Наталья Стоянова
Проект мини-музея «Деревянная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-музей «Деревянная игрушка»
Введение:
Мини-музеи в детском саду являются одним из средств развития познавательной, творческой активности детей, приобщая их к искусству.
Создание такого мини-музея в группе помогает формировать у детей интерес к деревянным игрушкам, способность к эстетическому восприятию, расширяет представления об окружающем мире.
Публикация «Проект мини-музея „Деревянная игрушка“» размещена в разделах
- Игрушки. Проекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Деревянная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.
Несмотря на кажущуюся простоту, деревянная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.
Игры с деревянными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Вид проекта : долгосрочный, групповой, игровой.
Участники проекта : воспитатели, дети группы раннего возраста, родители.
Описание предметно – развивающего пространства: местоположение - группа «Птенчики».
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспортные данные мини-музея
2. Аспекты музейной деятельности
3. План работы по созданию мини - музея
4. Характеристика мини-музея
5. Разделы мини - музея
6. Тематический план проведения занятий в мини-музее
7. Перспективное развития мини – музея.
Паспортные данные
Наименование мини – музея «Деревянная игрушка».
Профиль мини – музея : художественно – эстетический, познавательный, игровой.
Цель создания музея:
Знакомство детей с народными промыслами. Совершенствовать сенсорное развитие и мелкую моторику рук у детей.
Способствовать игровой деятельности ребенка, познавательной активности, развитию творчества, исследованиям и экспериментированию с игрушкой.
Воспитывать заботливое отношение к экспонатам.
Задачи:
- Обогащать предметно-развивающую среду группы деревянными игрушками.
- формировать представление о деревянной игрушке;
- способствовать развитию у детей восприятия, мышления, логики речи, мелкой моторики, координации рук и глазомера, познавательных интересов, ловкости, смекалки;
- развивать коммуникативные навыки, желание использовать деревянные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;
- развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной деятельности;
- создать условия для вовлечения родителей в образовательный процесс.
- воспитывать бережное отношение к игрушке.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
Принцип наглядности.
Принцип учета возрастных особенностей детей.
Принцип последовательности.
Принцип опоры на интересы ребенка.
Принцип сотрудничества.
Аспекты музейной деятельности.
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного, художественно-эстетического развития детей, развития творческой активности детей.
Формы деятельности:
• Поисковая.
• Игровая.
• Экспозиционная.
• Познавательная.
Оформление мини-музея : музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты. Также представлены: детская литература, подборки картинок о деревянной игрушке и других изделий и предметов из дерева; подборка дидактических игр, а также консультация для родителей «Возможности использования деревянной игрушки для развития творческих способностей детей».
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
Этап
Содержание работы
Сроки реализации
Ожидаемый результат
I.
Подготовительный этап
Сентябрь 2023 г.
1 Определение темы и названия музея.
2. Выбор места для размещения.
II.
Практический этап.
1. Сбор экспонатов.
2. Оформление выставки.
3. Индивидуальная работа с детьми и родителями.
4. Создание мини-музея.
III.
Подведение итогов.
Положительная оценка мини – музея
ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ – МУЗЕЯ
Экспонаты мини-музея
№ Название экспоната Количество
шт. Постоянное/ временное
хранение
1. Современные матрешки 1 постоянное
2. Семеновская матрёшка 1 постоянное
3. Ложки 1 постоянное
4. Пирамидки 3 постоянное
5. Пальчиковый театр 1 постоянное
6. Радуга Монтессори 1 постоянное
7. Погремушки (маракас, колотушка, погремушка) 3 постоянное
8. 1 постоянное
9.
10.
Разделы мини-музея :
1. Развитие речи (ввод в лексикон новых для детей слов – название экспонатов музея);
2. Основы приобщения к художественно-эстетическому вкусу (ознакомление с деревянной игрушкой);
3. Развитие мелкой моторики ( игры: конструктор, шарики, кубики, погремушки, шнуровки, молоточки, и др.);
4. Развитие элементарных математических представлений: цвета, формы, величины, количества (пирамидки, кубики, шарики, грибочки, и др.);
5. Развитие сенсорного воспитания.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НОД В МИНИ – МУЗЕЕ
№ Тема цикла занятий Образовательная область Цель занятия Работа с родителями Месяц
1. Мини музей деревянная игрушка Познание, коммуникация Формировать представления о музее, учить правильному поведению и обращению с экспонатами музея, узнавать и называть игрушки «Деревянная игрушка в жизни ребёнка». сентябрь
2. Знакомство с народной игрушкой Познание, коммуникация, художественное творчество, приобщение к народному творчеству Закреплять представления о народной игрушке путем раскрашивания предметов, рисование отдельных элементов октябрь
3. Музыкальные деревянные игрушки Познание, коммуникация, приобщение к народному творчеству, развитие музыкальных способностей Продолжать давать представления о деревянной музыкальной игрушке, развивать музыкальный слух, чувство ритма «Деревянные игрушки – польза и особенности, рекомендации по выбору». ноябрь
4. Рассматривание сюжетных картинок с изображением деревянных игрушек (на определенную тему) Познание, коммуникация, использование стихов, загадок на данную тему Формировать логическое мышление с помощью загадок, дать представление о понятии «деревянная игрушка». декабрь
5. Коллективная работа - конструирование Коммуникация, социализация, творческое развитие Продолжать совершенствовать умение работать в сотворчестве с педагогом, развивать навыки аккуратности в работе «Безопасность детской игрушки» Декабрь, январь
6. Значение деревянной игрушки в развитии детей Коммуникация Показать роль деревянной игрушки в жизни человека, закреплять в речи детей разновидности деревянных игрушек, закреплять разное использование предметов февраль
7. Знакомство с матрешкой Познание
коммуникация Знакомить детей с матрешкой и её функциями и разновидностями, употреблять в речи слова: большая/маленькая, мног/мало (одна). март
8. Лепка
Дудочка Художественное творчество Развивать мелкую моторику рук. Фотовыставка: «Играем и развиваемся» март
9.
Выставка рисунков по теме
«Раскрась погремушку» Художественное творчество Закрепление навыков работы в изодеятельности
апрель
10. Итоговая выставка Проведение мониторинга. Составление плана на новый учебный год май
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
• Пополнение картотеки стихотворениями, загадками, наглядного материала
• Подборка конспектов мероприятий с детьми в мини – музее.
• Подбор коллекций детских презентаций по теме «Деревянная игрушка».
• На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.