Оксана Барангулова
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности
Статья 64 Федерального закона РФ «Об Образовании в Российской Федерации» гласит, что Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Публикация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Патриотическое воспитание-это основа формирования будущего гражданина. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка зависит, прежде всего от родителей и обучающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям все это входит в понятие «патриотизм».
Нравственно - патриотическое воспитание особенно актуально в современном мире, в связи с напряженной ситуацией в соседствующих с нами странах, в целом в нашей стране и мире.
Нравственно - патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства и то, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, и музыкальные занятия являются неотъемлемой частью в целостном образовательном процессе дошкольника. С помощью таких занятий можно добиться:
1. Формирования гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:- к семье, городу, стране;- к природе родного края;- к культурному наследию своего народа.
2. Ощущения чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
3. Толерантного отношения к представителям других национальностей;
4. Чувства патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.
Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников невозможно переоценить. Музыка помогает ребенку выразить через песню или танец свое отношение к Родине, родному краю, семье.
Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, поскольку она способна преобразовать его нравственный и духовный мир. Уже в первые месяцы жизни, музыка благоприятно воздействует на ребенка. Именно в детстве рождаются чувство красоты, гармонии, сопереживания прекрасного. Музыкальное развитие формирует не только творческие способности, но и является залогом развития речи ребенка.
Нравственно-патриотическое воспитание на музыкальных занятиях, осуществляется в соответствии с индивидуальной возрастной категорией ребенка.
Огромное значение предается репертуару. Важным критерием здесь является: художественная и воспитательная ценность, доступность, программные требования.
Поэтому при подготовке занятия очень важно грамотно отобрать музыкальные произведения, чтобы они были доступны и близки пониманию ребенка определенного возраста.
Большое нравственно-патриотического воздействие на ребенка оказывает русская народная музыка. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно – эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. На занятиях используется много фольклорного материала. На русских песнях, прибаутках, частушках, у детей дошкольного возраста воспитываются качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.
Русская классическая музыка – это достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Поэтому классическая музыка должна звучать на музыкальных занятиях, начиная с младших групп, а в старших группах, важно акцентировать внимание ребенка, на то, что это именно русский композитор, наш соотечественник.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте истине. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма.
Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют музыкально - ритмические игры, танцы, театрализация игровых песен, работа с музыкально – шумовыми инструментами. Все эти виды музыкальной деятельности развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию, через движение, а так же художественный образ в движении. Но самое главное, музыка входит в быт семьи, в которой воспитывается ребенок.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно- патриотическом воспитании. Ярко выразить свои эмоции, выразить свою любовь к Родине, природе, краю в котором он живет, ребенку помогают праздничные утренники и развлечения. Основным воспитательным средством, в котором можно реализовать все виды музыкальной деятельности является организация и проведение праздников.
Праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В. А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Безусловно, работа в данном направлении интересна и очень важна, поэтому её обязательно нужно продолжать, встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.
Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте истине. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма. Исходя из этого, в работе, мы стараемся добиться, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Итак, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство нравственности и патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Безусловно, работа над этой темой интересна, многогранна и очень важна. Поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.
Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!
Список использованной литературы.
1 Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников.
2 Журнал. Музыкальный руководитель №2 2010; №2 2012.
3 Кудрявцева Т. А. Я живу в России.
4 Нечаева В. Т. Нравственное воспитание в детском саду.
5 Новый Федеральный закон об образовании в Российской Федерации.
6 Радынова О. Дошкольный возраст – задачи музыкального воспитания.
7 Смирнова Т. В. Дошкольникам о Москве и родной стороне.
8 Шкляр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке.
9 Шкляр Л., Савенкова Л. Новый взгляд на дошкольное образование.
Журналы: «Музыкальный руководитель», «Старший воспитатель» 2012г.
Серия: «Библиотека воспитателя» Праздники в детском саду: «Великой Победе Посвящается».