Симонова Елена Александровна
Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд:
Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Симонова Елена Александровна, я воспитатель в подготовительной к школе группе. Хочу предоставить вашему вниманию опыт работы по патриотическому воспитанию и гражданскому становлению дошкольников в ДОУ.
2 слайд:
Публикация «Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
(Василий Александрович Сухомлинский)
Актуальность моей работы состоит в том, что патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей. Но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
3 слайд:
Цель: воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего отечества.
Задачи:
- формирование патриотических чувств к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу)
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование уважения к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
4 слайд:
Примеры патриотизма в современном мире
Патриотизм обычно ассоциируется с героическими поступками, направленными на защиту родины. Поэтому в России большинство людей в ответ на просьбу объяснить, что такое патриотизм, вспоминает Великую отечественную войну. В других странах также обычно вспоминают войны, сыгравшие значительную роль в их истории. В современном мире военная служба также является одной из форм проявления патриотизма. Если человек решает стать профессиональным военным, им обычно движет государственный патриотизм.
Воспитание патриотизма в современном мире
Во всех странах в той или иной форме существует патриотическое воспитание, являющееся частью общего воспитательного процесса. Его суть состоит в том, чтобы объяснить подрастающему поколению, что такое патриотизм, сформировав у него патриотическое сознание, преданность родине и готовность при необходимости выполнить свой гражданский долг. Как правило, патриотическое воспитание проводится на государственном и на региональном уровне. То есть, детей учат любить не только страну, но и родной край.
Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей. Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.
5 слайд:
Здесь в виде схемы обозначены основные формы работы с детьми такие как.
6 слайд:
Также была проведена работа с родителями по патриотическому воспитанию.
7 слайд:
На этом слайде выделены основные направления.
8- слайд:
Свою работу по патриотическому воспитанию начала с обеспечения в группе комфортной обогащенной предметно – развивающей среды:
- оборудованы центры: «Символика России», уголок национальной культуры;
- подобраны: дидактические игры: «Символы России», «Военная техника», «Собери флаг России», «Космос», «Полое чудес» на тему «Родина моя» и др.
- иллюстрации для рассматривания «Моя семья», «Русская матрешка», «Государственная символика», «Природа нашего края», «Сказки нашего народа»;
- оформлены сюжетно – ролевые игры «Моя семья», «Мой край» и др. ;
- подобрана методическая, художественная литература.
Уголок патриотического воспитания в детском саду помогает познакомить детей: с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями; с государственными символами родной страны и нашей Республики Мордовия; с русскими народными промыслами традициями коренных народов. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей посёлка и страны; способствует формированию патриотических чувств.
9 слайд:
В рамках реализации проекта по патриотическому воспитанию «Мы патриоты» с детьми была проведена непосредственная образовательная деятельность «Моя малая Родина», «Я гражданин России», «Какие права и обязанности есть у меня» и др.
- просмотр презентаций, беседы «Моя семья», «Мой посёлок», «Улица на которой я живу» и др.
10 слайд:
Экскурсия с детьми в краеведческий музей им. И. Д. Воронина посёлка Чамзинка и музей Лицея №1, где детям в доступной форме детям было рассказано о культуре и традициях малой Родины. Дети побывали в русской избе, познакомились со старинными предметами быта. Очень интересным для ребят был рассказ о мордовской национальной одежде.
11 слайд:
В музеи Лицея №1 дети рассматривали экспонаты, привезенные следопытами из поискового отряда Лицея с раскопок из Тульской, Смоленской, Волгоградской земель. Звери, живущие в музеи 50 лет, вызвал восторг у детей. Таким образом, экскурсия в музей, формирует у детей любовь к Родине, накопление социального опыта жизни в своем крае, прививает детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края.
Экскурсия по достопримечательностям нашего посёлка помогла детям понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого мы познакомили детей с малой родиной – местом, где она живут.
12 слайд:
Занимаясь воспитанием социально – ответственной личности посредством патриотического воспитания провела ряд праздничных мероприятий:
13 слайд:
«День народного единства»
14 слайд:
«Мероприятие приуроченное к празднованию Дня конституции»
15 слайд:
«День России»
16 слайд:
«День государственного флага» в нашем детском саду прошёл очень интересно! Мы прошли вокруг сада садика с флагами под гимн России, провели флешмоб на спортивном участке, пели песни и рассказывали стихи про нашу Родину, дети принесли мыльные пузыри, завершением праздника стали рисунки на асфальте. Также были задействованы родители.
17 слайд:
В связи с напряжённой международной обстановкой и спецоперацией наших войск на Украине, особое внимание в формировании патриотизма у детей уделяем героической защите нашей Родины во время Великой Отечественной Войны 1941 – 1945гг.
«Праздник, посвященный 23 февраля»
18 слайд:
«Праздник посвященный Дню Победы над немецко – фашистскими захватчиками». При подготовке к празднику, мы провели акцию «Голубь мира», изготовили вместе с детьми белых бумажных голубей, как символ мира и добра.
19 сайд:
После праздника, с детьми совершили экскурсию к памятнику погибшим землякам в годы Великой Отечественной войны, чтобы почтить память и возложить цветы.
20 слайд:
Особое внимание было уделено мероприятиям, посвящённым 80 - летию снятия блокады Ленинграда. Мы с детьми посмотрели презентацию, там рассказывалось о жизни людей и записки маленькой Тани. По реакции детей было видно, как они переживали за девочку, которая осталась одна, как она на протяжении трёх лет теряла своих близких.
21 слайд:
Провели акцию «Блокадный хлеб» - посвящённую памяти «Блокадного Ленинграда». Дети узнали о блокаде и трудностях блокадного города. Увидели, какое количество хлеба выдавали людям и из чего его выпекали. На примере подвига Максима Твердохлеба, я рассказала о мужестве мирного населения блокадного Ленинграда. Акция была направлена на воспитание у детей чувства сострадания, сопереживания людям, попавшим в беду.
22 слайд:
Познакомили с героем Великой Отечественной Войны маршалом Георгием Константиновичем Жуковым. Знакомясь с личностью, показала презентацию и провела с детьми беседу о Сталинградской битве.
23 слайд:
Дети знают о спецоперации на Украине, потому что наши солдаты сражаются с нацистами, защищают нашу Родину. Родители воспитанников нашего детского сада принимают участие в спецоперации. Мы, не только, совершаем с детьми экспорс в прошлое, но и знакомим с современными солдатами, защитниками Родины, уроженцами Чамзинского района.
24 слайд:
Мы проводим мероприятия, посвященные не только военным событиям, но и мероприятия, воспитывающие гуманные, духовно – нравственные качества личности детей.
25 слайд: «День защиты детей»
26 слайд: «День семьи, любви и верности»
27 слайд: «День матери»
28 слайд: «Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы»
29 слайд:
«Дорогой добра и милосердия» На мероприятии присутствовал Благочинный Чамзинского района протоиерей Виталий Кузянов. Священнослужитель провел беседу с детьми о любви и милосердии. Дети, рассуждали о том, какие добрые дела им под силу, и почему, делая добро, человек получает радость. В завершении протоиерей Виталий, поблагодарил всех за праздник и угостил детей сладостями.
30 слайд:
Работа с родителями.
Патриотическое воспитание, гражданское становление личности воспитанников, невозможно без тесного взаимодействия детского сада с семьёй. Для включения семьи в совместную работу мы используем разнообразные формы взаимодействия - это наглядно - текстовая информация; выставка методической литературы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников : рекомендации для родителей по данной проблеме; рубрика «Читаем детям», родительское собрание «Воспитание культуры поведения у дошкольников»; индивидуальные консультации, беседы. Родители принимают участие в составлении семейных альбомов и газет. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома. Совместно с родителями отмечаются общественные праздники: День матери, День Защитника Отечества, идет подготовка к Международному женскому дню. Проводится беседа на тему: «День защитника Отечества».
31 слайд:
Заключение
Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что Патриотизм – это естественное чувство, которое заставляет человека любить свою родину и быть готовым жертвовать ради неё собственными интересами. Становление личности ребёнка происходит через осознание своей сопричастности семье, детскому саду, селу, народу, своей Родине. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма. Опыт моей работы позволил сделать вывод, что в процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи по воспитанию у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице; развитию любознательности детей в процессе совместных мероприятий: родители - дети - детский сад; воспитанию уважения к людям труда; формированию бережного отношения к родной природе и всему живому; развивать интерес к русским и мордовским традициям и промыслам; воспитанию чувства ответственности и гордости за достижения Родины; расширению представлений о России и родной Мордовии; знакомству детей с символами государства (герб, флаг, гимн). Тем самым мы формируем гражданскую позицию, патриотические чувства и любовь к прошлому, настоящему и будущему, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.
Подводя итог своей работы, я отметила, что мои воспитанники адаптированы к дальнейшей жизни и учё бе в школе:
- они физически развиты, приобщены к здоровому образу жизни, имеют представления о двигательной и гигиенической культуре, развиты психофизические качества. Уровень заболеваемости в группе снизился.
- дети владеют художественными навыками, у них развиты творческие способности и эмоционально-ценностные ориентации.
- у моих воспитанников развиты познавательные интересы, они интеллектуально развиты, самостоятельны и инициативны, отзывчивы и доброжелательны к людям,
- дети приобщены к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми,
- развиты нравственно-патриотические чувства, сформировано стремление к активной деятельности, к новой социальной роли школьника.
Всё это создаёт преемственность и успешную адаптацию при переходе из детского сада в школу. Таким образом, свою деятельность по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с использованием проектной деятельности» считаю эффективной и развивающей.