Эми Джиоева
Патриотическое воспитание в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание в семье
Воспитатель :
Джиоева Э. Л.
Любовь к родине — одно из самых светлых чувств человека. Люди всегда любили свой дом, свою природу, свой родной язык.
Малыш впервые открывает Родину в семье. Всю жизнь дети помнят свои поездки с родителями на море, походы в лес за грибами. Такие чувственные моменты пробуждают в ребёнке любовь к своей природе. Родители рассказывают о дедушках, бабушках, воевавших в Великую Отечественную Войну, о их подвигах. Показывают их фотографии, ордена, медали. Всё больше и больше людей со своими детьми принимают участие в шествии «Бессмертного полка». Так же родители читают книги своим детям о своей родине, о природе, о том, что её надо любить и беречь.
Публикация «Патриотическое воспитание в семье» размещена в разделах
Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению к школе он более чем на половину сформирован как личность.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющем в формировании внутреннего мира ребенка.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», – эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми и с их родителями.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
Работа с семьей – важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Необходимо широко применять как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:
• беседы;
• консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как воспитать маленького гражданина»;
• совместные конкурсы поделок из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;
• совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья».
• досуги, праздники: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «А, ну-ка, папы»;
Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи, проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов.
Чувство патриотизма нельзя воспитать принудительно. От того, насколько патриотично настроены мать и отец, во многом зависит, каким будет ребенок. Взаимоотношения в семье влияют на отношения ребёнка в обществе. Ребёнок видит, как родители относятся к старшему поколению – к их бабушкам и дедушкам и воспринимает это как предмет для подражания. Неуважительное отношение к пожилым людям со стороны родителей оказывает пагубное влияние на формирование в ребёнке его нравственных ценностей и в дальнейшем скажется на его отношении к своей Родине.
Иногда родители сами подавляют в детях благородные чувства. Не позволяют помогать другим, когда те нуждаются в помощи. Такие родители воспитывают в детях нелюбовь к Родине. Дети вырастают с различными пороками, они не уважают ни семью, ни страну и уж тем более окружающих. Ведь первая ступень воспитания патриотизма – это родственные чувства к маме, к папе, к бабушке и дедушке.
И хочется закончить статью отрывком из стихотворения Себастьяна Брандта:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец!
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе,
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.