валентина мелетиева
Квест-игры в реализации взаимодействия с родителями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая статья на тему
«Квест-игры в реализации взаимодействия с родителями воспитанников»
Мелетиева Валентина Сергеевна
музыкальный руководитель
МДОУ «Детский сад №83 комбинированного вида»
Аннотация
Сегодня актуальной проблемой является взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Каждый по-своему передает социальный опыт ребенку. Но только в сочетании друг с другом можно полноценно создают оптимальные условия для благополучного развития будущего поколения. Сложности в отношениях между семьями и учреждениями обуславливаются рядом причин: недоверием родителей к воспитателям, несовпадением взаимных ожиданий, педагогической компетентности родителей и т. д.
Публикация «Квест-игры в реализации взаимодействия с родителями воспитанников» размещена в разделах
Поэтому в дошкольном образовании важным фактором является взаимодействие с родителями и активное их вовлечение в образовательный процесс. Практика показывает, что основная часть родителей не владеют элементарными знаниями в области обучения и воспитания детей. Поэтому детскому саду важно оказать педагогическую помощь семьям, привлекая их на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.
Я как педагог, считаю, что необходимы новые формы взаимодействия и вовлечения родителей в жизнь детского сада. Поэтому я использую в своей практике Квест-игры.
Квест – это игра с приключениями, где участники проходят ряд препятствий для достижения какой-либо цели. Преимущество данной игры в том, что она не требует особой подготовки. Все, что нужно – это искреннее желание творить и экспериментировать вместе с детьми и их родителями. Однако, для того чтобы игра получилась увлекательной и интересной, педагогу необходим личный артистизм, изобретательность, творческое мышление.
Во время Квеста перед игроками стоит задача выполнить задания с элементами ролевой игры. В игре одновременно задействуется интеллект участников, их воображение, творчество, физические способности. Так же необходимо проявить находчивость и смекалку, наблюдательность и сообразительность. Данная форма взаимодействия является эффективной, так как участники учатся договариваться между собой, распределять обязанности, действовать сообща, переживать за своих товарищей и поддерживать друг друга.
Преимущество Квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчива, в игровом виде способствует активизации мыслительных и познавательных процессов участников. Соревновательная деятельность способствует развитию самостоятельности, сплоченности, активности. Родители становятся участниками образовательного процесса, формируют и укрепляют доверительные взаимоотношения между ДОУ и семьей.
Для успешной подготовки Квест-игры необходимо придерживаться определенных правил, принципов и условий. Задачи, которые ставит педагог, должны соответствовать возрасту и индивидуальным способностям участников. Важно, чтобы игра содержала в себе интересные декорации, яркое музыкальное сопровождение, инвентарь и костюмы.
Я определила для себя общие требования к Квест-игре :
1. Цель игры – вовлечь участников в процесс.
2. Задачи для игроков должны быть доступными, интересными, не вызывать утомления.
3. Атрибуты и музыкальное сопровождение должны соответствовать сюжету и тематики игры.
4. Важно продумать риски, устранить повторы и обеспечить безопасность участников Квест-игры.
В качестве примера предлагаю Квест-игру, которая была подготовлена и проведена в детском саду ко Дню Семьи «В поисках семейного счастья».
При организации и подготовки игры была проведена большая работа. Я определила цели и задачи, учитывая возрастную категорию участников (дети, родители, место и условия проведения игры. Тщательно продумала и подготовила призы для детей и родителей. Сценарий, который я разработала, состоял из разных видов деятельности. Передо мной стояла задача выделить энергичных и активных родителей для участия в Квесте. Поэтому, предварительно была проведена беседа с родителями об условиях и возможностях участия в игре.
Дети и родители должны были совершить путешествие по территории детского сада по карте. На карте были указаны станции, где участники должны были выполнить определенного рода задания. Все задания разной сложности, поэтому игрокам нужно было быть готовым ко всему. За правильное выполнение заданий, участники получали от Буратины, который их сопровождал, по одному лепестку ромашки. На лепестках были указаны буквы, из которых в финале необходимо собрать слово-подсказку. Оно указывало на место, где был спрятан клад.
Задания по станциям были следующими:
Станция №1 – «Викторина родственников». Дети и родители отгадывали загадки на тему родства в семье.
Станция№2 – «Музыкальная». Родители и дети исполняли флешмоб «Звезды».
Станция №3 – «Спортивная». Дети и родители соревновались в эстафетах.
Станция №4 – «Сказочная». Задание для детей – отгадать сказки по картинкам, родители отгадывали сказки по музыкальным отрывкам.
Станция №5 – «Дружная». Совместная музыкальная игра детей с родителями «Цифры» (под музыку построится по количеству озвученной цифры).
По итогу игры участники собрали из лепестков слово «Песок» и на территории спортивной площадки нашли клад. Приятным сюрпризом для участников было сладкое угощение для детей, а для родителей мы подготовили магнитики с их семейными фотографиями.
Тематика данной Квест-игры была основана на теме «День семьи», поэтому сценарий, музыкальное сопровождение, игры и призы были подобранны соответствующе.
Квест-игра получилась очень увлекательной, подвижной, интересной и познавательной как для педагогов, так и для родителей с детьми. Данный вид деятельности позволил сотрудникам детского сада и родителям сблизиться. Как показала практика, совместная деятельность послужила развитию интереса родителей к вопросам воспитания детей. Теперь родители не просто наблюдатели, а активные участники любых наших мероприятий.
Подводя итог, хочется сказать, что образовательная деятельность в форме Квест-игры дает возможность увлекательно, необычно и оригинально организовать будни детей, педагогов и родителей в детском саду. Данный вид игры способствует развитию взаимодействия между участниками, а так же дает возможность проявить свои навыки, знания и способности. Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в дошкольном учреждении способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в детском саду и за его пределами.
Детский сад и семья – это два важных института воспитания, а их взаимодействие приводит к успешному развитию ребенка.