Кристина
Педагогические условия использования регионального компонента в творческой работе по формированию лексического запаса
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая функция одна из важнейших функций человека, в процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению, к творчеству.
Содержание словарной работы в дошкольном возрасте, прежде-всего определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребенком культуры – материальной, интеллектуальной, социально-нормативной.
Публикация «Педагогические условия использования регионального компонента в творческой работе по формированию лексического запаса» размещена в разделах
Освоение социального опыта происходит в процессе всей деятельности ребенка в дошкольном учреждении и дома. Слово необходимо ребенку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познании мира, развитии и совершенствовании разных видов деятельности и особенно для развития творческой активности. Бедность словаря мешает полноценному общению, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня развития. Все эти факторы способствуют адаптации ребенка в своем детском коллективе, а в будущем успешности в социуме.
Особенность словарной работы в ДОУ состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение и активизация словаря происходит в процессе общения ребенка и взрослого в совместной деятельности в течение всего пребывания в детском саду. И поскольку это общение с ребенком занимает длительный период, большую помощь в словарной работе с детьми в развитии у детей творческой активности оказывает фольклор. Это именно та почва, на которой возникло профессиональное искусство всех народов мира.
Наш Уральский регион очень богат и многообразен по своим народным, культурным традициям, здесь проживает много разных народов и этнических групп, культура которых хоть и имеет собственные корни, но, тем не менее, тесно перекликается друг с другом. Уральское народное творчество включает непрофессионально созданные произведения всех родов и жанров. Это эпос – произведения повествовательного рода: песни о героях, исторических событиях, сказки, предания, былины. Это песни, которые сопровождали обряды (свадьбу, праздники (масленицу, сбор урожая, драмы (хоровые игры, игры с Петрушкой).
В сегодняшней современной жизни особенно актуально возвращение к своим истокам, народным корням. Именно произведения детского фольклорного жанра способствуют не только обогащению словарного запаса, но и развивают творческое мышление, творческую активность ребенка.
Один из любимых детских жанров – сказки. Эти повествовательные произведения устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с учетом волшебных фантастических сил, пришли к нам из глубокой древности. Именно в сказках ребенок получает первые представления о мире, добре и зле, справедливости, счастье и любви. Именно в сказке ребенок слышит и узнает новые слова, речевые обороты, которые украшают богатый русский язык. В сказках удивительно красивые имена добрых положительных героев: Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна, Синеглазка, Финист-Ясный Сокол, Иван Царевич, и такие колкие – имена отрицательных жадных, злых персонажей: Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч. В сказках особая природа – дремучие леса, молочные реки, кисельные берега. В сказках всегда добро побеждает зло. Ребенок, с младенческого возраста, слышавший сказку, не только способен различать положительных и отрицательных героев, но, как правило, с удовольствием перевоплощается в них в игровой деятельности, берет на себя роли главных положительных героев, придумывает новые сюжеты и ситуации. А более одаренный ребенок сочиняет небольшие песенки, стихи, считалки главных героев. И мы вполне можем назвать это творческим процессом, где в перспективе может появиться новое произведение.
Многим сказкам предшествует присказка («в некотором царстве…», «Жили-были…», заканчиваются они тоже традиционно («стали жить поживать, и добра наживать», «и я там был, мед-пиво пил…», и. т. п.). Языку сказок свойственна плавность, напевность речи, что позволяет ребенку глубоко вникнуть в суть сюжета, сохранить его интерес. В них много устойчивых сочетаний («утро вечера мудренее»; «идет, куда глаза глядят»; «буйну голову повесил» и т. д., которые часто дети слышат и в жизненных ситуациях, а порой и сами повторяют.
Часть уральского фольклора – национальные сказки. В них меньше шаблонов, но именно в них ребенок узнает о быте людей, их образе жизни, традициях: «Сказка об умной уточке», «Сказка о том, как появилась уральская домовая роспись», «История-сказ об Урале-батюшке», «Легенда об изумрудах».
К. Д. Ушинский справедливо заметил, что освоение ребенком языка во всем его богатстве и красочности немыслимо без знакомства с пословицами и поговорками, что обусловлено их формой и содержанием. Первые пословицы ребенок слышит в речи взрослых, при этом для него раскрывается, прежде смысл пословицы как общепринятого поучения. Смысл этот тем понятнее, чем нагляднее он выражен.
Народные поговорки – это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным определением какого-либо явления.
Уже с младшего дошкольного возраста можно начинать с ними ненавязчивое знакомство в виде похвалы, успешности, доброго юмористического замечания. Дети с удовольствием принимают такую похвалу и сами повторяют в подходящей жизненной ситуации, в быту или в игре.
Например, русские пословицы и поговорки.
О веселье:
«Кто в радости живет, того и кручина неймет»; «Шутку шутить всех веселить», «Умей и пошутить, умей и перестать».
О труде:
«Что потрудимся, то и поедим»; «Не сиди, сложа руки, так не будет и скуки», «Без дела жить, что небо коптить».
О гостеприимстве:
«Хозяин весел и гость радостен», «Гостю почет – хозяину честь. Гость доволен – хозяин рад», «Кипите, щи, чтобы гости шли».
О доме, о хозяйстве: «Горе тому, кто непорядком живет в дому»; «Всякий дом хозяином держится»; «Хозяюшка в дому – оладышек в меду»
Башкирские пословицы и поговорки.
О труде, о скотоводстве, земледелии:
«Без труда не появится еда», «У кого есть конь, у того есть друг», «За работой и время быстрее бежит».
О семье, о родственных отношениях:
«В доме, где согласие – изобилие, счастье»; «Земля без дерева не бывает, человек без родителей не бывает».
Татарские пословицы и поговорки.
О труде, работе :
«Каков хозяин, таков и скот»; «Безделье – ключ к бедности»; «Лучше делать одно ремесло хорошо, чем десять плохо».
Семья, родственные отношения:
«Какова яблоня, таковы и яблоки»; «Человек без родины – соловей без песни».
Любят дети и национальные загадки, и жеребьевки, и считалки, и поговорки, и дразнилки, которые с удовольствием используют в подвижных играх, театрализованных постановках, самостоятельной деятельности, например:
Потешка: Ладушки, лады,
Не полеваны сады,
Недосуг поливать,
Надо в ладушки играть.
Прибаутка: Кот на печку пошел,
Горшок каши нашел,
На печи калачи,
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются.
Пестушка: Уты, уты полетели,
На головку сели,
Сели, сели, посидели
Да опять полетели.
Уты, уты, уты…
Колыбельная: Баю, баю, зыбаю,
Отец ушел за рыбою.
Мать ушла пеленки мыть.
Дедушка дрова рубить,
А бабушка уху варить,
Тебя, Митенька, кормить.
Закличка: Бабочка, бабочка,
Сядь на лавочку,
Дам булавочку.
Докучная сказка: Жили-были баран да овца,
Поставили они стожок сенца.
Не начать ли сказку с конца?
Жили-были баран да овца…
Дразнилка: Прокоп-укроп,
Медный лоб,
Сам с ноготок,
Голова с локоток.
Уральский фольклор имеет свои особенности. Конечно, условия жизни, природы, населения, традиций наложили свой отпечаток на уральскую литературу, в том числе и на детскую. Недаром Борис Ручьев призывал, обращаясь в редакцию журнала «Урал» : «Все-таки, братцы, давайте делать журнал уральскими душами!»
Значение регионального принципа в развитии речи детей признается многими специалистами. Изучение «культурного региона» углубляет наши представления об исторических культурных связях той или иной местности с жизнью всей страны, раскрывает богатство и многообразие национальной художественной культуры для детей, и возможно, в будущем именно уральские дети внесут огромный вклад в культурное наследие страны и прославят свой регион.
Список литературы:
1. Е. С. Бабунова «Наш дом - Южный Урал» Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики/ Ред. - сост. Е. С. Бабунова. - 2-е изд. – Челябинск: Взгляд, 2007. – 239 с.