Лучший педагог года

Патриотическое воспитание

Виктория Ярулина
Патриотическое воспитание
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2013 № 273) воспитание определяется как «целенаправленная деятельность, направленная на создание условий для развития духовно- нравственной культуры на основе общечеловеческих и традиционных ценностей» [4].

Публикация «Патриотическое воспитание» размещена в разделах

Если заглянуть в «Толковый словарь русского языка», автором которого является С. И. Ожегов, то можно увидеть другое определение понятия воспитание. В данном словаре воспитание определяется как «навыки поведения общественной жизни (социальной, нравственной, профессиональной, привитые семьёй, школой, средой» [7, с. 85].

Еще одно определение предлагает И. П. Подласый. Он определяет воспитание как «специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач» [29, с. 31].

Воспитание – это творческий и целенаправленный процесс взаимодействия педагога и ребёнка по построению условий организации усвоения ценностей общества, которые связаны с социально-культурной жизнью и, что даёт основу для развития индивидуальности ребёнка и самоактуализации личности. Автором данного понятия является Л. И. Маленкова [23, с. 26]. На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что воспитание это прежде всего взаимодействие между ребёнком и педагогом, в результате чего возникает процесс передачи культурно-исторического опыта с целью подготовки к самостоятельной общественной жизни подрастающее поколение. Главным образом данный процесс направлен на духовно- нравственные аспекты жизни.

Существуют различные виды воспитания, например, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и др., но именно патриотическое воспитание занимает главное место и требует особого внимания. Для того чтобы понять сущность патриотического воспитания, необходимо разобраться, что же такое «патриотизм». Понятие патриотизм очень сложное по своей природе и многогранно. Это и определяет тот факт, что в научной литературе понимание патриотизма весьма неоднозначно и разнообразно. Сущность понятия «патриотизм» (от греческого patris – родина) включает в себя «любовь к Родине, земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа» [17, с. 293].

Данную интерпретацию этого понятия придерживаются многие ученые. Они сохраняют центральный контекст и добавляют свои собственные определения и важные аспекты.

Так, например, по мнению Е. Н. Вороновой, патриотизм – соединение таких качеств личности, как духовно-нравственность, мировоззрение, гражданство, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли [6, с. 19].

В. А. Сластенин определяет патриотизм как любовь к своему Отечеству, преданность, готовность служить своей Родине [32, с. 307].

Близкий к приведенному определению звучит трактовка И. Ф. Харламова: «патриотизм» – это «такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви к родине, преданности ее идеалам, осознании ее величия и славы и переживания своей духовной связи с ней, в потребности к стремлению в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость» [37, с. 352].

Н. Г. Зеленова в своих исследованиях отметила, что «для патриотизма характерно чувство гордости за свое Отечество, свой народ, символы государства, его святыни; моральная ответственность каждого человека за судьбу Родины, народа, их современное состояние и будущее» [15, с. 11].

В нашем исследовании нельзя оставить без внимания слова К. Д. Ушинского, патриотизм, по его мнению, является мощным педагогическим инструментом в воспитании подрастающего поколения. Ушинский К. Д. писал, что человека без любви к отечеству не существует, эта любовь преподносит воспитанию ключ к сердцу человека и даёт мощную опору для борьбы с дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями [35, с. 160].

Рассмотрим еще одно определение патриотического воспитания. И так, патриотическое воспитание – это взаимодействие воспитателя и ребёнка (воспитанника, которое направлено на развитие патриотических чувств, формирование убеждений, норм патриотического поведения [16, с. 7]. Автором данного определения является Н. В. Ипполитова. Патриотическое воспитание дошкольников осуществляется на основе понимания природы и сущности патриотизма, а также его компонентов.

Таким образом из вышесказанного следует, что патриотизм как высокое чувство, незаменимая ценность, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Патриотизм – это любовь к Родине – большой и малой, к родной природе, к своему народу, это готовность верно служить делу их процветания, любить свой дом, готовность защищать его. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Основными характеристиками патриотизма являются : постоянное ощущение связи с Родиной, с жизнью и деятельностью людей, живущих в родной стране, любовь к своему Отечеству, выраженная в конкретных делах. Кроме того, для патриотизма характерно чувство гордости за свое Отечество, свой народ, символы государства, его святыни; моральная ответственность каждого человека за судьбу Родины, народа, их современное состояние и будущее. Такое понимание патриотизма предъявляет к патриотическому воспитанию детей особые требования.

Патриотизм начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. По мнению В. А. Сластенину, как и любое нравственное чувство оно включает в себя следующие компоненты [32, с. 309] :

1) когнитивный компонент – овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий о Родине (большой и малой, о жизни народа, истории страны, природе родного края, Вооруженных силах России, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;

2) эмоциональный компонент – переживание личностью положительных эмоциональных чувств и эмоционального отношения к своей стране, краю, родному городу (селу, гордость за трудовые и боевые успехи народа, уважение к историческому прошлому родной страны, восхищение природой родного края, стремления участвовать в общественно полезном труде;

3) поведенческий компонент – осознанное поведение в разных видах деятельности, демонстрирующее чувство патриотизма у ребенка (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческих продуктивных видах деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему [32, с. 309].

Таким образом, воспитание патриотизма должно осуществляться комплексно через развитие и обогащение компонентов, представленных выше.

При проведении анализа литературы, выяснилось, что патриотическое воспитание может рассматриваться в нескольких направлениях:

1) патриотическое воспитание это, прежде всего, явление социальное и оно напрямую связано с передачей жизненного опыта подрастающему поколению. Это подготовка ребёнка к труду на благо своего Отечества, это развитие и формирование личности, которая способна защищать и любить свою Родину, отстаивать её интересы, ценить культурные ценности, сохранять и приумножать традиции народа [15, с. 23]. Это также и

«стремление к обеспечению безопасности личности, общества и государства, готовности к победе в вооруженной борьбе» [18, с. 98];

2) патриотическое воспитание – это «один из факторов формирования и развития человека-патриота, гражданина своей Родины, личности с высокими патриотическими убеждениями, чувствами и активными действиями во имя процветания России, защиты ее государственных интересов, психологической готовности и профессиональной способности защищать интересы Родины» [19, с. 63];

3) патриотическое воспитание – это «комплекс целей, задач, определяемых общечеловеческими, государственно-национальными и личностными ценностями» [25, с. 41]. Само понятие «патриотизм» выступает как важнейшая ценность, которую надо осмыслить, понять и принять к руководству в жизни и деятельности. Для формирования этого чувства необходимо использовать все многообразие форм воспитательной работы;

4) патриотическое воспитание – это, прежде всего, процесс влияния и воздействия на психологию личности, коллектива и общества в целом. Воспитатель детского сада обязан знать психологию детей дошкольного возраста и осуществлять патриотическое воспитание ребёнка, всего детского коллектива, при этом важно учитывать возрастные психолого- педагогические особенности детей [26, с. 127].

В. И. Луговинов совершенно справедливо заметил, что «решая проблему патриотического воспитания подрастающего поколения, современное общеобразовательное учреждение сосредоточивает свои усилия на формирование у детей ценностного отношения к явлениям общественной жизни, любви к Родине и своей малой родине» [22, с. 5].

Как известно, такое чувство как «любовь к Родине» зарождается еще в первые годы жизни у ребёнка. Этому пособствует патриотическая атмосфера в семье, в детском саду, в окружающей ребёнка действительности.

Основным этапом формирования у ребёнка патриотизма является накопление социального опыта жизни в своём Отечестве, принятие и усвоение норм поведения и взаимоотношений. Авторами этой мысли являются Л. Ф. Грибовая и Н. Г. Комратова [20, с. 15]. Патриотическое воспитание дошкольников должно осуществляться в единстве с эстетическим, физическим, нравственным и социально-личностным развитием детей.

Основной целью воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста является формирование потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность [1, с. 21].

В настоящее время существует ряд проблем, которые связаны с патриотическим воспитанием детей, а именно дошкольников

Первая проблема связана с недостаточным уровнем патриотизма у детей по всем трем его компонентам: когнитивному (представления и понятия ребенка о своей стране, месте своего проживания; о флаге, гербе, гимне России; природных богатствах России, ее природно-климатических зонах, ландшафтах, эмоциональному (способность проявлять положительные эмоции по отношению к общественным событиям и явлениям) и поведенческому (сформированные умения заботится об окружающей природе, близких, оказывать помощь окружающим людям, проявлять дружелюбие, считаться с интересами товарищей, договариваться

со сверстниками, анализировать свои и чужие поступки).

Вторая проблема заключается в недостаточно развитых у воспитателей и педагогов ДОО профессиональных знаний, умений и навыков по патриотическому воспитанию детей. При этом воспитатели детского сада хорошо осознают необходимость такой работы, испытывают потребность в изучении накопленного опыта работы по данной проблеме, нуждаются в методической и консультативной помощи для проведения воспитательных мероприятий, привлечении к сотрудничеству родителей.

И, наконец, третья проблема, это организация взаимодействия и тесного сотрудничества педагогов детского сада с родителями воспитанников.

Таким образом, мы рассматриваем патриотизм как качество личности, проявляющееся в любви к Родине, преданность ей; в умении защищать интересы и духовно-нравственные ценности общества, в изучении истории, культуры своего родного края и Родины. Для дошкольников патриотизм – это высокое чувство любви к Родине – большой и малой, к ее природе, людям, традициям. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении (при руководящей роли педагога, которое направлено на формирование чувства патриотизма. В понятие чувства патриотизма входят когнитивный компонент (представления и понятия, эмоциональный компонент (чувства) и поведенческий компонент (умения, навыки, которые реализуются в сфере социума и природы. Эти компоненты патриотизма могут служить критериями для оценки его уровня у детей дошкольного возраста. Успех патриотического воспитания детей дошкольного возраста определяется способностью педагогов четко следовать сущности патриотического воспитания дошкольников определенного возраста, его цели и задачам, правильный и методически грамотный отбор содержания, форм и методов работы с детьми и родителями воспитанников.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Нравственно-патриотическое воспитание»Фотоотчёт «Нравственно-патриотическое воспитание» Сейчас в нашем саду проходит месячник по оборонно-массовому и патриотическому воспитанию. И в течение этого месяца я со своей напарницей.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Прошло 73 года со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дошкольники мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах.

Патриотическое воспитание дошкольниковПатриотическое воспитание дошкольников 9 мая - Праздник победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Этот день мы отмечаем как великий праздник - день.

Патриотическое воспитание дошкольников.Патриотическое воспитание дошкольников. .

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Патриотическое воспитание в дет саду. В нашем детском саду проходят мероприятия по патриотическому воспитанию. В своей группе провела беседу "Женщины на войне". Воевать и сражаться.

Патриотическое воспитание в детском садуПатриотическое воспитание в детском саду Годовой задачей нашего детского сада является патриотическое воспитание дошкольников. Это важная составляющая становления будущей личности. Были.

Патриотическое воспитание в детском саду.Патриотическое воспитание в детском саду. Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем И березки у дороги, По которой мы идем Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом. И душистый,.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание детей было и остается одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это - сложный педагогический.

Стенгазета «Патриотическое воспитание»Стенгазета «Патриотическое воспитание» В нашем учреждении на протяжении всего года регулярно проводится работа по патриотическому воспитанию. Основной идеей является формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание
Опубликовано: 15 мая 2023 в 07:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Ярулина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД