Пахлова Светлана
Паспорт к тематической папке-лэпбуку. Дидактическое пособие для обучения детей правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза
больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии.
Публикация «Паспорт к тематической папке-лэпбуку, Дидактическое пособие для обучения детей правилам дорожного движения» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Дидактические игры
- Лэпбук по правилам дорожного движения (ПДД)
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- ПДД. Игры, дидактические пособия
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Уголки и центры
- Темочки
Статистика показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока. Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др. Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП. Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей.
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
В целом по стране, а также в нашем детском саду накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. В основном с воспитанниками проводим соревнования, викторины, конкурсы, имеющие познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиальной.
Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.
Актуальность:
Актуальность данного пособия обусловлена статистикой свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, а также прививать навыки безопасного поведения на улице и не только на улице.
Необходимо отметить, что в ДТП погибают дети дошкольного возраста в силу психофизиологических особенностей и негативного примера взрослых.
Аннотация.
Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения» представляет собой картонную папку формата А4. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, контейнеры, в которых собрана информация по теме.
Пояснительная записка.
Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, если содержание лэпбука пополнять и усложнять. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе с взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.
Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
Цель:
-Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.
Задачи:
- Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;
- Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать;
- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме, занятие «Транспорт. История возникновения автомобильного транспорта», онлайн-презентация «Знаки дорожного движения», подвижные и дидактические игры по ПДД, игровые ситуации по ПДД, чтение художественной литературы: Михалков «Дядя Стёпа — милиционер», «Моя улица»; В. Головко «Правила движения»; Б. Заходер «Шофёр»; Г. Георгиев «Светофор»; занятие по ПДД детьми старшей группы «Кто важнее на дороге?», беседа «Где можно играть?», беседа «Правила дорожного движения выполняй без возражения», консультация для родителей по ПДД: «Родитель - пример поведения на улице и дороге!»
В лэпбуке собраны материалы о ПДД для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.
В него входят следующие задания:
1. Подвижные игры и физкультминутки по ПДД.
2. Стихи о ПДД
3. Д/и «Можно-нельзя».
4. Дидактическая игра «Кто быстрее найдет свои знаки» (I вариант игры). «Угадай, какой знак» (II вариант игры)
5. Д/у «Раскрась знак»
6. Д/и «Сложи картинку».
7. Домино «Дорожные знаки»
8. Макет улицы с деревянными машинами, знаками, светофором.
1. Подвижные игры и физкультминутки по ПДД.
Данный раздел находится в левой части лэпбука и представляет собой кармашек с подборкой подвижных игр и физкультминуток по ПДД (карточки меняются по возрастам).
Цель: Закреплять знания о ПДД в процессе подвижных игр.
2. Стихи о дорожных знаках.
Данный раздел находится также на левом развороте наверху и представляет собой карточки, на страницах которых подобраны стихотворения о знаках ПДД.
Цель: учить детей различать дорожные знаки; привитие навыков безопасного поведения на дорогах.
3. Д/и «Можно - нельзя, правильно - неправильно»
Данный раздел находится в центре слева
Цели:
• Формировать у детей представления и ответственное отношение к тому, что можно и нельзя на улице, дороге и в транспорте.
Материалы к игре:
Карточки с правильным и неправильным поведением детей (ситуациями) на дороге, на улице и в транспорте (автобусе)
Карточки с улыбающимся солнышком и грустным солнышком на каждого игрока.
Ход игры:
I вариант. В игре принимают участие все дети.
Воспитатель раздает детям карточки с улыбающимся солнышком и грустным солнышком. Последовательно показывает карточки с различными ситуациями поведения детей на улице, дороге, в транспорте. Дети поднимают ту карточку с солнышком, которая соответствует данной ситуации, т. е. можно так себя вести в транспорте или на улице (улыбающееся солнышко) или нет (грустное солнышко, правильно ли поступают дети или нет.
Выигрывает тот, кто не только правильно поднимет соответствующую карточку, но и объяснит, почему он поднял ее.
II вариант. В игре принимают участие не более шести детей.
Воспитатель раздает карточки с ситуациями детям, по 4 карточки каждому ребенку. Дети раскладывают их перед собой. Карточки с солнышками кладутся на середину стола. Дети рассматривают свои карточки, берут солнышко и кладут на карточку с соответствующей выражению (веселое или грустное солнышко) ситуацией.
Выигрывает тот, кто первым закроет все ситуации карточками с солнышками и расскажет, почему он закрыл эту картинку веселым или грустным солнышком.
4. Дидактическая игра «Кто быстрее найдет свои знаки» (I вариант игры).
Данный раздел находится в центральной части справа.
Цель: Развитие памяти, объяснительной речи.
Задание: Нужно разделить знаки по принадлежности на 4 группы:
1-предупреждающие знаки
2-предписывающие знаки
3- запрещающие знаки
4- знаки сервиса
Ход игры:
Дети выбирают знаки своей группы и рассказывают, какие знаки они выбрали.
1-наши знаки запрещающие: «Стоянка запрещена», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено».
2— наши знаки предупреждающие: «Скользкая дорога», «Крутой поворот», «Дорожные работы».
3— наши знаки предписывающие: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Жилая зона».
4— наши знаки сервиса: «Больница», «Телефон», «Заправочная станция».
Дидактическая игра «Угадай, какой знак» (II вариант игры)
Цель:
1. Закрепить названия и назначение дорожных знаков.
2. Уметь определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов.
3. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний о дорожных знаках в повседневной жизни.
5. Раскрась знак.
Данный раздел находится на правом развороте и представляют раскраски с изображением знаков ПДД.
Цель: снижение уровня детского травматизма на дорогах, воспитание культуры поведения на дорогах.
6. Собери картинку.
Данный раздел находиться на правом развороте внизу и представляет кармашек, в котором лежат части разрезанной картинки.
Цель: Развитие сообразительности, зрительного внимания.
Задание: правильно собрать разрезную картинку и «Составь рассказ по картинке».
7. Домино «Дорожные знаки».
Данный раздел находиться на правом развороте вверху. Предназначено для детей 4-7 лет. В игре могут принимать участие от 2 до 4 детей.
Цель игры: Формировать умение детей различать дорожные знаки, их назначение для пешеходов, водителей автотранспорта и велосипедистов.
Игровой материал: Игровые карточки с изображением дорожных знаков – 28 штук (дубли - 7 шт, смежные карточки – 21 шт).
Ход игры: Игровые карточки раздаются детям по количеству игроков. (Если игроков двое, то они получают по 7 карточек, если четверо – по 5). Оставшиеся карточки лежат на столе изображениями вниз. Устанавливается очередность ходов. Игра начинается с карточки «дубля» (две одинаковые картинки на карточке). К «дублю» дети по очереди прикладывают другие карточки так, чтобы поля по изображению рисунка, подходили друг другу. Прикладывая каждую карточку, дети обязательно должны назвать дорожный знак, изображенный на ней и объяснить его значение. Если у игрока нет подходящий карточки, он пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки.
8. Макет улицы с деревянными машинами, знаками, светофором.
Цель: обучение игровому моделированию, формирование безопасного поведения на проезжей части, развивать социально-бытовую ориентировку, ориентировки в пространстве.
Рекомендации по использованию.
Дидактическое пособие (лэпбук) «Правила дорожного движения» рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения в индивидуально-коррекционной работе с детьми, детьми в самостоятельной и игровой деятельности.
Благодаря этой форме работы дети многое узнали о ПДД. Знают и с удовольствием читают наизусть стихи о дорожных знаках, транспорте, придумывают загадки о ПДД, изучают правила дорожного движения. Работа с лэпбуком позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей.
Диаграмма мониторинга детского дорожно-транспортного травматизма в старшей группе.
Выводы: В результате систематической работы по пожарной безопасности повысилась результативность знаний детей по данному направлению.