Ольга Еремеева
Патриотическое воспитание в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи в учреждениях образования и культуры
Патриотическое воспитание – это систематическая, целенаправленная образовательная и массовая просветительская деятельность органов государственной власти, общественных организаций, образовательных организаций и учреждений молодежной политики, иных субъектов патриотического воспитания по формированию у граждан нравственных взглядов, содержанием которых является любовь к Отечеству, уважение истории и культурных особенностей, гражданской позиции, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
Темочки:
Актуальность проблемы в данной теме заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
В нашем детском саду используются разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учетом особенностей каждого дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.).
Педагоги стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе я использую наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).
Следует отметить, что, в основном по рабочей программе, мы всю работу разделяем на 3 блока, включающих ряд обширных тем, по каждой из которых проводится 2-3 занятия:
«Наш край родной – Россия» (Страницы истории России. Символы России. Города России. Столица – город Москва. Народы, живущие в России);
«Наш город/село – часть земли Российской» (герб, страницы истории, боевые подвиги, знаменитые люди);
«Природные богатства России» (растительный и животный мир).
Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Я стараюсь формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогаю им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.
Большое место в приобщение детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Издавна на Руси любили праздники и с особым почтением их отмечали. Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.
В настоящее время мы определили основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду. Это:
народные и фольклорные праздники – Рождество и святки, Масленица, Грачевник, День Земли. День Солнца, весенне-летние игры и забавы;
государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний;
международные праздники – День матери, Международный женский день, День Защиты детей.
Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением зала, интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.
Мы стараемся, чтобы дети четко понимали, что прошлое, настоящее и будущее неразрывны, что мы часть единого древа жизни. Поэтому у нас проводится работа по направлениям:
• «История нашего детского сада с момента его основания» :
фотодокументы об открытии детского сада, фотовыставка и воспоминания первых сотрудников, материалы знаменательных дат;
• «Из истории родного города» : основание города, история названия улиц города (фотоматериалы, краткие описательные тексты, священные места, любимые места горожан;
• «Жизнь современного города» : участие детей в мероприятиях организованных городом и районом.
• «Город, в котором я живу» : стенд с фотографиями узнаваемых мест города и комментариями к ним.
Ещё по традиции мы проводим различные семейные марафоны, в которых наши семьи принимают участие с огромным интересом.
Начиная со старшей группы, при активном содействии родителей, в нашем детском саду на базе своей группы я активно создаю мини-музеи и фотовыставки «Подвиги наших героев», «Они сражались за Родину».
Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей.
Материалы «мини – музея», представленные в доступной для детей форме, дают возможность соприкоснуться с историей своего города, улицы, страны. Экспонаты подбираются не только педагогами, но и детьми и родителями. Это очень важно для того, чтобы они чувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого. Вошло в традицию проведение игр-зарничек. Воспитанники гордятся тем, что в музее остаются предметы, собранные ими.
А еще очень интересно и всегда необычно проходят наши встречи с родителями в «Семейном клубе». Всегда наши встречи направлены на то, как каждый из родителей делится чем-то интересным. Например, семейным блюдом или же рассказывается о семейной традиции. В атмосфере тепла и добра за чашечкой чая проходят наши встречи. Мы не только рассказываем, но и учимся, как лучше найти способ воспитать ребенка, за которого будет не стыдно.
Ведущей формой работы по ознакомлению с родным краем являются занятия по познавательному развитию. Важным приемом подачи информации детям, особенно исторического характера, является познавательный рассказ. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо сопровождение его наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, схемами, а также предметами старинного быта.
Я уверена, что все проведенные мероприятия активно способствуют формированию чувства преданности и любви к своему Отечеству, стремлению служить его интересам и готовности к его защите, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие.
Спасибо за внимание!