МААМ-картинки

Паспорт мини-музея «Хлеб — всему голова»

Наталья Тарасова
Паспорт мини-музея «Хлеб — всему голова»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 26 «Антошка»

Мини - музей

«Хлеб - всему голова»

Группа среднего возраста «Торопыжки» (4 – 5 лет)

Составила воспитатель:

Тарасова Наталья Вячеславовна

г. о. г. Бор

2022 г.

Информация о работе мини – музея

Место нахождения мини - музея : МАДОУ детский сад №26 «Антошка», группа «Торопыжки»

Название мини – музея : «Хлеб – всему голова»

Публикация «Паспорт мини-музея „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах

Профиль мини - музея : познавательный

Направление: духовно – нравственное воспитание дошкольников

Год открытия: 2022

Руководитель: воспитатель Тарасова Н. В.

Содержание и экспонаты: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей, располагаются на полках в групповой комнате (экспонаты связанные с изготовлением хлеба, литература по теме (загадки, стихи и авторские произведения о хлебе, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей, альбомы, зёрна (пшеница, рожь, овес) мука, мельница, печка, макет «От зерна до каравая», кукла - пекарь, каравай, детские рисунки).

Экспонаты мини - музея находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности.

Экспонаты могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях

«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,

«Художественное – эстетическое творчество».

Игры и атрибуты для игр расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Использование мини – музея :

- проведение экскурсий

- беседы

- дидактические игры

- чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о хлебе

- речевое творчество (придумывание загадок, сказок)

- лепка из соленого теста.

Формы деятельности:

- поисковая;

- фондовая;

- научная;

- экспозиционная;

- познавательная.

Пояснительная записка

В последнее время широкое распространение получила организация работы с детьми на базе мини-музеев, созданных в дошкольном образовательном учреждении. Обращение к истории, освоение социального опыта прошлых поколений, погружение в мир отечественной культуры с помощью музейных экспонатов позволяет ребенку получить представление о традициях, сформировать целостную картину мира, побудить интерес к поисковой и исследовательской деятельности, узнать об элементах материальной и духовной культуры, способствуют формированию исторического сознания.

Есть в мире понятия, ценность которых ни в ч м не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Вырастая, дети, помнят запах родного очага всю свою жизнь и впоследствии, создавая уже свои семьи, интуитивно хранят в них те же традиции, которые они вобрали в себя в родительском доме. Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой. Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему наш мини - музей хлеба.

Хлеб все любят, гордятся и прославляют. Но, к сожалению, наблюдения и беседы показали, что у детей дошкольного возраста недостаточно сформированы представления о культуре потребления хлеба и значимости для здоровья человека. Ребенок может бросить хлеб, у детей самостоятельно не возникает потребность использовать остатки хлеба для подержания птиц в зимний период. Размышления об отношении детей к хлебу подтолкнули к созданию в группе мини – музея «Хлеб – всему голова».

Цель: реализация направления «Музейная педагогика». Создание условий для развития познавательных и творческих способностей воспитанников группы, воспитание бережного отношения к хлебу и труду взрослых.

Задачи:

-обогащение и уточнение знаний детей о хлебе, труде взрослых;

-формирование представлений о выращивании хлеба от зерна до колоска;

- привитие уважения к хлебу и людям, вырастившим его;

-уточнение знаний о процессе приготовления хлеба как полезного и необходимого продукта для жизни человека;

-формирование представления о разнообразии хлебобулочных изделий; В основу решения этих задач положены следующие принципы:

- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

- принцип опоры на интересы ребенка;

- принцип доступности

- принцип наглядности;

- принцип последовательности;

- принцип сотрудничества и взаимоуважения.

План работы по созданию мини-музея «Хлеб – всему голова»

Название этапа Содержание работы Сроки реализации Ожидаемый результат

1. Подготовительный этап Родительское собрание Август 2022 1. Определение темы и названия музея

2. Выбор места для размещения 3. Выбор инициативной

группы.

2. Практический этап 1. Сбор экспонатов; 2. Оформление выставки 3. Индивидуальная работа с детьми

4. Проведение экскурсий. Сентябрь 2022

Апрель 2023 Создание мини – музея :

«Хлеб – всему голова»

3. Подведение итогов Заседание инициативной группы Май 2023 1. Выставка экспонатов мини

– музея.

2. Фольклорный праздник «Слава хлебу на столе»

Тематический план занятий в мини-музее.

Тема цикла

занятий Образовательная

область Цель занятия Месяц

Рассматривание колосьев в вазе. Познавательное развитие Воспитывать осторожное обращение с засушенными

колосьями. Развивать умение обследовать и сравнивать

колосья разных злаковых культур (рожь, пшеница, ов с). Учить различать и называть колосья разных

злаковых культур. Август 2022

Чтение

стихотворений В. Воронько

«Вот и лето пролетело.»,

«Вешний день, пахать пора…», Н. Красильников

а «Колосок». Чтение художественной

литературы Поддерживать интерес к литературным произведениям. Расширять

представления детей о труде тракториста, хлебороба и

комбайн ра. Август 2022

Познание:

Ф. Ц. К. М с

использованием ИКТ

«Откуда бер тся хлеб». Познавательное развитие Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб Сентябрь 2022

Загадки о хлебе. Познавательное развитие Воспитывать уважение к ответам товарищей.

Развивать умение дослушивать загадку до конца. Учить понимать иносказательный смысл

загадок. Сентябрь 2022

Опытническая деятельность.

Тема:

Замачивание з рен пшеницы. Познавательное развитие,

исследовательская деятельность Формировать представления о том, как прорастает зерно и что для этого необходимо.

Воспитывать желание

помогать друг другу, работать совместно. Сентябрь 2022

Работа с родителями:

Предложить Художественно - эстетическое

развитие Привлечь родителей к образовательному процессу в

ДОУ Октябрь 2022

родителям изготовить

вместе с детьми любые изделия из сол нного теста и принести в детский сад в пятницу для выставки: «Вот

он – хлебушек душистый

Рассматривание серии сюжетных картинок на тему:

«Выращивание хлеба». Познавательное развитие,

социально –

коммуникативное развитие Воспитывать уважение к труду людей. Развивать

внимание, память, расширять словарный запас, речь.

Закреплять представления о том, какой путь проходит зерно от посева до уборки урожая, и о тех людях,

которые его выращивают. Октябрь 2022

Дидактическая игра «Разрезные картинки» Социально –

коммуникативное развитие Учить собирать изображение различных видов хлебных изделий из 6-9 частей.

Дидактическая игра «Кто больше назов т хлебобулочных

изделий». Познавательное развитие,

социально –

коммуникативное развитие Развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас. Ноябрь 2022

Пальчиковая

гимнастика

«Хлебушек»,

«Пекарь», «На блины». Социально –

коммуникативное развитие Развивать мелкую моторику

рук. Декабрь

2022

Игра «Что нужно для работы

хлебороба». Социально –

коммуникативное развитие Закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память. Декабрь 2022

Чтение рассказа

«Колосица» Чтение художественной

литературы Формировать представления детей об истории русского праздника Хлеба.

Воспитывать любовь и уважение к своей стране и народу. Декабрь 2022

Заучивание стихотворения

П. Каганова

«Хлеб – наше богатство Социально –

коммуникативное развитие Воспитывать любовь и бережное отношение к хлебу,

уважение к людям, выращивающим хлеб.

Развивать внимание, память, речь, логическое мышление, умение работать со схемами. Развивать интонационную выразительность, силу голоса, умение правильно

расставлять акценты при чтении стихотворения. Январь 2023

Словесная игра

«Образуй словечко» Социально –

Коммуникативное

развитие Учить образовывать слова

прилагательные от существительных (хлеб – хлебный, пшеница –

пшеничный, рожь – ржаной и т. д.) Февраль

2023

Опытническая деятельность.

Высадка проросших з рен пшеницы. Познавательное развитие,

исследовательска я деятельность Продолжать с детьми процесс выращивания з рен. Закрепит с детьми знания о том, в

какой последовательности высаживают з рна, какие условия необходимы для выращивания колосков.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность. Февраль 2023

Беседа на тему:

«Народные пословицы о хлебе». Познавательное развитие,

социально –

коммуникативное развитие Воспитывать уважение к народному творчеству.

Развивать внимание, память, логическое мышление,

речевую активность. Познакомить детей с народными приметами,

пословицами и поговорками о хлебе. Март 2023

Раскрашивание картинок о

хлебе. Художественно – эстетическое

развитие Закрепить представления детей о многообразии хлебобулочных изделий.

Учить раскрашивать аккуратно, выбирать

правильный цвет. Закрепить разные при мы

раскрашивания. Март 2023

Лепка из

сол ного теста.

«Подкова на счастье» Художественно – эстетическое

развитие Учить детей замешивать

сол нное тесто. Воспитывать аккуратность при работе с мукой. Развивать умение

выполнять работу в определ нной

последовательности, опираясь на образец и схему.

Закрепить умение лепить используя разные при мы лепки, украшать поделку по своему желанию.

Формировать желание делать

родителям приятное.

Воспитывать гордость за свой труд. Март 2023

Чтение Н. Самкова

«О хлебе» Чтение художественной

литературы Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к старшим. Развивать умение внимательно слушать

литературное произведение, отвечать на вопросы воспитателя по тексту. Учить понимать главный смысл произведения, выделять

поучительный момент. Апрель 2023

Инсценировка сказки

«Колобок» Социально –

коммуникативное развитие Развивать интонационную выразительность, силу голоса. Формировать

желание приносить радость маленьким детям своим выступление. Развивать и

совершенствовать словарный запас и связную речь. Апрель 2023

Организация выставки поделок из

сол нного теста:

«Вот он – хлебушек душистый. Художественно – эстетическое

развитие Воспитывать у детей гордость за результат своего

труда и своих родителей.

Закреплять представления о разнообразии изделий из теста. Май 2023

Итоговое

мероприятие: Фольклорный праздник «Слава хлебу на столе» Познавтельное развитие,

художественно – эстетическое

развитие Воспитывать любовь и бережное отношение к хлебу,

уважение к людям, выращивающим хлеб Май 2023

Перспектива развития мини - музея Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов о хлебе.

Проведение экскурсии для других групп ДОУ. Семейные праздники с родителями.

Написание книжек-малышек или большой книги о хлебе.

На базе мини-музея или с использованием его коллекций проводить занятия по разным видам деятельности.

Список литературы

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб. : Детство-Пресс,1998. 2. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М. : Аркти, 2005.

3. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. М. : ТЦ Сфера, 2006.

4. Рыжова Н. А. Как стать коллекционером. Игра и дети N 24, 2004.

Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М. : Линка- Пресс, 2008.

5. Рыжова Н. А., Ларионова Г. Б., Данюкова А. И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование N 22, 2002.

6. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М. : Линка-Пресс, 2004.

Публикации по теме:

Мероприятие «Хлеб всему голова»Мероприятие «Хлеб всему голова» В ГДОУ ЛНР ЯС "Искорка" провели тематический день «Хлеб всему голова» Один из самых популярных продуктов в мире, без которого, пожалуй,.

Фотоотчет «Хлеб всему голова»Фотоотчет «Хлеб всему голова» Добрый день уважаемые коллеги! Ежегодно наше МБДОУ детский сад №2 " Теремок " заключает договор с МБУК "Дом Семена ложкаря". Научные музейные.

Фотоотчет «Хлеб — всему голова»Фотоотчет «Хлеб — всему голова» Один из самых популярных продуктов в мире – это, конечно же, хлеб. В честь празднования всемирного дня хлеба (16 октября, в нашем детском.

Фотоотчет «Хлеб всему голова»Фотоотчет «Хлеб всему голова» Фотоотчет "Хлеб всему голова". В нашей жизни мы очень часто не замечаем мелочей! А наши дети совсем не такие – они видят и птичку, которая.

Лэпбук «Хлеб — всему голова»Лэпбук «Хлеб — всему голова» Лэпбук -многофункциональное дидактическое пособие, используя которое воспитатель дошкольного образования может в игровой форме предложить.

Мини-музей «Хлеб-всему голова»Мини-музей «Хлеб-всему голова» Одной из главных задач мини-музея в дошкольном учебном заведении, является вовлечение детей в активную исследовательскую деятельность, формирование.

Мини-музей в старшей группе «Хлеб — всему голова»Мини-музей в старшей группе «Хлеб — всему голова» Идея создания такого мини-музея у меня была давно и в начале ноября мне предлагают поучаствовать в районном заочном конкурсе, показ НОД.

Проект «Хлеб всему голова» для дошкольниковПроект «Хлеб всему голова» для дошкольников Задачи проекта: Обучающие задачи: Формировать у детей представление о том, что хлеб – это итог большой работы многих людей. Расширять.

Проект «Хлеб всему голова»Проект «Хлеб всему голова» 4 декабря в нашем детском саду прошел семинар по проектной деятельности. Наш сад представила наша группа "Сказка" с проектом "Хлеб всему.

Проект «Хлеб — всему голова!»Проект «Хлеб — всему голова!» Среднесрочный проект для подготовительной группы. Тип проекта: информационно – познавательный, творческий. Участники проекта: дети подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Паспорт мини-музея «Хлеб — всему голова»
Опубликовано: 23 апреля 2023 в 12:28
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Паспорт мини-музея «Хлеб — всему голова»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Тарасова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД