Громова Наталья Борисовна
Педагогическая поддержка речевого развития ребёнка 2–5 лет
Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования речевого развития отражают согласованные ожидания общества относительно речевого развития детей раннего возраста и представляют собой возрастной портрет ребенка. Владение активной речью, включенной в общение, рассматривается как условие полноценного личностного развития малыша. Моя задача— развивать такой тип общения, в процессе которого побуждать ребенка к выполнению различных движений, действий, к речевому взаимодействию.
Публикация «Педагогическая поддержка речевого развития ребёнка 2–5 лет» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
С детьми 2-го и 3-го года жизни непосредственно образовательная деятельность, в основном, проводится в таких формах:
— наблюдения реальных объектов и предметов ближайшего окружения;
— инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций;
— рассматривание изображений знакомых предметов на картинках (узнавание, называние, составление рассказов);
— чтение художественной литературы (рассказов, сказок и т. д.).
Исходя из форм взаимодействия, наиболее актуальными будут такие методы работы, при помощи которых дети активно общаются и проявляют самостоятельность, интерес к речевой деятельности.
Поскольку первичная диагностика проходит в период адаптации, использую метод наблюдений и формирую подгруппы детей по уровню развития речи каждого ребёнка. В течении года эти подгруппы меняются в зависимости от достижений детей. Моё перспективное планирование по развитию речи в группе раннего возраста довольно условное и меняется в течении года, т. к. речь детей до 3-х лет развивается очень быстро, а учитывая индивидуальные особенности каждого, приходится корректировать ранее намеченную работу. Поэтому используя основные методы и приёмы по различным направлениям развития речи детей раннего возраста, к концу года выявились подгруппы детей с разным уровнем речевого развития. В основном малыши активно использовали речь в процессе деятельности и общения, были готовы делать зарядку для язычка, показывать сказки и говорить за своих персонажей, играть в речевые дидактические игры, конечно же это ещё не была полностью грамотная литературная речь, но всё соответствовало возрастным особенностям детей. А вот несколько малышей продолжали, либо молчать, либо оставались на уровне «детского лепета». Поэтому провела индивидуальные консультации с родителями. Результат этих консультаций- 2 ребёнка находятся под наблюдением невролога (по настоящее время, 1 ребёнку поставлен диагноз ОВЗ (общее недоразвитие речи 2 уровня, а вот у Сонечки никаких медицинских особенностей развития не выявлено, и поскольку мама очень заинтересована в развитии своей дочери, мы на протяжении 3 лет совместно помогаем Соне.
Первое на что я обратила внимание-это молчание Сони, даже в период адаптации, слёзы, капризы, плач, но ни одного слова. Даже «мама» не присутствовало среди слёз. Показывала пальчиком на дверь, кивала головой,когда приглашали посмотреть в окно-не идёт ли мама. Успокаивалась, соглашалась выполнять действия режимных моментов (есть, играть, идти на горшок и т. д., но при этом она всё время молчала.
Второе наблюдение меня порадовало- у Сони есть понимание речи- все просьбы и обращения к ней она понимала, принимала и выполняла.
Третье наблюдение-в течении всего года Сонечка с удовольствием играла во все предложенные дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Чётко выполняла все правила, выражала эмоции-жестами,смехом, улыбками, но слов, даже подражательных не было. Даже в период адаптации, когда слёзы текли рекой, она абсолютно правильно сажала грибочки на полянки : жёлтые грибки на жёлтую полянку и т. д. Однако речевые игры сопровождались только эмоциональным восприятием-радость, грусть. А также действия персонажей в инсценировках сказок и потешек. Зарядка для язычка –это действия губами и языком, без звуков.
Вывод –рекомендовать маме обратиться к врачу, чтобы выявить физиологические особенности, по результатам медицинского обследования, предположила: либо идёт накопление информации и взрыв речи будет чуть позже, либо просто ещё нет полного доверия к нам (педагогам, окружающим детям) и Соня просто стесняется общаться, т. к. по словам мамы дома уже появились первые слова-мама, папа и т. п. На лето посоветовала маме заниматься артикуляционной гимнастикой, порекомендовала сказки для чтения, показала как мы занимались в детском саду.
Конечно же в сентябре(2 мл. группа) мы ожидали говорящую Соню, к сожалению, в группу вбежала улыбающаяся, обнимающая всех девочка, но это всё в полном молчании. Мама сказала, что всё делала как я и рекомендовала, но слова ещё не складываются в предложения, в основном пользуется жестами.
Наблюдения: Соня легко выполняет действия во всех видах деятельности, иногда (в случаях крайней необходимости) вырываются слова. Замечаю, что девочки хотят играть с Соней, но из-за отсутствия речи, всё меньше и меньше зовут поиграть вместе.
Продолжаю играть с Соней в речевые игры, подбираю игры, побуждающие говорить, вызываю на беседы в режимных моментах. В этот период у мамы «опустились руки», объяснила-успокоила, что Сонечка младше всех в группе-почти всем уже исполнилось 3 года, а ей 3 будет только в январе.
В октябре прошлого года, во время свободных игр детей Соня сидела за столом собирала мозаику и потихонечку плакала, похожу спрашиваю: «Что случилось?». В ответ, как обычно, тишина. Перебираю варианты возможных слёз, качает головой. Говорю строго: «София! Если ты не хочешь со мной разговаривать, я ничем не смогу тебе помочь, я не знаю, что у тебя случилось, а ты не говоришь!» И делаю вид, что ухожу от неё. В этот момент наша Сонечка заговорила. Полными предложениями, без остановки, глотая слёзы, рассказала о своей беде. Оказалось, её выгнали с кухни-девчонки кормили кукол-не смогли договориться о еде. Вечером мы рассказали маме о происшествии. Активная речь появилась, но теперь от желания высказаться получается так называемая «каша» - быстро говорит, проглатывает звуки, не произносит или произносит не правильно многие звуки.
Продолжали заниматься артикуляционной гимнастикой в саду и дома, обратились за помощью к логопеду- занятия начались когда девочке исполнилось 4 года. В группе с детьми договорились так- если в какой-то момент ребятам не понятно, что говорит Соня, они подходят к воспитателям и мы вместе стараемся понять. Соня говорит медленно, старается чётко произносить все звуки.
Наша совместная работа с логопедом-дефектологом, мамой принесла свои плоды: сейчас (в январе исполнилось 5 лет) у Сони проблема осталась только одна- звуковая культура речи, звук «Р». В группе девочка среди лидеров, легко общается со всеми детьми, очень развита связная речь-составляет рассказы по сюжетным картинкам, описательные рассказы, последовательно пересказывает о прошедших событиях дома, использует полные простые и сложные предложения.