Папки-передвижки

Педагогическая психология отношений в коллективе

Александр Владимирович Гришин
Педагогическая психология отношений в коллективе

Устойчивые индивидуально психологические свойства личности преподавателя, которые проявляются в структуре его педагогической деятельности и обусловливают её успешность. В наиболее обобщенном виде педагогические способности сводятся к следующим качествам:

– академические способности – способности к соответствующей области наук; преподавателю нужно знать предмет не только в объеме учебного курса, но значительно шире и глубже, при этом постоянно следить за изменениями в своей науке, свободно владеть материалом, вести исследовательскую работу;

Публикация «Педагогическая психология отношений в коллективе» размещена в разделах

– дидактические способности – способности доступно передавать студентам учебный материал, вызывать интерес к предмету,

реконструировать и адаптировать учебный материал, побуждать

обучающихся к активной познавательной деятельности, организовывать их самостоятельную работу;

– эмпатия – способность понимать другого человека, психологическая наблюдательность, связанная с целостным восприятием

и пониманием личности обучающегося и его психических состояний;

– речевые способности – способности ясно и четко выражать

свои мысли, чувства с помощью вербальных (устной и письменной

речи) и невербальных средств (мимики и жестов);

– организаторские способности – это, во-первых, способности

организовать учебную группу и каждого студента на решение образовательных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу;

– коммуникативные способности – способности к общению с

коллегами и обучающимися, проявление педагогического такта,

готовность найти правильный подход к студентам, установить с

ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения;

– креативность – способность принимать нестандартные решения педагогических задач;

педагогическое воображение (или прогностические способности) – это способности, выражающиеся в предвидении последствий своих действий, в прогнозировании сценариев развития

педагогической ситуации, в постановке целей и задач по формированию и развитию тех или иных качеств обучающихся.

В отечественной педагогике педагогическую деятельность традиционно рассматривают в двух взаимообусловленных, но не сводимых друг к другу аспектах: преподавание и воспитательная работа, где преподавание исходит из содержания и логики процесса

обучения, а воспитательная работа характеризует ценностный аспект воздействия преподавателя на учащихся, позволяющего формировать опыт ценностного отношения учащихся к самим себе, к своей деятельности и к окружающей действительности.

Преподавание – это целенаправленная деятельность преподавателя по управлению и контролю за ходом и результатами учебно-познавательной деятельности учащихся. Преподавание является одним из компонентов процесса обучения и предполагает встречно направленный процесс учения. Преподавание осуществляется в различных организационных формах и имеет заданные временные ограничения, строго определенную цель и объективно

отобранный учебный материал, подлежащий усвоению. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели в виде сформированных умений, навыков, опыта творческой деятельности.

Воспитательная работа – это деятельность, направленная на

организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности обучающихся с целью формирования у них определенных ценностных ориентаций, принципов и норм поведения, черт характера, отношения к себе, другим людям, труду, обществу, миру. Воспитательная работа, также осуществляемая в определенных формах, не преследует прямого и непосредственного достижения цели, так как она ориентирована на долгосрочные последствия, предполагает длительное и многократное

воздействие и последействие, не ограничена пространственными

и временными рамками отдельных учебных мероприятий. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ситуативно отражающих некую общую цель. При этом важно осознавать, что в воспитании цели соотносимы с ценностными ориентациями социума и в силу этого являются социально обусловленными.

Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных

задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников,

проявляющиеся в эмоциональных реакциях, в поведении, в отношении к деятельности и её результатам.

Эффективность воспитательной работы во многом определяется тем, насколько учеников сформированы следующие личностные качества, перечисленные в профессиограмме: развитое чувство справедливости; уважение к законам государства и к нормам профессионального поведения учителя или воспитателя; критичность и объективность, честность и порядочность, принципиальность, самообладание и уверенность в себе, коммуникабельность, высокая культура общения и взаимоотношений в

коллективе, организованность, ответственность, аккуратность, настойчивость, стремление к профессиональному самосовершенствованию.

Деятельность преподавателя предполагает актуализацию таких аспектов в содержании образования, как представления о совести и справедливости, о

законности и морали, о долге и праве выбора, о профессиональной

этике, о профессиональной ответственности по отношению к правовой системе, к профессиональному сообществу и к людям.

Воспитательная работа, проводимая в учебных заведениях, может быть проанализирована через совокупность задействованных преподавателями разнообразных методов и форм воспитания.

Метод деятельности – это способ её осуществления, который

ведет к достижению поставленной цели; метод есть совокупность

организованных определенным образом приемов и операций теоретического или практического освоения действительности.

Метод воспитания – наиболее общий способ решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий

(убеждение, приучение, поощрение, воспитание на личном примере

и др.); это способ целенаправленного обращения к мотивационноценностной сфере обучающегося с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям, труду, обществу, миру.

Классификация методов – это систематизированное распределение методов по группам/классам, которое помогает обнаружить в них общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению преподавателями в своей профессиональной деятельности.

В современной педагогической теории существуют различные

классификации методов воспитания. Вот некоторые из них:

Классификация методов воспитания (В. А. Караковский) :

– методы воспитания словом;

– методы воспитания делом;

– методы воспитания ситуацией;

– методы воспитания игрой;

– методы воспитания общением;

– методы воспитания отношениями.

Классификация методов воспитания (Ю. К. Бабанский) :

– методы формирования сознания личности (рассказ, беседа,

лекция, дискуссия, метод примера, иллюстрации и демонстрации);

– методы организации деятельности и формирования опыта

общественного поведения личности (приучение, упражнение, игра, поручение, метод создания воспитывающих ситуаций, метод моральных дилемм, педагогическое требование, ситуация свободного выбора);

– методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, поощрение, наказание, одобрение,

порицание, педагогическое требование, установка перспективы);

– методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании

(педагогическое наблюдение; опросы (устные и письменные); анализ результатов общественно полезной деятельности, создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых, рефлексия, самовнушение и самоубеждение).

Форма воспитания есть внешнее выражение содержания воспитания, отражённое в действиях, приёмах, операциях, процедурах, средствах, ситуациях взаимодействия, связанных со временем, количеством участников и порядком организации. В отличие от метода, который характеризуется форма и отражает внешнюю сторону организации воспитательного процесса. Целесообразно отобранные форма воспитания обеспечивают в конечном итоге эффективность всего педагогического процесса.

В педагогической науке существуют различные классификации форм воспитания. Рассмотрим некоторые из них:

Классификация, отражающая логику воспитательных возможностей различных форм воспитания:

событийные воздействия: спонтанное решение педагогических задач в ходе учебных занятий и в ситуациях, требующих от

преподавателя непосредственного вмешательства и применения к

отдельным студентам или учебным группам тех или иных методов

воспитания;

мероприятия: беседы, лекции, диспуты, экскурсии, тематические встречи с интересными людьми, культпоходы, то есть события

и ситуации, планомерно организуемые педагогами с целью непосредственного воспитательного воздействия на воспитанников;

игры: культурно-познавательные, интеллектуальные, деловые, организационно-деятельностные, сюжетно-ролевые и спортивные игры, предметные олимпиады, турниры, брейн-ринги, то

есть совместно организуемые события на основе принципов игровой деятельности, направленной на решение учебно-познавательных, досуговых и рекреационных задач;

коллективные дела : совместная деятельность педагога и воспитанников по созданию и реализации проектов, например: фестивали, концерты, спектакли, тематические вечера, трудовые десанты, ярмарки, социальные акции.

Классификация по количеству воспитанников, охваченных данной формой работы: – индивидуальные (преподаватель – воспитанник) : индивидуальная беседа, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблем и т. п. ;

– групповые (преподаватель – группа от двух воспитанников и

более) : органы самоуправления в учебных группах, клубная и

кружковая работа, работа общественных объединений и проектная деятельность по интересам, и т. д. ;

коллективные (преподаватель – весь коллектив учебной группы) : собрания, экскурсии, спектакли, концерты, турслеты, походы и т. д. ;

– массовые (преподаватель – несколько учебных групп) : тематические недели и месячники, фестивали, конференции, Дни здоровья, Дни знаний, праздники, юбилеи и т. д.

Другие возможные основания для классификации форм воспитания:

по характеру включения воспитанников в деятельность:

формы, предусматривающие обязательное участие всех воспитанников или формы, основанные на добровольном участии;

в зависимости от преимущественно используемых методов:

словесные (беседы, консультации, конференции, собрания и т. п.);

наглядные (выставки, экскурсии и др.); практические (благотворительные и трудовые акции, творческие проекты и т. п.);

– по взаимодействию коллектива с другими людьми и коллективами : открытые (для других или совместно с другими) и закрытые (только внутри коллектива и для своего коллектива);

– по способу влияния педагога : непосредственные (педагог влияет на личность воспитанников напрямую) и опосредованные (через коллектив учащихся, через близких друзей воспитанника, через родителей, через других преподавателей);

по уровню подготовки: простые (как процесс ситуативного

воздействия) и сложные (вовлекающие воспитанников в многочисленные отношения на этапах подготовки, проведения и подведения итогов совместной деятельности);

– по частотности применения : регулярные и эпизодические.

Успешность работы преподавателя, безусловно, зависит

от его умения общаться с детьми. Общение – одна из форм

непосредственной или опосредствованной реализации отношений

субъектов взаимодействия в ходе обмена деятельностью, информацией, ценностным отношением, опытом, а также результатами деятельности; общение составляет внутренний механизм совместной

деятельности людей, удовлетворяет особую потребность человека в

контакте с другими людьми и является важнейшим источником информации для участников взаимодействия.

Общение является одной из универсальных форм активности

человека (наряду с познанием, трудом, игрой, которая осуществляется знаковыми средствами (мимикой, контакта глазами, символами, образами, организацией пространства и времени коммуникации и т. п., проявляется в установлении и развитии контактов между людьми, в проявлении и формировании межличностных отношений, порождается потребностями в совместной деятельности и направлена на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнеров по

взаимодействию. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. При этом процесс общения может обособляться от других форм деятельности,

приобретать относительную самостоятельность и ситуативно становиться самоценным для его участников.

Виды общения. Разнообразие подходов к изучению основных

характеристик общения как специфической формы взаимодействия человека с другими людьми позволяет в самом общем виде обозначить следующие виды общения:

По времени контакта общение может быть кратковременным или длительным в зависимости от целей, содержания деятельности, индивидуальных особенностей собеседников, их симпатий, антипатий и т. д.

По способу передачи информации выделяют вербальное и

невербальное общение. Вербальное общение происходит посредством речи, невербальное – с помощью таких средств как громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы.

По задействованным средствам и условиям общения можно говорить о следующих видах:

– непосредственное общение (прямое) – это естественное общение, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи, мимики и жестов;

– опосредованное (косвенное) общение осуществляется в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга во времени или пространстве ( например: разговор по телефону, переписка);

– межличностное общение предусматривает установление

прямых контактов между партнерами по общению; подобный режим общения позволяет непосредственно реагировать и симметрично влиять на процесс взаимодействия;

– массовое общение представляет собой процесс неиндивидуализированного взаимодействия человека с большим количеством респондентов; примерами прямого массового общения в вузе служат собрания, лекции, массовые мероприятия; опосредованное массовое общение имеет односторонний характер, как, например, в случае с размещением в свободном доступе учебно-методических и информационных материалов или в случае информационных сообщений, вывешиваемых на доске объявлений учебных заведений.

По критерию равноправия партнеров в межличностном общении выделяют два типа:

– диалогическое общение – равноправное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, понимание, принятие и стремление к учету и реализации целей обеих сторон взаимодействия;

– монологическое общение исходит из неравноправных позиций участников взаимодействия; оно представляет собой отношения двух видов : императивное общение (авторитарная, директивная форма взаимодействия с другим человеком с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями и принуждения к определенным действиям или

решениям) или манипулятивное общение (форма межличностного

общения, при которой воздействие на партнера по общению осуществляется скрытно для достижения своих намерений).

Педагогическое общение – это разновидность профессионального общения, задействованная в процессе организации, установления и развития коммуникации, понимания и взаимодействия

педагога с учащимися и порождаемая целями, характером и содержанием их совместной деятельности.

Выступая своеобразным катализатором во взаимодействии

субъектов образовании, педагогическое общение в значительно

большей мере, чем любая предметная деятельность, детерминируют развитие и изменение личности учащихся.

Функции педагогического общения :

– контактная функция – установление контакта и определение готовности детей к взаимодействию;

– диагностическая функция – получение актуальной информации о состоянии учеников и воспитанников, об эффективности и качестве учебной

деятельности;

– информационная функция – приобщение их к познавательной деятельности в рамках изучения учебной дисциплины;

– функция установления отношений – фиксация своего статуса и места в системе, деловых, межличностных и прочих связей в учебном заведении;

Публикации по теме:

Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии .

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.

Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе ТЕМА: «Настроение души. Урок развития речи» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК И ПСИХОЛОГИЯ) Цель урока: продолжить знакомство с типами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая психология отношений в коллективе
Опубликовано: 10 мая 2024 в 15:20
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД