Приложение МААМ

Педагогические условия использования регионального компонента в творческой работе по формированию лексического запаса

Кристина
Педагогические условия использования регионального компонента в творческой работе по формированию лексического запаса
▼ Скачать + Заказать документы

Речевая функция одна из важнейших функций человека, в процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению, к творчеству.

Содержание словарной работы в дошкольном возрасте, прежде-всего определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребенком культуры – материальной, интеллектуальной, социально-нормативной.

Публикация «Педагогические условия использования регионального компонента в творческой работе по формированию лексического запаса» размещена в разделах

Освоение социального опыта происходит в процессе всей деятельности ребенка в дошкольном учреждении и дома. Слово необходимо ребенку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познании мира, развитии и совершенствовании разных видов деятельности и особенно для развития творческой активности. Бедность словаря мешает полноценному общению, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня развития. Все эти факторы способствуют адаптации ребенка в своем детском коллективе, а в будущем успешности в социуме.

Особенность словарной работы в ДОУ состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение и активизация словаря происходит в процессе общения ребенка и взрослого в совместной деятельности в течение всего пребывания в детском саду. И поскольку это общение с ребенком занимает длительный период, большую помощь в словарной работе с детьми в развитии у детей творческой активности оказывает фольклор. Это именно та почва, на которой возникло профессиональное искусство всех народов мира.

Наш Уральский регион очень богат и многообразен по своим народным, культурным традициям, здесь проживает много разных народов и этнических групп, культура которых хоть и имеет собственные корни, но, тем не менее, тесно перекликается друг с другом. Уральское народное творчество включает непрофессионально созданные произведения всех родов и жанров. Это эпос – произведения повествовательного рода: песни о героях, исторических событиях, сказки, предания, былины. Это песни, которые сопровождали обряды (свадьбу, праздники (масленицу, сбор урожая, драмы (хоровые игры, игры с Петрушкой).

В сегодняшней современной жизни особенно актуально возвращение к своим истокам, народным корням. Именно произведения детского фольклорного жанра способствуют не только обогащению словарного запаса, но и развивают творческое мышление, творческую активность ребенка.

Один из любимых детских жанров – сказки. Эти повествовательные произведения устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с учетом волшебных фантастических сил, пришли к нам из глубокой древности. Именно в сказках ребенок получает первые представления о мире, добре и зле, справедливости, счастье и любви. Именно в сказке ребенок слышит и узнает новые слова, речевые обороты, которые украшают богатый русский язык. В сказках удивительно красивые имена добрых положительных героев: Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна, Синеглазка, Финист-Ясный Сокол, Иван Царевич, и такие колкие – имена отрицательных жадных, злых персонажей: Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч. В сказках особая природа – дремучие леса, молочные реки, кисельные берега. В сказках всегда добро побеждает зло. Ребенок, с младенческого возраста, слышавший сказку, не только способен различать положительных и отрицательных героев, но, как правило, с удовольствием перевоплощается в них в игровой деятельности, берет на себя роли главных положительных героев, придумывает новые сюжеты и ситуации. А более одаренный ребенок сочиняет небольшие песенки, стихи, считалки главных героев. И мы вполне можем назвать это творческим процессом, где в перспективе может появиться новое произведение.

Многим сказкам предшествует присказка («в некотором царстве…», «Жили-были…», заканчиваются они тоже традиционно («стали жить поживать, и добра наживать», «и я там был, мед-пиво пил…», и. т. п.). Языку сказок свойственна плавность, напевность речи, что позволяет ребенку глубоко вникнуть в суть сюжета, сохранить его интерес. В них много устойчивых сочетаний («утро вечера мудренее»; «идет, куда глаза глядят»; «буйну голову повесил» и т. д., которые часто дети слышат и в жизненных ситуациях, а порой и сами повторяют.

Часть уральского фольклора – национальные сказки. В них меньше шаблонов, но именно в них ребенок узнает о быте людей, их образе жизни, традициях: «Сказка об умной уточке», «Сказка о том, как появилась уральская домовая роспись», «История-сказ об Урале-батюшке», «Легенда об изумрудах».

К. Д. Ушинский справедливо заметил, что освоение ребенком языка во всем его богатстве и красочности немыслимо без знакомства с пословицами и поговорками, что обусловлено их формой и содержанием. Первые пословицы ребенок слышит в речи взрослых, при этом для него раскрывается, прежде смысл пословицы как общепринятого поучения. Смысл этот тем понятнее, чем нагляднее он выражен.

Народные поговорки – это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным определением какого-либо явления.

Уже с младшего дошкольного возраста можно начинать с ними ненавязчивое знакомство в виде похвалы, успешности, доброго юмористического замечания. Дети с удовольствием принимают такую похвалу и сами повторяют в подходящей жизненной ситуации, в быту или в игре.

Например, русские пословицы и поговорки.

О веселье:

«Кто в радости живет, того и кручина неймет»; «Шутку шутить всех веселить», «Умей и пошутить, умей и перестать».

О труде:

«Что потрудимся, то и поедим»; «Не сиди, сложа руки, так не будет и скуки», «Без дела жить, что небо коптить».

О гостеприимстве:

«Хозяин весел и гость радостен», «Гостю почет – хозяину честь. Гость доволен – хозяин рад», «Кипите, щи, чтобы гости шли».

О доме, о хозяйстве: «Горе тому, кто непорядком живет в дому»; «Всякий дом хозяином держится»; «Хозяюшка в дому – оладышек в меду»

Башкирские пословицы и поговорки.

О труде, о скотоводстве, земледелии:

«Без труда не появится еда», «У кого есть конь, у того есть друг», «За работой и время быстрее бежит».

О семье, о родственных отношениях:

«В доме, где согласие – изобилие, счастье»; «Земля без дерева не бывает, человек без родителей не бывает».

Татарские пословицы и поговорки.

О труде, работе :

«Каков хозяин, таков и скот»; «Безделье – ключ к бедности»; «Лучше делать одно ремесло хорошо, чем десять плохо».

Семья, родственные отношения:

«Какова яблоня, таковы и яблоки»; «Человек без родины – соловей без песни».

Любят дети и национальные загадки, и жеребьевки, и считалки, и поговорки, и дразнилки, которые с удовольствием используют в подвижных играх, театрализованных постановках, самостоятельной деятельности, например:

Потешка: Ладушки, лады,

Не полеваны сады,

Недосуг поливать,

Надо в ладушки играть.

Прибаутка: Кот на печку пошел,

Горшок каши нашел,

На печи калачи,

Как огонь горячи.

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.

Пестушка: Уты, уты полетели,

На головку сели,

Сели, сели, посидели

Да опять полетели.

Уты, уты, уты…

Колыбельная: Баю, баю, зыбаю,

Отец ушел за рыбою.

Мать ушла пеленки мыть.

Дедушка дрова рубить,

А бабушка уху варить,

Тебя, Митенька, кормить.

Закличка: Бабочка, бабочка,

Сядь на лавочку,

Дам булавочку.

Докучная сказка: Жили-были баран да овца,

Поставили они стожок сенца.

Не начать ли сказку с конца?

Жили-были баран да овца…

Дразнилка: Прокоп-укроп,

Медный лоб,

Сам с ноготок,

Голова с локоток.

Уральский фольклор имеет свои особенности. Конечно, условия жизни, природы, населения, традиций наложили свой отпечаток на уральскую литературу, в том числе и на детскую. Недаром Борис Ручьев призывал, обращаясь в редакцию журнала «Урал» : «Все-таки, братцы, давайте делать журнал уральскими душами!»

Значение регионального принципа в развитии речи детей признается многими специалистами. Изучение «культурного региона» углубляет наши представления об исторических культурных связях той или иной местности с жизнью всей страны, раскрывает богатство и многообразие национальной художественной культуры для детей, и возможно, в будущем именно уральские дети внесут огромный вклад в культурное наследие страны и прославят свой регион.

Список литературы:

1. Е. С. Бабунова «Наш дом - Южный Урал» Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики/ Ред. - сост. Е. С. Бабунова. - 2-е изд. – Челябинск: Взгляд, 2007. – 239 с.

Публикации по теме:

Реализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОСРеализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОС С введением в дошкольное образование ФГОС ДО среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает.

Создание условий для реализации регионального компонента во взаимодействии с социумомСоздание условий для реализации регионального компонента во взаимодействии с социумом Дистанционная педагогическая конференция Доклад на тему: «Создание условий для реализации регионального компонента во взаимодействии с.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента» Сегодня, одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают.

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в соответствии с ФГОС до» Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия использования регионального компонента в творческой работе по формированию лексического запаса
Опубликовано: 5 ноября 2024 в 16:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия использования регионального компонента в творческой работе по формированию лексического запаса» (включая файлы) размещена пользователем Кристина (УИ 3327868) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД