Екатерина Зюликова
Педагогическая идея «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3–4 лет»
В детском саду можно использовать самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности.
Цели и задачи моей работы :
Цель: формирование у детей художественно-творческих способностей с помощью нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Публикация «Педагогическая идея „Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3–4 лет“» размещена в разделах
изучить литературу по данному вопросу;
знакомить детей с разнообразными техниками рисования, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними; закреплять приобретенные умения;
развивать детское воображение, желание экспериментировать, интерес к творческой деятельности; цветовосприятие;
привлечь внимание родителей к этому вопросу.
План работы
Для решения поставленных целей и задач я определила следующие этапы своей работы :
Теоретический этап:
Изучение психолого – педагогической и методической литературы по данной теме. (Приложение №1)
Практический этап:
Создание предметно-развивающей среды в группе
Использование методов нетрадиционного рисования на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
Работа с родителями : консультации, беседы;
Применяла такие техники и методы :
Познакомившись с методической литературой различных авторов, я нашла много интересных идей.
Для успешной реализации работы в данном направлении мной была создана развивающая предметно-пространственная среда. В группе организован центр художественно-эстетического развития по изодеятельности, который предусматривает наличие различных предметов и не традиционных материалов для детского творчества (ватные палочки, губки, пробки, печатки и т. д). Поэтому при организации предметно — развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребенка, в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала с 1 младшей группы, поэтому подобрала техники, доступные этому возрасту: пальчиковое рисование, рисование ладошкой, оттиск предметами, рисование ватными палочками, рисование губками, оттиск печатками овощей.
Рисование пальчиками – это самый простой способ получения изображения, но столько восторга в глазах малышей. Проводила занятия на такие темы как: «Первый снег», «Наряди елочку», «Подсолнух». Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки «пятнышки» на бумаге.
Не менее радости было в лицах детей во время рисования ладошками. С каким удовольствием они «мазюкали» ладошку краской.
С удовольствием ребята освоили рисование пробками и печатками картофеля, моркови и яблока. Эта техника привлекает детей своей необычайностью, позволяет многократно изображать один и тот же предмет, оставляя из его отпечатков разные композиции. Ребенок опускает печатку в мисочку с краской, и наносят оттиск на лист бумаги. Мы рисовали, «Огород».
При помощи ватных палочек мы рисовали снег, дождик.
Интересна была детям техника рисования смятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски. В этой технике хорошо нарисовать, что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. У нас получились красивые цветы.
С детьми во 2 младшей группе я использовала нетрадиционную технику - рисования такую как :
Рисование манной крупой : для детей такая техника – это новшество, которая завораживает каждого ребенка. «Лесные звери»
Рисование мыльными пузырями : окрашивание и перенос пузырей на бумагу «Цветные пузырьки».
В дальнейшей своей работе нам еще предстоит познакомиться со многими другими техниками, такими как: рисование свечой, набрызг (при помощи зубной щетки, расчески, кляксография и монотопия.
Также, работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога с родителями, тем успешнее становиться ребенок. Я придаю большое значение к общению с родителями. В связи с пандемией, работа с родителями проходит дистанционно, через мобильное приложение WhatsApp. В созданной группе, я провожу беседы, консультирование по данной теме, выставляю фото наших работ. Родители мои первые помощники, активно помогают с атрибутами и интересными идеями для нетрадиционного рисования. Ведь сколько дома интересных вещей: поролон, пробки, пенопласт, губки для посуды, ватные палочки и т. д., родители с большим удовольствием помогают создавать благоприятные условия для развития детей в детском саду. Их очень заинтересовало рисование нетрадиционными приемами изображения. Они с удовольствием знакомятся с литературой, интернет ресурсами, которые я рекомендовала по данной теме. Они принимали участие в выставках рисунков по нетрадиционному рисованию и проектной деятельности.
Приложение №1
1. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 3 – 4 лет https://nsportal.ru
2. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском
саду»https://gigabaza.ru/doc/142694.html
3. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей дошкольников».https://www.sad26.ru/library
4. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки» metodichka_risuem_bez_kistochki.docx
5. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. https://www.sad26.ru/library
6. Лыкова И. А., Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая
группа. lykova-ranniy-vozrast_72hca.docx