Наталья Тарасова
Паспорт мини-музея «Хлеб — всему голова»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 26 «Антошка»
Мини - музей
«Хлеб - всему голова»
Группа среднего возраста «Торопыжки» (4 – 5 лет)
Составила воспитатель:
Тарасова Наталья Вячеславовна
г. о. г. Бор
2022 г.
Информация о работе мини – музея
Место нахождения мини - музея : МАДОУ детский сад №26 «Антошка», группа «Торопыжки»
Название мини – музея : «Хлеб – всему голова»
Публикация «Паспорт мини-музея „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Паспорт музея. Паспорта мини-музеев в ДОУ
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Мини-музеи
- Темочки
Профиль мини - музея : познавательный
Направление: духовно – нравственное воспитание дошкольников
Год открытия: 2022
Руководитель: воспитатель Тарасова Н. В.
Содержание и экспонаты: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей, располагаются на полках в групповой комнате (экспонаты связанные с изготовлением хлеба, литература по теме (загадки, стихи и авторские произведения о хлебе, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей, альбомы, зёрна (пшеница, рожь, овес) мука, мельница, печка, макет «От зерна до каравая», кукла - пекарь, каравай, детские рисунки).
Экспонаты мини - музея находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности.
Экспонаты могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях
«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,
«Художественное – эстетическое творчество».
Игры и атрибуты для игр расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Использование мини – музея :
- проведение экскурсий
- беседы
- дидактические игры
- чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о хлебе
- речевое творчество (придумывание загадок, сказок)
- лепка из соленого теста.
Формы деятельности:
- поисковая;
- фондовая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
Пояснительная записка
В последнее время широкое распространение получила организация работы с детьми на базе мини-музеев, созданных в дошкольном образовательном учреждении. Обращение к истории, освоение социального опыта прошлых поколений, погружение в мир отечественной культуры с помощью музейных экспонатов позволяет ребенку получить представление о традициях, сформировать целостную картину мира, побудить интерес к поисковой и исследовательской деятельности, узнать об элементах материальной и духовной культуры, способствуют формированию исторического сознания.
Есть в мире понятия, ценность которых ни в ч м не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Вырастая, дети, помнят запах родного очага всю свою жизнь и впоследствии, создавая уже свои семьи, интуитивно хранят в них те же традиции, которые они вобрали в себя в родительском доме. Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой. Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему наш мини - музей хлеба.
Хлеб все любят, гордятся и прославляют. Но, к сожалению, наблюдения и беседы показали, что у детей дошкольного возраста недостаточно сформированы представления о культуре потребления хлеба и значимости для здоровья человека. Ребенок может бросить хлеб, у детей самостоятельно не возникает потребность использовать остатки хлеба для подержания птиц в зимний период. Размышления об отношении детей к хлебу подтолкнули к созданию в группе мини – музея «Хлеб – всему голова».
Цель: реализация направления «Музейная педагогика». Создание условий для развития познавательных и творческих способностей воспитанников группы, воспитание бережного отношения к хлебу и труду взрослых.
Задачи:
-обогащение и уточнение знаний детей о хлебе, труде взрослых;
-формирование представлений о выращивании хлеба от зерна до колоска;
- привитие уважения к хлебу и людям, вырастившим его;
-уточнение знаний о процессе приготовления хлеба как полезного и необходимого продукта для жизни человека;
-формирование представления о разнообразии хлебобулочных изделий; В основу решения этих задач положены следующие принципы:
- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
- принцип опоры на интересы ребенка;
- принцип доступности
- принцип наглядности;
- принцип последовательности;
- принцип сотрудничества и взаимоуважения.
План работы по созданию мини-музея «Хлеб – всему голова»
Название этапа Содержание работы Сроки реализации Ожидаемый результат
1. Подготовительный этап Родительское собрание Август 2022 1. Определение темы и названия музея
2. Выбор места для размещения 3. Выбор инициативной
группы.
2. Практический этап 1. Сбор экспонатов; 2. Оформление выставки 3. Индивидуальная работа с детьми
4. Проведение экскурсий. Сентябрь 2022
Апрель 2023 Создание мини – музея :
«Хлеб – всему голова»
3. Подведение итогов Заседание инициативной группы Май 2023 1. Выставка экспонатов мини
– музея.
2. Фольклорный праздник «Слава хлебу на столе»
Тематический план занятий в мини-музее.
Тема цикла
занятий Образовательная
область Цель занятия Месяц
Рассматривание колосьев в вазе. Познавательное развитие Воспитывать осторожное обращение с засушенными
колосьями. Развивать умение обследовать и сравнивать
колосья разных злаковых культур (рожь, пшеница, ов с). Учить различать и называть колосья разных
злаковых культур. Август 2022
Чтение
стихотворений В. Воронько
«Вот и лето пролетело.»,
«Вешний день, пахать пора…», Н. Красильников
а «Колосок». Чтение художественной
литературы Поддерживать интерес к литературным произведениям. Расширять
представления детей о труде тракториста, хлебороба и
комбайн ра. Август 2022
Познание:
Ф. Ц. К. М с
использованием ИКТ
«Откуда бер тся хлеб». Познавательное развитие Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб Сентябрь 2022
Загадки о хлебе. Познавательное развитие Воспитывать уважение к ответам товарищей.
Развивать умение дослушивать загадку до конца. Учить понимать иносказательный смысл
загадок. Сентябрь 2022
Опытническая деятельность.
Тема:
Замачивание з рен пшеницы. Познавательное развитие,
исследовательская деятельность Формировать представления о том, как прорастает зерно и что для этого необходимо.
Воспитывать желание
помогать друг другу, работать совместно. Сентябрь 2022
Работа с родителями:
Предложить Художественно - эстетическое
развитие Привлечь родителей к образовательному процессу в
ДОУ Октябрь 2022
родителям изготовить
вместе с детьми любые изделия из сол нного теста и принести в детский сад в пятницу для выставки: «Вот
он – хлебушек душистый!»
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему:
«Выращивание хлеба». Познавательное развитие,
социально –
коммуникативное развитие Воспитывать уважение к труду людей. Развивать
внимание, память, расширять словарный запас, речь.
Закреплять представления о том, какой путь проходит зерно от посева до уборки урожая, и о тех людях,
которые его выращивают. Октябрь 2022
Дидактическая игра «Разрезные картинки» Социально –
коммуникативное развитие Учить собирать изображение различных видов хлебных изделий из 6-9 частей.
Дидактическая игра «Кто больше назов т хлебобулочных
изделий». Познавательное развитие,
социально –
коммуникативное развитие Развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас. Ноябрь 2022
Пальчиковая
гимнастика
«Хлебушек»,
«Пекарь», «На блины». Социально –
коммуникативное развитие Развивать мелкую моторику
рук. Декабрь
2022
Игра «Что нужно для работы
хлебороба». Социально –
коммуникативное развитие Закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память. Декабрь 2022
Чтение рассказа
«Колосица» Чтение художественной
литературы Формировать представления детей об истории русского праздника Хлеба.
Воспитывать любовь и уважение к своей стране и народу. Декабрь 2022
Заучивание стихотворения
П. Каганова
«Хлеб – наше богатство!» Социально –
коммуникативное развитие Воспитывать любовь и бережное отношение к хлебу,
уважение к людям, выращивающим хлеб.
Развивать внимание, память, речь, логическое мышление, умение работать со схемами. Развивать интонационную выразительность, силу голоса, умение правильно
расставлять акценты при чтении стихотворения. Январь 2023
Словесная игра
«Образуй словечко» Социально –
Коммуникативное
развитие Учить образовывать слова
прилагательные от существительных (хлеб – хлебный, пшеница –
пшеничный, рожь – ржаной и т. д.) Февраль
2023
Опытническая деятельность.
Высадка проросших з рен пшеницы. Познавательное развитие,
исследовательска я деятельность Продолжать с детьми процесс выращивания з рен. Закрепит с детьми знания о том, в
какой последовательности высаживают з рна, какие условия необходимы для выращивания колосков.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность. Февраль 2023
Беседа на тему:
«Народные пословицы о хлебе». Познавательное развитие,
социально –
коммуникативное развитие Воспитывать уважение к народному творчеству.
Развивать внимание, память, логическое мышление,
речевую активность. Познакомить детей с народными приметами,
пословицами и поговорками о хлебе. Март 2023
Раскрашивание картинок о
хлебе. Художественно – эстетическое
развитие Закрепить представления детей о многообразии хлебобулочных изделий.
Учить раскрашивать аккуратно, выбирать
правильный цвет. Закрепить разные при мы
раскрашивания. Март 2023
Лепка из
сол ного теста.
«Подкова на счастье» Художественно – эстетическое
развитие Учить детей замешивать
сол нное тесто. Воспитывать аккуратность при работе с мукой. Развивать умение
выполнять работу в определ нной
последовательности, опираясь на образец и схему.
Закрепить умение лепить используя разные при мы лепки, украшать поделку по своему желанию.
Формировать желание делать
родителям приятное.
Воспитывать гордость за свой труд. Март 2023
Чтение Н. Самкова
«О хлебе» Чтение художественной
литературы Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к старшим. Развивать умение внимательно слушать
литературное произведение, отвечать на вопросы воспитателя по тексту. Учить понимать главный смысл произведения, выделять
поучительный момент. Апрель 2023
Инсценировка сказки
«Колобок» Социально –
коммуникативное развитие Развивать интонационную выразительность, силу голоса. Формировать
желание приносить радость маленьким детям своим выступление. Развивать и
совершенствовать словарный запас и связную речь. Апрель 2023
Организация выставки поделок из
сол нного теста:
«Вот он – хлебушек душистый!». Художественно – эстетическое
развитие Воспитывать у детей гордость за результат своего
труда и своих родителей.
Закреплять представления о разнообразии изделий из теста. Май 2023
Итоговое
мероприятие: Фольклорный праздник «Слава хлебу на столе» Познавтельное развитие,
художественно – эстетическое
развитие Воспитывать любовь и бережное отношение к хлебу,
уважение к людям, выращивающим хлеб Май 2023
Перспектива развития мини - музея Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов о хлебе.
Проведение экскурсии для других групп ДОУ. Семейные праздники с родителями.
Написание книжек-малышек или большой книги о хлебе.
На базе мини-музея или с использованием его коллекций проводить занятия по разным видам деятельности.
Список литературы
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб. : Детство-Пресс,1998. 2. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М. : Аркти, 2005.
3. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. М. : ТЦ Сфера, 2006.
4. Рыжова Н. А. Как стать коллекционером. Игра и дети N 24, 2004.
Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М. : Линка- Пресс, 2008.
5. Рыжова Н. А., Ларионова Г. Б., Данюкова А. И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование N 22, 2002.
6. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М. : Линка-Пресс, 2004.