Галина Сорокина
Патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое патриотизм? Патриотизм – это любовь к Родине, земле на которой родился и вырос, гордость за исторические достижения народа, готовность подчинить личностные интересы общим, самоотверженно служить стране и защищать её. Патриотическое воспитание – это формирование патриотических взглядов и убеждений, чувств и норм поведения, преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность своего народа. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю, не понимают пожилого человека. Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Патриотическое воспитание дошкольников довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу.
В ДОУ разработана рабочая программа «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников», содержание которой охватывает решение задач образовательной области развития игровой деятельности, приобщения к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, а также формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Педагогическая модель организации гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ включает в себя:
- создание предметно-развивающей среды;
- методическую работу с кадрами;
- педагогическое просвещение родителей;
- целостный образовательный процесс;
- интеграцию циклов непосредственно-образовательной деятельности воспитателей и педагогов дополнительного образования;
- социально-культурную среду социума.
В каждой группе детского сада созданы мини-музеи и уголки родного края с интересной и доступной для дошкольников информацией.
Большая роль в гражданско-патриотическом воспитании принадлежит педагогу, потому что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя. Для повышения профессионального мастерства педагогов мы используем следующие формы: консультирование, семинары-практикумы, конкурсы педагогического мастерства, конкурсы по созданию предметно-развивающей среды в соответствии с современными требованиями, внедряем в практику совместной деятельности взрослого и детей метод проекта (мини-музей «Свеча памяти», создание мультфильмов по рисункам детей) и т. д.
Педагоги понимают, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, ближайшим окружением ребенка. Используют наиболее интересные и результативные формы работы – целевые прогулки по району, экскурсии, наблюдение, рассказ воспитателя и решение проблемных ситуаций. Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках.
Педагоги ДОУ знакомят детей с народными праздниками, обычаями и обрядами – Рождество, Масленица, Пасха. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. Ежегодно в детском саду отмечается праздник «Масленица», прощание с зимой. Нашими частыми гостями бывают активисты нашего района по работе с ветеранами. Праздник проходит весело и интересно: звучит гармонь, частушки в исполнении родителей и детей, сжигается Масленица, едим горячие блины и пьем чай. Все получают удивительный заряд бодрости и веселья от совместного общения.
Разработанное педагогом – психологом ДОУ методическое пособие «Моя малая Родина» ориентирует педагогов ознакомлении воспитанников с объектами живой и неживой природы, с занесёнными в Красную книгу Кемеровской области.
Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания основано на определённой системе базовых ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками.
Собраны реликвии, связанные с военной темой (фляжка бойца, пилотка). Так дети вступают в живую историю, приобщаются к духовным, историческим ценностям своего народа. Организуются выставки репродукций картин на военно-патриотическую тему отечественных художников «Этих дней не смолкнет слава», проводится конкурс детского рисунка «Мир-главное слово на свете!». Дети начинают понимать: многие из тех, кто жил в то время и делал историю, живут рядом с нами.
Действенное отношение детей к окружающему миру проявляется в различных видах детской деятельности (игровой, словесной, продуктивной, двигательной, трудовой, музыкально-художественной, познавательно-исследовательской, чтение художественной литературы).
Полученные знания воспитанники отражают в сюжетно-ролевых играх, театрализованной игре, продуктивных видах деятельности. Дети включаются в систему социальных отношений через игровую деятельность, приобщаются к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, у детей формируется гендерная гражданская принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Успех патриотического воспитания детей во многом зависит и от организации работы с родителями воспитанников. Это один из способов – использование воспитательного потенциала семьи. Как сделать родителей своими союзниками и построить эффективную систему взаимодействия с семьями – это будет реализация одного из основополагающих принципов ФГОС.
Для родителей воспитанников мы составляем памятки, советы по воспитанию у детей любви к родному краю, уважению старших.
Мы заметили, что родители в общении с детьми стали больше внимания обращать на красоту родного города. Вместе с ребенком принимать участие в благоустройстве детского сада. Уделять внимание чтению детям книг о родине, ее героях, детях военных лет, традициях, культуре своего народа.
Стараются быть своим детям примером для подражания по отношению к пожилым людям. Учат ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Постепенно подводим родителей к осознанию, что работа по воспитанию у детей чувства гражданственности и патриотизма зависит также от наших совместных усилий.