Ирина Колмакова
Паспорт проекта «Как вода приходит в дом?»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «КАК ВОДА ПРИХОДИТ В ДОМ?»
Подготовила: Колмакова Ирина Сергеевна, воспитатель ОЧУ «Первая Московская Гимназия», 2014-2015 учебный год.
Название проекта : «Как вода приходит в дом?»
Актуальность:
Публикация «Паспорт проекта „Как вода приходит в дом?“» размещена в разделах
- Вода в нашем доме, кране. Водопровод
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В наши дни экологическое воспитание подрастающего поколения – актуальная проблема. Чтобы сберечь нашу голубую планету, надо с ранних лет научить ребенка любить и охранять ее, бережно распоряжаться ее богатствами. Необходимо воспитать детей быть милосердными и заботливыми к окружающей среде.
Вода – один из главных источников жизни на Земле, один из основных «строительных материалов».
Каждый день в наши дома приходит очень нужная помощница и одновременно волшебница – вода.
Но так ли безграничны ее запасы на нашей планете? А какими свойствами вода обладает? А что можно сделать, чтобы сберечь воду?
Наш проект направлен на расширение знаний детей о воде и ее значении для жизни человека.
Тип проекта : познавательно-исследовательский
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Сроки реализации проекта : 14 – 28 ноября 2014.
Цель проекта : Расширить представления детей о воде, ее значении для жизни человека.
Задачи:
• Расширение знаний детей о воде и ее свойствах.
• Формирование представлений о способах сбережения пресной воды человеком в повседневной жизни.
• Развитие познавательных способностей детей в ходе исследовательской деятельности и практических опытов с водой.
• Формирование у детей умения получать информацию из различных источников.
• Обогащение словарного запаса детей, развитие речи.
• Воспитание бережное отношение к воде.
Прогнозируемый результат
Для детей:
Расширение знаний о воде и ее свойствах.
Формирование представлений о способах экономии воды в повседневной жизни.
Развитие навыка получать информацию из различных источников.
Развитие познавательных способностей, исследовательских умений.
Воспитание бережного отношения к воде.
Для педагогов:
Повышение педагогической компетенции в ходе проведения проекта.
Создание условий для исследовательской деятельности детей.
Для родителей:
Оказание помощи детям в ходе исследовательской деятельности «Как можно сберечь воду в домашних условиях».
Предполагаемый продукт проекта :
Создание памятки «Берегите воду».
Реализация проекта :
I. Подготовительный этап
Деятельность педагога:
Беседа с детьми (выявление уровня знаний о воде и ее свойствах).
Составление плана работы над проектом.
Разработка конспектов занятий, презентаций по планируемой теме.
Изготовление дидактических игр и пособий, атрибутов для сюжетно-ролевых и подвижных игр.
Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок, пословиц и поговорок о воде.
Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
Деятельность детей:
Рассматривание фотоиллюстраций: родники и ручейки, речки и реки, озера и болота, моря и океаны.
Погружение в тему проекта
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:
Если пить мы захотим, то ее мы вскипятим.
o
Мы с ней очень крепко дружим, утром моемся под душем.
o
Она помогает нам чистыми стать, и вымыть полы и белье постирать.
- Да, конечно, это загадки о воде.
Каждый день в наши дома приходит очень нужная помощница - вода. Она помогает нам умываться и чистить зубы, готовить еду и мыть посуду. Да что там посуда – без нее мы не смогли бы жить, потому что наше тело на три четверти состоит как раз из нее.
Мы настолько привыкли к ней, что считаем ее частью своего жилища: открыл кран на кухне и вот она – вода!
- Откуда вода спешит к нам на помощь?
- Какими свойствами вода обладает?
- И почему говорят, что воду нужно беречь?
- Как ответить на эти вопросы?
Пути решения проблемы:
• Беседа с детьми о воде.
Модель трех вопросов: Что мы знаем о воде? – Что хотим узнать о воде? – Где можно узнать?
• Создание схемы «Условное изображение».
«Книга» - посмотреть в книгах, энциклопедиях все о воде.
«Сказка» - чтение художественной литературы, где говорится о воде (сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки).
«Спросить у родителей» - «Что знают родители о воде и ее свойствах?»
«Альбом» - фотографии, рисунки, аппликации, раскраски на тему проекта.
«Компьютер, телевидение» - статьи, познавательные программы, мультфильмы.
• Исследовательская деятельность.
Путем экспериментирования определить свойства воды.
II. Основной этап
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром
Беседы:
• «Вода. Какая она?»
Цель: дать детям представление о воде: какую воду называют водопроводной, что такое питьевая и техническая вода. Дать детям представление о том, какой бывает вода.
• «Как вода приходит в дом?»
Цель: дать детям представление о том, какой путь совершает вода, чтобы весело журча, политься из крана в наших домах; в какие неведомые края отправляется, когда убегает в кухонную раковину; как помогает человек совершить воде этот путь.
• «Берегите воду»
Цель: прививать бережное отношение к воде.
Рассматривание фотоиллюстраций: родники и ручейки, озера и болота, водопады, речки и реки, моря, океаны.
Дидактические игры: «Природа и человек», «Разрезные картинки», «Узнай по описанию», «Четвертый лишний».
Исследовательская деятельность:
Цель: расширить знания детей о свойствах воды: вода – это жидкость, она прозрачная, бесцветная, не имеет запаха, у нее нет вкуса.
Опыты: «Вода не имеет формы», «Вода – это жидкость», «Вода не имеет цвета», «У воды нет вкуса», «У воды нет запаха».
Настольно-печатные игры: «Живая и неживая природа».
Речевое развитие
Приобщение к художественной литературе
Организация выставки книг «Вода, вода – кругом вода».
Работа с Поэтической копилкой:
А. Майков «Летний дождь»; Н. Некрасов «Перед дождем»; Ф. Тютчев «Весенние воды»; А. Фет «Весенний дождь»; И. Бунин «Первый снег»; К. Бальмонт «Снежинка»; Б. Заходер «Кит и Кот».
Составление картотеки загадок, пословиц и поговорок о воде.
Работа в Книжном уголке: Поиск ответов на вопросы детей в детских иллюстрированных энциклопедиях.
Чтение:
А. Ткаченко «А у нас водопровод»; М. Платов «Капля в море»; С. Прокофьева «Лоскутик и Облачко»; К. Чуковский «Мойдодыр»; О. Кургузов «По следам Почемучки» (главы из энциклопедии); А. Дитрих, Г. Юрмин «Почемучка» (главы из энциклопедии).
Развитие речи
НОД: «Путешествие капельки».
Цель: учить детей составлению рассказа по опорным картинкам.
Активизация словаря детей: студеная, родниковая, ключевая, колодезная, дождевая, талая, речная, морская; водонапорная башня, насосная станция.
Дидактические игры: «Подбери словечко», «Скажи наоборот», «Скажи быстро», «Какой, какая, какое?».
Пальчиковые игры и физкультминутки: «Море», «Лодочка», «Цапля».
Работа с трафаретами, дидактические упражнения «Обведи по точкам».
Художественно-эстетическое развитие
Изобразительная деятельность
НОД (лепка) : «Рыбки играют, рыбки сверкают».
НОД (рисование с элементами аппликации) : «Такие разные зонтики».
Выставка репродукций картин художников «Наш вернисаж».
Рассматривание репродукций картин:
И. Левитан «Весна. Большая вода»; В. Никонов «Дождь»; С. Жуковский «Свежий снег», «Весенний бурлящий ручей»; Я. Зяблов «Течет река»; И. Шишкин «Ручей в лесу»; К. Крыжицкий «Озеро»; И. Айвазовский «Девятый вал».
Раскраски по теме проекта.
СХД: «Какая бывает вода?», «По морям, по волнам».
Конструктивно-модельная деятельность
НОД: «Лодочка» (оригами).
Задачи: Учить детей конструированию по схеме. Закрепить навык детей складывать квадратный лист бумаги в разных направлениях. Развивать моторику, точность движений, глазомер.
Игры с тангосами, счетными палочками «Колодец».
Игры со строительным конструктором «Корабль», «Водонапорная башня».
Музыкальная деятельность
Слушание детских песен. Слушание звуков воды.
Физическое развитие
Подвижные игры: «Ручеек», «Море волнуется…», «Удочка», «Караси и щука», «Лягушки и цапля».
Общение: «Почему важно умываться?», «Как вода помогает закаливаться».
Чтение потешек о воде в режимных моментах.
Социально-коммуникативное развитие
Общение «Как сберечь воду».
Сюжетно-ролевые игры: «Морское путешествие», «Спасатели».
Беседа: «Почему говорят: вода камень точит?»
Обсуждение пословиц и поговорок о воде.
Просмотр и обсуждение мультфильма «Заяц Коська и Родничок».
Ш. Заключительный этап
Создание памятки «Берегите воду».
В результате работы над проектом :
Дети узнали, что запасы пресной воды на земле ограничены.
Расширились представления детей о значимости воды в жизни человека.
Дети познакомились с процессом подачи воды в дома.
Дети начали приобщаться к рациональному использованию воды в повседневной жизни.
У детей повысился интерес к исследовательской деятельности. Дети научились в ходе экспериментирования устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
У детей появилось бережное и экономное отношение к воде.
Литература к проекту «Как вода приходит в дом?»
1. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М. : Педагогика, 1987.
2. Журавлева Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
3. Кургузов О. По следам Почемучки. – М. : ТОО «Семейный круг», 1996.
4. Леонтьева А. А. Окружающий мир. По Стране воды: Учебное пособие. – М. : Дрофа, 2003.
5. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
6. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
7. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
8. Пластов М. Капля в море. Познавательная сказка. – М. : «Детская литература», 1991.
9. Шорыгина Т. А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2010.