Ольга Чаркина
Патриотическое воспитание при реализации программы воспитания в ДОУ
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи –задачи первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Д. С. Лихачёв
Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Актуальность заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традициях, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.
В содержании ФГОС и ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.
Под патриотическим воспитанием подразумевается систематический процесс по формированию образованного, гармонично развитого, сознательного, трудолюбивого, социально активного человека, с развитой гражданской позицией и ответственностью, наделенного духовными качествами.
Одна из важных целей патриотического воспитания – получение детьми знаний о родном крае, истории своего народа [3, с. 4]. Важным элементом нравственно-патриотического воспитания детей выступает взаимодействие педагогов с родителями. Знакомство с историей семьи, просмотр фотографий и документов побуждает ребенка на проявление чувств и эмоций, помогает относиться с вниманием к своим корням. Общение детей с родителями способствует возникновению общности интересов и сближению их духовно. Посредством общения с родителями происходит познавательное обогащение детей. Совместные прогулки, походы по памятным местам, визиты в культурные центры способствуют приобщению детей к истории и культуре родного края [6]. От родителей зависит, какими качествами будут обладать их дети, какие ценности будут иметь для них значение. Процесс реализации комплекса педагогической работы по патриотическому воспитанию – это эффективное систематическое взаимодействие с социумом, предусматривающее использование образовательных ресурсов социокультурной среды региона, города, края, работу с культурными учреждениями, совместное проведение мероприятий. Данная работа позволяет эффективно осуществлять патриотическое воспитание детей с учетом их возрастных особенностей.
В процессе воспитания важную роль играет народная мудрость, национальные идеи и идеалы, которые закладываются в основу фундамента общественного сознания и самоуважения [9]. В ходе приобщения к национальной культуре отмечается важность знакомства детей с народными песнями, сказками, пословицами и поговорками, которые заключают в себе познавательный опыт народа. Кроме того, расширить представление детей о народном творчестве позволяет знакомство с народной игрушкой. В процессе творческой деятельности дети могут увлечься замыслом и яркой росписью, ощутить чувство радости, научиться замечать прекрасное вокруг.
Важным элементом нравственно-патриотического воспитания выступают также народные игры, которые являются отражением образа жизни прошлых поколений, их труда, быта. Народные игры доставляют радость детям, помогают развиваться духовно и физически [7, с. 82].
В пределах реализации ФГОС и ФОП ДО патриотическое воспитание детей дошкольного возраста происходит также посредством развития физических качеств. Занятия физической культурой направлены на формирование физически здоровой и активной личности. Спорт позволяет достичь хороших результатов в патриотическом воспитании совместно с использованием других средств. Так занятия спортом помогают ребенку обрести общую физическую подготовку, развить двигательные умения и навыки. В результате спортивно-патриотического воспитания дети приобретают моральные и волевые качества, учатся стойкости, выносливости, проявлению терпения и ловкости.
Воспитание в дошкольниках патриотизма возможно посредством возрождения национальной культуры, привития молодому поколению общественно значимых ценностей, приобщение к народным традициям и обычаям [8, с. 65].
На воспитание сознательного патриота, обладающего ценными для общества качествами, накладывают отпечаток определенные факторы. Основой патриотического воспитания выступает национальное сознание, которое выражается в признании своей этнической принадлежности. Оно подтверждает развитость населения как элемента исторического процесса, выступает показателем духовного и интеллектуального развития.
Национальное сознание складывается из любви к Родине, вере в духовную силу народа, в умении понимать и ценить культуру родного края, искусство, традиции и обычаи [4, с. 5].
Наряду с ознакомлением детей с историей родного края, обычаями и традициями привитие чувства патриотизма осуществляется также через определенные действия. К числу таких действий относится осознание принадлежности к своему народу, принятие участия в его делах, забота о сохранении родной культуры, соблюдение общепризнанных норм и правил.
Патриотическое воспитание детей осуществляется по трем направлениям: государственное, социальное и семейное. Государственное заключается в знакомстве детей с государственной символикой и ее значением, с родным языком, в проведении занятий по истории, в привитии детям гордости за свою страну, в обеспечении понимания детьми гражданских прав и обязанностей [1, с. 124]. Социальное патриотическое воспитание представляет собой процесс развития интереса к истории родного края, великому прошлому страны, организация посещения детьми общественно-значимых мест таких, как исторические памятники, детские общественные организации, здания, связанные с историческими событиями. Кроме того, социальное воспитание направлено на развитие у детей таких качеств, как умение проявлять волю, ответственность в труде и учебе, целеустремленность, доброжелательность, бережное отношение к природе и труду других людей. Семейное воспитание выражается в привитии любви и уважения к родителям, вежливого общения со старшими в семье, с воспитателями, поощрении уважения к предкам. Все три направления находятся в тесной взаимосвязи и образуют комплекс мер, при помощи которых осуществляется патриотическое воспитание детей.
Задача педагогов дошкольных образовательных учреждений состоит в воспитании людей с чувством гордости за свою страну, осознающего проблемы и потребности общества, любящего свою семью и близких. Система дошкольного воспитания учитывает необходимость приобщения детей к национальной культуре, которая положительно влияет на развитие чести, совести, гуманности, гражданской сознательности.
Включение детей в совместную работу осуществляется через пробуждение в них эмоций. Важно, чтобы у ребенка появился интерес к познанию, общению и совершению совместных действий. В процессе осознания ценностей ребенок нуждается в помощи взрослого, который обратит и направит его внимание на важные моменты в окружающем мире [5].
Образовательная деятельность по воспитанию у детей патриотизма наиболее полно реализуется путем совместной работы педагога, родителей и детей. Данная работа осуществляется в условиях по приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края, к числу которых относятся следующие условия:
• создание соответствующей образовательной среды в дошкольном учреждении (краеведческий мини-музей, включающий в себя предметы истории и информацию о Родине; выставки творчества детей);
• обогащение эмоциональной сферы детей, способствующее их подготовке к усвоению информации о родном крае;
• развитие представления о патриотизме – эмоциональное отношение к окружающему миру, анализ и обработка познавательного материала, представляющего значимость для края, развитие способности отмечать характерное в окружающем для осознания ценностей среды;
• организация образовательной деятельности – проектно-исследовательская деятельность, обучающие ситуации по решению проблем, культурные практики, познавательные беседы по истории;
• масштабирование воспитательного пространства посредством использования занимательных игр и домашних заданий;
• интеграция в образовательное пространство исторического материала, с помощью которого можно вызвать у детей эмоции и интерес;
• проведение работы с обществом, родителями;
• самостоятельная деятельность детей, основанная на комбинировании различных видов деятельности.
Важно отметить, что привитие детям патриотизма способствует также формированию общекультурных качеств личности [2]. Повышение уровня культуры ребенка способствует совершенствованию чувства патриотизма. Два этих аспекта находятся в тесной взаимосвязи, и зависят от системного подхода в воспитании в целом.
Таким образом, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры Это отношение выражается в чувствах, гражданской позиции, поступках. Заботясь о ценностях своего государства, осознавая свою значимость и принадлежность к обществу, человек по - настоящему становится патриотом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. М. : Перспектива, 2022. – 310 с.
2. Голубь М. С. Особенности и педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35). С. 110-117.
3. Ельцова О. М. Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций. М. : Сфера, 2019. 110 с.
4. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание Дошкольников. М. : Мозаика-Синтез, 2022. – 883 с.
5. Орлова Е. О. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с использованием инновационных технологий и исследовательских проектов // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 1 (41). С. 319-326.
6. Пантелеева Н. Г. Образовательные ресурсы социокультурной среды в патриотическом воспитании дошкольников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 2. С. 13-20.
7. Писарева А. Е. Живем в «Ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. М. : Сфера, 2021. – 266 с.
8. Творогов О. В. Древнерусская литература и ее роль в патриотическом воспитании. М. : Знание, 2020. – 226 с.
9. Хакимова Л. Ш. Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами фольклора // Статья/Журнал. 201 № 12 (72). С. 39-41.