Анна Александровна
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к российским духовно-нравственным ценностям
▼ Скачать + Заказать документы
В основе
исследовательской культурной практики заложены все виды детской
познавательной поисковой деятельности.
Формы организации: моделирование, коллекционирование,
проектирование. Для изучения истории родного города и края, вовлечения в
творческий процесс организовали сбор информации о родственниках наших
воспитанников, которые погибли на фронтах Великой Отечественной войны.
Оформили исследовательские проекты «Боевой и жизненный путь моего
прадеда», «Они сражались за Родину», «Подвиг ваш вечен…»
Данное направление включало в себя такие тематические практики, как
Публикация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе приобщения к российским духовно-нравственным ценностям» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
«Русская изба», «Домашняя утварь наших прабабушек».
Следующая серия «Герб – символ Отечества» включала тематические
викторины: «Герб Белгорода», «Герб России», «Государственные символы
России» (Приложение № 4).
Тема «Мы и наши родители – белгородцы». После предварительного
согласования на них приглашались родители воспитанников, работающие на
различных предприятиях города. Они рассказывали о современных условиях
труда на крупных производствах и в учреждениях. В данном случае оказался
очень эффективным метод сравнения: дети сопоставляли знания, полученные
в ходе музейных экскурсий с актуальной информацией, отмечали огромный
прогресс в социокультурной жизни родного края, произошедший в
последние годы.
Серия «Белгородчина: прошлое и будущее». На каждом мероприятии
этой серии знакомили детей с тем или иным периодом истории Белгорода и
Белгородской области. Данная серия включала тематические практики «Как
возник Белгород?», «Глиняное чудо» – о старооскольской керамике, «О
подвигах, о доблести, о славе» (наш город в годы Великой Отечественной
войны, «Вчера и сегодня» (о современном г. Белгород, итоговое
комплексный конкурс «Колесо истории».
Мы отметили, что дети, наиболее часто посещавшие краеведческий
музей, очень активно принимали участие в этих занятиях, демонстрируя
свою компетентность по многим вопросам истории родного края.
Серия «Наши земляки – наша гордость» (о выдающихся людях
Белгородчины). Включала тематические ситуации о святителе Иоасафе,
великом князе А. Невском, великом театральном деятеле М. Щепкине,
военачальнике Н. Ватутине, о знаменитых спортсменах г. Белгород.
Художественная, продуктивная культурные практики. Для
побуждения детской активности и инициативы создавали проблемные
игровые ситуации, где можно проявлять фантазию. Для решения творческих
заданий использовали художественные технологии в новых условиях, а дети
закрепляли свои умения, находя нестандартный способ изображения.
Особенно хотелось бы отметить, что знания, полученные детьми в ходе
экскурсий и на тематических занятиях, мы закрепляли в ходе собственной
изобразительной деятельности детей (включая самостоятельное
художественное творчество на краеведческие темы). Так возникала ситуация
«знание через руки», дающая наибольший образовательный и
воспитательный эффект в работе со старшими дошкольниками. Например,
предлагали детям нарисовать родной город, сочинить небольшой рассказ из
личного опыта о впечатлениях, полученных в ходе экскурсий по родному
городу и т. п. Кроме того, дети привлекались к изготовлению сувениров,
поздравительных открыток для гостей детского сада, участвующих в
мероприятиях краеведческой и патриотической направленности. Например,
руками детей были изготовлены открытки для военнослужащих – гостей
праздника к Дню защитника отечества.
Народная художественная культура как средство формирования у
дошкольников патриотических чувств использовалась, прежде всего, в ходе
культурных практик в уголке русского быта, организованном совместными
усилиями воспитателей, родителей, а также самих детей.
Художественные предметы народного творчества очень интересны и
понятны ребенку. Познавая новое, необычное, дошкольники, как правило,
вовлекали в сферу своих интересов родителей. Так были собраны коллекции
подлинных предметов быта белгородцев и жителей г. Белгород – наших
предков, фотографий, изделий народно-художественных промыслов.
Особенно нравится детям экспозиция «народные ремесла» в Уголке русского
быта. Это традиционные русские прялки, а также текстильные изделия,
народные костюмы районов Белгородчины, изделия народных промыслов
России и Белгородчины (народная игрушка и т. п.).
Вышивка всегда была и остается одним из любимых видов народного
искусства. У каждого народа – своя вышивка. Она отличается и узором, и
способами вышивания, и определенными сочетаниями цветов. Знакомили
детей с семантикой орнамента народной вышивки Белогорья. Детскими
работами оформлялись выставки народной вышивки в группе.
Родная природа также активно использовалась как средство
формирования у дошкольников патриотических чувств. Мы разработали и
провели серию ситуаций по ознакомлению с родной природой,
направленных на формирование у детей любви к родной природе и
стремления заботиться о ней. В частности, были проведены следующие
беседы, образовательные ситуации, культурные практики: «Черноземье –
богатый край» (о плодородии черноземных почв); «Синичкина столовая» (о
зимующих птицах нашего края); «Растения Красной книги Белгородской
области»; «Животные Красной книги Белгородской области», «Заповедник
«Белогорье»
Дети закрепляли свои представления о родной природе в ходе
экскурсий, на прогулках; они систематически проводили наблюдения за
различными объектами живой природы ближайшего окружения, учились
устанавливать закономерности между жизнью растений, животных, птиц,
насекомых и сезонными изменениями в природе. Традиционным стало
ведение в группе календаря и дневника наблюдений.