Светлана Смольянова
Презентация педагогической концепции «Воспитание здорового поколения»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание здорового поколения – одна из задач нашего дошкольного учреждения. Здоровый человек наиболее успешен в жизни, у него больше возможностей реализовать свои способности. А человек, как мы знаем, начинается с семьи. Здесь он делает первые шаги и начинает познавать окружающий мир. То, как он будет в дальнейшем относиться к своему здоровью, во многом зависит от того, что он видел и осознал в первые годы своей жизни в кругу семьи и детском саду. В связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы становится особенно актуальной. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. Чем раньше в семье и детском саду сформируется соответствующий психологический настрой, тем легче и результативнее будет протекать процесс воспитания привычек здорового образа жизни.
Публикация «Презентация педагогической концепции „Воспитание здорового поколения“» размещена в разделах
Поэтому, приоритетным направлением моей работы на протяжении 6-х последних лет является «Взаимодействие с родителями по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста».
А цель данного направления - создать и внедрить систему по формированию у детей дошкольного возраста и взрослых представлений о здоровом образе жизни.
Ожидаемый мною результат: повысить компетентность детей и родителей в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей и побудить их применять полученные знания на практике.
Одним из факторов, влияющих на ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста, является нерациональная организация их жизнедеятельности и недостаточное внимание к организации двигательного режима, как в детском саду, так и дома.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране. Период дошкольного детства – наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств.
В процессе физического воспитания дошкольника следует создавать такие условия, в которых его физические возможности раскроются полностью.
Следовательно, одной из главных моих задач является организация правильного двигательного режима ребенка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности, как по содержанию, так и по составу движений. А для этого также необходимо тесное сотрудничество с семьей.
Однако во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается телевизору, компьютеру, в лучшем случае «сидячим» играм. При этом не принимается во внимание следующее: стать усидчивым ребенок может только в том случае, если будет полностью удовлетворена его естественная потребность в движении: дети овладевают сначала навыками управления движениями, а затем статикой.
В своей работе мне помогают: информационный стенд и папки – передвижки. В них я помещаю статьи: «Игры на воздухе зимой», «Игры на воздухе летом», «Прогулки с использованием народных игр» и др. Организую для родителей консультации: «Физкультура зимой», «Как быть здоровым душой и телом», «Может ли быть игра лекарством от телесных и душевных недугов». Очень интересно прошла работа с родителями по организации выставки детской литературы «Подвижные игры в саду и дома».
Еще одной эффективной формой работы с родителями являются совместные с родителями праздники и развлечения, на которых создаются благоприятные условия не только для физического развития, укрепления здоровья всех участников, но и для формирования между родителями и детьми отношений, основанных на любви, взаимопонимании, творчестве.
По содержанию совместные спортивные праздники и развлечения – это физические упражнения, веселые эстафеты, подвижные игры, загадки, встречи со сказочными героями, неожиданные сюрпризы, показательные выступления детей и музыка. Музыкальному оформлению я уделяю особое внимание, оно имеет определенный смысл для каждого вида движений (разминка, эстафеты, выход участников соревнований и сказочного персонажа и т. д.).
Дети любят праздники, а если рядом папа или мама и даже бабушка с дедушкой – это праздник вдвойне. Сколько радости, счастья можно увидеть на детских лицах! У детей одна просьба, пусть такие праздники будут почаще! Совместные праздники со взрослыми надолго останутся в памяти взрослых и детей.
С этой целью в нашем детском саду ежегодно в феврале проводится спортивный праздник «Вместе с папой», в марте для детей старших групп и их мам и бабушек «Играем вместе с мамами и бабушками», в мае – «Папа, мама, я – спортивная семья» Я заранее готовлю конкурсы, задания. Зрителей и болельщиков тоже приглашаем на праздник, где их ожидают сюрпризы
Любой праздник - всегда радостное событие, его ждут, к нему долго готовятся, он надолго запоминается, а праздник удается вдвойне, если в нем участвуют самые близкие люди.
Одним из средств физического воспитания в нашем саду являются прогулки – походы, в ходе которых развиваются физические качества, формируется потребность в движениях, развивается любознательность, трудолюбие, морально – волевые качества, дружеские взаимоотношения между детьми, устанавливается активное сотрудничество с родителями. На начальном этапе организации семейных прогулок – походов разрабатываю маршрут, составляю сценарий, решаю организационные вопросы с педагогами. Совместно выбираем вид похода, определяем день и место его проведения, уточняю возможности родителей, учитывая их предложения по его организации и проведению.
Провожу экскурсии с детьми в спортивные организации, где работают их папы, мамы, бабушки и дедушки, которые с интересом рассказывают о своей работе и достижениях.
Добиться успехов в укреплении здоровья детей мне также помогают: информационный стенд и папки – передвижки. В них я помещаю статьи: «Здоровый малыш», «Современные пути оздоровления дошкольников», «Здоровье и семья». Организую для родителей консультации: «Оздоровительный режим в саду и дома», «Закаливание ребенка в домашних условиях». Совместно с родителями организовала выставку детской литературы «Со здоровьем я дружу».
Большую активность родители проявили в ходе организации фотовыставок «Городок здоровья». Эта выставка нашла эмоциональный отклик у детей. Ведь всем известно, что дети очень любят рассматривать фотографии, находить на них себя и своих близких: во время подвижных игр, зарядки, закаливания, прогулок, купания, катания на велосипедах, на лыжах, во время походов.
Активны родители были и в конкурсах семейных газет «Здоровый образ жизни нашей семьи». На конкурс принимались газеты, выполненные членами семьи и посвященные здоровому образу жизни (отдых на природе, участие в спортивных праздниках, каникулы на море, пляжные игры и т. д.)
Провожу с родителями и практические занятия: «Прогулки на игровой площадке», «Играем вместе с ребенком», на которых рассказываю родителям об основах здорового образа жизни, даю практические рекомендации, разучиваю с родителями новые подвижные игры. На данных занятиях родители также обмениваются опытом по закаливанию детей в домашних условиях, по организации двигательной активности.
Эффективной формой работы с родителями являются «Устные журналы», которые провожу совместно с воспитателями и мед. сестрой.
Привлекаю родителей к изготовлению спортивных пособий.
Все вышеназванные мероприятия способствовали повышению педагогической культуры родителей в понимании их роли для физического воспитания и укрепления здоровья детей.
Опыт моей работы по данной теме обобщен в детском саду. Форм и методов взаимодействия с родителями по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста очень много. И поэтому, не останавливаясь на достигнутом, буду их расширять, совершенствовать и углублять.