как выработать у детей правильную осанку", "Зимняя прогулка" и т. д.). Постоянно действуют рубрики «Советы Доктора Айболита», «Мы растем» и др.

Вся вышеперечисленная работа, ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, режимных моментов, постоянная опора на интерес детей, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства дошкольников наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.

Публикации по теме:

Физкультурное занятие с применением здоровьесберегающих технологийФизкультурное занятие с применением здоровьесберегающих технологий «Физкультурное занятие с применением здоровье сберегающих технологий». Цель: Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и.

Игротренинг с родителями «Использование здоровьесберегающих технологий в семье»Игротренинг с родителями «Использование здоровьесберегающих технологий в семье» Девиз «Через движения и игру – к лучшей жизни!» Цель: повысить эффективность работы с родителями по оздоровлению детей; сформировать потребность.

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУОпыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ Физическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.

Логоритмика — один из видов здоровьесберегающих технологий Логоритмика - один из видов здоровье сберегающих технологий. В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Здравствуйте, уважаемые родители, гости, педагоги! Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею,.

Конспект НОД на основе здоровьесберегающих технологий «Спасибо, но мне это не нужно!» «Использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста здоровьесберегающей технологии – сказкотерапия». Тема: Спасибо, но мне это.

Отчет об использовании здоровьесберегающих технологийОтчет об использовании здоровьесберегающих технологий ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Сегодня.

Фотоотчёт о применении здоровьесберегающих технологий в ДОУФотоотчёт о применении здоровьесберегающих технологий в ДОУ В каждом саду проводятся здоровьесберегающие технологии т. к в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического и психологического.

Педагогический опыт «Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада»Педагогический опыт «Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада» Педагогический опыт «Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада» «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический час «Обусловленность применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Опубликовано: 6 августа 2023 в 12:40
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД