Людмила Михайлова
Паспорт познавательно-творческого проекта «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта : «Зимующие птицы»
Тип проекта : познавательно-творческий
Срок реализации: январь 2015 года
Авторы проекта : Михайлова Л. А
Участники проекта : воспитатели, дети и родители.
средней группы «Звёздочки», музыкальный руководитель – Будько Е. Л, сотрудник отдела экологического просвещения заповедника «Костомукшский» - Пацукевич В. Н,Культурно - музейный центр.
Актуальность:
Публикация «Паспорт познавательно-творческого проекта „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Недостаточный уровень знаний у детей о том, что зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, но и морозы с пронизывающим ветром. Зимующим птицам очень тяжело пережить эти времена, они нуждаются в помощи. Люди могут помочь птицам, устраивая для них столовые – развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм.
Цель: Формирование начал экологической культуры, экологических знаний о зимующих птицах, и бережное отношение к ним.
Задачи:
-расширять представления детей о жизни птиц в зимний период;
-формировать представления о характерных особенностях птиц (внешний вид, строение тела, действия);
-повышать экологическое сознание детей стимулируя их интерес к помощи пернатым друзьям, побуждая чувства;
-обобщать знания детей,полученные при наблюдении за внешним видом птиц и за их повадками;
-привлечь родителей в изготовлении кормушек (из подручного материала) для зимующих птиц;
-привлечь родителей в создании альбома с загадкамии стихами «Птицы нашего края»
Ожидаемый результат:
У детей происходит формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Этапы и формы организации проекта :
1 – й этап: Подготовительный (организационный)
-Определение темы проекта, цели, задачи, стратегий;
-подбор необходимой художественной и методической литературы по данной теме;
-определение уровня знаний детей о зимующих птицах;
Непосредственная образовательная деятельность.
Наблюдения в природе.
-Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов.
2 – й этап: Основной (практический)
В работе с детьми:
Образовательная область: «Речевое развитие»
Развитие речи
-Рассматривание серии картинок «Наши птицы»
-Беседа с детьми по просмотру презентации «Зимующие птицы нашего края»
-Показ сказки «Кот, дрозд и петух» на фланелеграфе
-Составляем рассказ по картинке «У кормушки»
-Разучивание стихотворений о птицах «Ворона», «Дятел», «Сорока», «Клёсты», «Воробей»…
-Отгадываем загадки о зимующих птицах.
-Проговаривание чистоговорок
-Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
- составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц, «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели»;
- дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Один-много», «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это?»;
Приобщение к художественной литературе:
В. Звягиной «Воробей»;
С. А. Есенина «Поёт зима, аукает»;
М. Горький «Воробьишко»;
Ю. Никонов «Зимние гости»;
Г. Скребицкий Крылатые соседи»;
Л. Воронкова «Птичьи кормушки»;
В. Сухомлинский «Как синичка меня будит»;
О. Григорьева «Синица»;
А. Яшин «Покормите птиц»;
Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
И. Тургенев «Воробей»;
Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона»;
Т. Евдошенко «Берегите птиц»;
М. Лапыгин «Снегирь»;
В. Поляков «Синички»;
С. Погореловский «Покормите птиц зимой»;
Г. Ладонщиков «Наши друзья».
Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование
«Снегири на ветке рябины»
«Газетная картина»
«Синичка – невеличка»
«Красивая птичка»
Рисование птиц с использованием техники «Печать от руки»
Аппликация
«Синички – невелички»
«Кормушки для пичужки»
Лепка
«Прилетели птицы и клюют зёрна»
«Зимующие птицы на веточке дерева»
«Птички прилетели на кормушку» (коллективная работа)
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
- сюжетно-ролевые игры:
«Птичий двор»,
«Мы – шофёры»,
«Салон красоты»,
-театрализация:
«Где обедал воробей».
-развивающие игры:
«Один-много»,
«Назови ласково»,
«Счёт птиц»,
«Четвертый лишний»,
"Угадай птицу по описанию",
«Чей хвост?»,
«Кто что ест»,
«Узнай по голосу»,
«Что едят птицы?».
-Конструирование:
«Ёлочка, машинка, дерево, домик» (из счётных палочек)
-экспериментальная деятельность:
«Какую крупу будут есть птички?»
-дидактические игры:
«Какая это птица»,
«Чья тень?»,
«В зимней столовой»;
«Кто где живет?»,
«Какой птиц не стало»;
Найди по контуру»;
«Чей голос?»,
«Соедини по точкам»,
«Собери птичку»,
«Кто дальше, кто ближе»,
«Кто где сидит»,
«Покормим птенчиков»,
«Покажи иназови»;
лото «Птички»,
«Угадай по описанию»,
«Четвёртый лишний»,
«Какая птичка прячется за веткой?»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Развитие познавательно – исследовательской деятельности
-«В гости к деду Природоведу»(экологическая тропа)
- беседа «Что ты знаешь о птицах?», «У кормушки»,
-«Кто, как проводит зиму в лесу?»;
- рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах
Ознакомление с миром природы
-Экскурсия к озеру Контокки «Удивительное в природе»
-Наблюдение за птицами на прогулке : внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия.
- наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходства и различия питания птиц зимой и летом;
Приобщение к социокультурным ценностям
Образовательная область: Физическое развитие
Утренняя гимнастика (проводится ежедневно)
- подвижные игры:
«Птицы в гнездышках»,
«Птички летают»,
«Ловлю птиц»
«Слушай внимательно»
«Лиса и вороны»
«Найди своё гнездо»
«Перелёт птиц»
«Снегири»
«Воробушки и кот»
«Зимующие и перелетные птицы»
«Воробушки и автомобиль»
«Совушка»
«Птицы в гнёздышках»,
«Птички летают»,
«Птички и птенчики»,
«Ловлю птиц»
«Найди пару»,
«Птичьи стайки»,
«Слушай внимательно»,
«Синицы»,
«Вороны и собачка»,
«Вороны и воробьи»,
«Филин и пташки».
Работа с родителями
- Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.
-Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы);
- создание и оформление альбома загадок и стихов: «Птицы нашего края»;
- оформление картотеки загадок, стихов о птицах;
- оформление плаката «Зимующие птицы»
- оформление папки-передвижки вместе с родителями «Зимующие птицы нашего края».
Заключительный этап.
Провести акцию «Покорми птиц зимой» (фотоотчёт о проделанной работе).