Екатерина Романова
Патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание является одной из главных задач нашего времени, поскольку оно олицетворяет любовь к своей Родине и своему народу, уважение к его прошлому и настоящему, преданность и верность своему Отечеству и стремление защищать его интересы.
На современном этапе идет переосмысление сущности патриотического воспитания : эта идея приобретает особую остроту и все большее общественное значение. В разные времена и эпохи, во всех цивилизованных государствах, семьях, школах, дошкольных организациях, общество ставило перед собой важную задачу – воспитать гражданина, патриота своей страны.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова, В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие.
Наиболее благоприятным периодом для интенсивного формирования основ гражданских качеств, признан дошкольный возраст. Дошкольник пытается накопить систему знаний и представлений, как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи, закономерности. Формируются не только качества, но и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношения ко всему окружающему: к семье, к миру, к Родине, к родному краю. Этот период является периодом приобщения ребенка к познанию окружающего мира, начальной стадии его социализации.
Воспитание патриотических чувств является неотъемлемой частью нравственного воспитания. У детей старшего дошкольного возраста активно развиваются нравственные качества, такие как чувство собственного достоинства, справедливости, развивается уважение к окружающим людям, появляется ответственность и зарождаются гражданские качества. Детям в старшем дошкольном возрасте трудно намеренно управлять своими чувствами, в связи с этим, поведение детей требует внимания со стороны воспитателя. Никакой багаж знаний педагога не даст результата, если у него самого не будет присутствовать чувство любви и гордости за свою Отчизну.
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, – писал в своих трудах Ушинский, – потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».
По словам В. Г. Белинского, нравственное совершенствование граждан стоит на первом месте гражданского воспитания, вначале необходимо воспитать человека, и лишь потом – гражданина. Нравственные основы человеческой личности, закладываются в семье, а задача учебных заведений – сделать их гражданами, членами государства.
Д. С. Лихачёв говорил что, любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Поэтому, особое внимание в патриотическом воспитании дошкольников, стоит уделить его ознакомлению с историей, традициями, достопримечательностями их родного края – Республики Мордовии. В городе Саранске существует большое количество музеев и памятников, которые имеют большое значение для воспитания патриотических качеств у дошкольников.
Посещение «Музея изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи» приобщает детей к культурным ценностям и интересу к истории своего родного края. «Краеведческий музей» служит основой для знакомства дошкольников с культурой Мордовии, традициям, укладу жизни, проживавших народов. Большую роль будет играть «Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941–1945 годов» города Саранска. В нём находятся уникальные и редкие документы, личные вещи и фотографии солдат с фронта, оружие, использовавшиеся во время боевых действий, награды и ордена, полученные уроженцами Мордовии за подвиги и отвагу. Кроме того, в музее находятся большое количество картин и скульптур военной тематики. Знакомя с Мемориальным музеем, мы воспитывает у детей чувство любви и огромную гордость к истории нашей Родины, к людям, которые защищали ее во время Великой Отечественной Войны.
Так же стоит уделять внимание формированию личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности,; осуществлению деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, то есть выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном; привлечению старших дошкольников к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья.
Таким образом, ознакомление дошкольников с достопримечательностями родного края играет важную роль в патриотическом воспитании. Благодаря воспитанию детей на примерах исторического прошлого, мы делаем огромной вклад в развитии нравственных качествах, которые формируют патриотическое сознание у старших дошкольников.