Анастасия
Парциальная образовательная программа посредством нетрадиционных техник пластилинографии «Веселые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Парциальная образовательная программа посредством
нетрадиционных техник пластилинографии
«Веселые пальчики»
для детей от 3 до 4 лет
ГБДОУ №20 Колпинского района
г. Санкт-Петербург
Разработчик программы : Белых Анастасия Витальевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.1. Цель и задачи реализации Программы
Публикация «Парциальная образовательная программа посредством нетрадиционных техник пластилинографии „Веселые пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
1.1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
1.1.5Планируемые результаты освоения Программы
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности
Тематическое планирование образовательной деятельности (с кратким содержанием занятий)
2.1.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
2.1.3. Способы и направления поддержки детской инициативы. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
2.1.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Особенности материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
3.1.1. Время и сроки реализации Программы
3.1.2. Научно-методическое обеспечение Программы
1.1. Пояснительная записка.
Парциальная программа по художественно-эстетическому развитию воспитанников посредством нетрадиционных техник является нормативным документом, в котором представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе образовательной деятельности, определены наиболее оптимальные и эффективные для детей дошкольного возраста содержание, формы, методы и приёмы организации образовательного процесса с целью формирования интегративных качеств, соответствующих ФГОС.
Для того чтобы развивать индивидуальные творческие способности у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. И в качестве приоритетной деятельности стала пластилинография.
Программа предоставляет детям возможность познакомиться с нетрадиционными, очень интересными техниками выполнения творческих работ из пластилина - пластилинография. Кроме технических навыков программа предоставляет возможность получить знания о народном декоративно-прикладном искусстве, получить опыт создания коллективных творческих работ, выразить свои замыслы, идеи в собственных работах, представлять свои работы на конкурсах, выставках. Программа направлена на развитие сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, коррекции мелкой моторики пальцев рук гибкости, силе, точности в выполнении действий. В соответствии с новым Федеральными Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области «Художественное творчество», направленного на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении является – развитие детского творчества.
Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека).
Данная программа составлена на основе:
-Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Пластилиновая сказка» Ершова Е. С. ;
-Образовательная программа работы с детьми по интересам «Волшебный пластилин» (пластилинография) Незамаева Л. Н.
1.1.2. Цель и задачи реализации Программы
Цель программы : создание условий для развития сенсомоторной функции и творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование технологии пластилинографии.
Задачи:
-Научить новой технике выполнения работ из пластилина – пластилинографии, сформировать элементарные представления о данном виде творческих работ.
-Научить детей владению различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из пластилина.
-Развивать чувство цвета, формы, зрительную память, воображение.
-Развивать у детей творческую активность и инициативу.
-Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
-Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
-Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
-Формировать умение работать в коллективе.
-Способствовать развитию сотрудничества детей при выполнении коллективных сюжетных и декоративных композиций
-Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Участники программы :
Воспитатель; Дети, посещающие группу в возрасте 3 - 4 лет; Родители.
Программа реализуется в группах раннего возраста (3 - 4 лет).
Интеграция разных видов пластилинографии и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
1.1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
Комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах:
Принцип доступности.
Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Принцип развивающего характера художественного образования, целью которого является развитие ребенка.
Принцип наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
Принцип демократичности и гуманизма.
Принцип стимулирования (поощрение и вознаграждение).
Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.
Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы детей.
1.1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Возрастные особенности мелко моторных навыков детей 3 лет.
С этого возраста ребенок уже умеет держать в руках карандаш, ложку и т. д. Дети могут сами снять обертку с конфеты. Начинаются более активные игры, постройка башен из кубиков и т. д.
Ребенок может переворачивать по одной странице из книги, а не все сразу. На этом этапе уже есть понимание формы предметов, т. е. ребенок может поместить пирамидку (кубик, шар) в соответствующее отверстие. У некоторых детей получается переливать воду из одной емкости в другую.
Ребёнок может быть занят игрой с пластилином, работой с песком и глиной. Дети уже открывают ящики у стола, могут достать оттуда все содержимое. Улучшаются навыки рисования – теперь это уже не хаотичные линии, а простейшие фигуры.
1.1.5 Планируемые результаты освоения Программы
-формирование и развитие навыков совместной работы;
-формирование и развитие навыков пользования инструментами и материалами, необходимыми для работы с пластилином;
-умение владеть различными техническими приемами и способами лепки;
-формирование и развитие познавательных, творческих и художественных способностей, творческой активности, самостоятельности, трудолюбия.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Календарно-тематическое планирование
Сентябрь
1.«Пушистое облачко».
Задачи: Научить отщипывать и примазывать пластилин пальчиками. Вовлечь в сотворчество с воспитателем. Создание коллективной композиции. Освоить способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания
Использовать в своей работе при мы: раскатывание примазывание, сглаживание, перевод рисунка.
2. Осень золотая
Развивать цветовосприятие, умение правильно выбирать тон пластилина, графические навыки (умение работать стекой как карандашом, используя прием процарапывание).Воспитывать эстетические чувства через восприятие картин художников об осени. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.
Скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Учить приему приплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы.
Октябрь
3.«Травушка – муравушка». Пейзаж
Познакомить с жанром ИЗО – пейзаж Закрепить приемы лепки: раскатывание примазывание, сглаживание. Развивать чувства ритма и цвета. Поддерживать интерес к созданию коллективной работы.
Выполнить пейзаж с помощью пластилина. Использовать в своей работе при мы: раскатывание примазывание, сглаживание, перевод рисунка.
4. Плоскостное изображение «Яблочки румяные в нашем саду».
Знакомить детей с жанром – натюрморт. Отрабатывать на практике прием «скатывание».
Выполнять натюрморт с помощью пластилина. Использовать в своей работе при мы: раскатывание примазывание, сглаживание, перевод рисунка.
5.«Звездное небо»
Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии.
Закрепить навыки работы с пластилином.
Научить детей делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев.
Использовать в своей работе при мы: раскатывание примазывание, сглаживание.
Выполнять натюрморт с помощью пластилина.
Ноябрь
6.«Листья кружатся, падают в лужицы»
Сформировать первоначальное представление о технике пластилиновой живописи рельефной лепке. Научить при мам рельефной лепке: налеп, декорирование, примазывание, сглаживание, скручивание, лепнина. Создать красивую композицию в сотворчестве с воспитателем. Развивать мелкую моторику рук и ориентировку в пространстве.
Использовать стеки, декорировать предметы, выполнить рельефный орнамент на плоскости.
7.«На грибной полянке».
Освоить рисование вертикальных и горизонтальных линий. Внести в картину дополнительное изображение : травы, солнца или тучки с дожд м по желанию детей. Развивать творчество и фантазию детей.
Выполнить натюрморт с помощью пластилина. Использовать в своей работе технику наложения, примазывания.
8. «Бусы для Люси»
Закрепить умение детей лепить предмет. Состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке. Чередуя по цвету.
Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на равные части при помощи стеки.
Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.
Закреплять знания о цвете, развивать чувство ритма.
Использовать в своей работе технику наложения, примазывания.
Декабрь
9.«Дождь – проказник».
Отрабатывать при м «скатывания». Добавить в композицию дополнительные изображения по желанию детей : травка, лужи, опавшие листья. Воспитывать творческое восприятие окружающего мира
Выполнить полуобь мный сюжет на плоскости. использовать в работе стеки, бросовый материал.
10.«Ёлочка - красавица, всем ребяткам нравится!» Коллективная работа
Познакомить детей с понятием трафарет; Создать образ лочки, расположить веточки лки, книзу в конусе. Внести дополнения в рисунок по предложению воспитателя: разноцветные огоньки, флажки. Развивать мелкую моторику рук.
Выполнить натюрморт с помощью пластилина. Использовать в своей работе при мы: раскатывание примазывание, сглаживание, перевод рисунка.
Январь
11.«День рождения медвежонка».
Сформировать первоначальное представление о каркасной лепке. Обучить детей преобразовывать шарообразную форму в овальную, пут м надавливания и продвижения пальчика по вертикали вниз. Развивать эстетическое восприятие.
Использовать в своей работе следующие при мы: лепнина, скатывание, вытягивание, прищипывание, примазывание, сглаживание.
12.«Разноцветные рыбки».
Создать выразительный образ. Рассмотреть с детьми изделие «Разноцветные рыбки» в технике пластилинография, организовать практику изготовления поделки. Учить создавать всевозможные декорации, сюжетные изображения на плоскости. Развивать пространственное восприятие. Внести дополнения в картину: разноцветные камушки, водоросли.
Рассмотреть изображения рыбок. Использовать в своей работе технику : примазывание, скатывание, налеп. Уметь строить сюжет и дополнять его бросовым материалом
13.«Черепаха»
1. Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи.
2. Закрепить умения и навыки работы с пластилином : раскатывание частей предмета круговыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.
3. Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом.
4. Воспитывать бережное отношение к живым существам.
Использовать в своей работе следующие при мы: лепнина, скатывание, вытягивание, прищипывание, примазывание, сглаживание.
Февраль
14.«Шубка для жика».
Совершенствовать технические навыки работы с пластилином. Закрепить технику создания изображения на плоскости в полу объ ме при помощи пластилина. Моделирование образа жика пут м изображения иголочек на спине ритмичными короткими мазками. Обучить скатывать и примазывать пластилин. Воспитывать любви к животным.
Выполнить полу объ м на плоскости, моделировать образ жика пут м изображения его колючек целостность.
15.«Улитка, улитка, выпусти рога»
1. Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости.
2. Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.
3. Учить лепить улитку путем сворачивания колбаски по спирали.
4. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик, используя знакомые предметы лепки: оттягивание, сплющивание, делать стекой надрезы.
Использовать в своей работе следующие при мы: лепнина, скатывание, вытягивание, прищипывание, примазывание, сглаживание.
Март
16.«У солнышка в гостях».
Научить рисованию лучей пут м размазывания небольших шариков прямым движением, в направлении впер д к себе. Развивать пространственное мышление, восприятие. Прививать интерес к рисованию пластилином.
Использовать стеки, декорировать изображ нные предметы.
17.«Ромашковый луг».
Создать в сотворчестве с воспитателем красивую композицию с цветами. Оформить сердцевину цветка подручными материалами (стеки, зубочистки, трубочки). Развивать эстетическое восприятие.
Использовать стеки, декорировать предметов, выполнить рельефный орнамент на плоскости. Выполнить эскизы, пейзаж.
18.«Самолет летит»
1. Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.
2. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей.
3. Дополнять изображение характерными детелями (окошками-иллюминаторами, используя знакомые приемы лепки: раскатывание, сплющивание.
4. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости – пластилинографии.
Использовать в своей работе следующие при мы: лепнина, скатывание, вытягивание, прищипывание, примазывание, сглаживание.
Апрель
19.«Овощи»
Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей (форма, размер, величина) Развивать правильное цветовосприятие, мелкую моторику.
Выполнить натюрморт с помощью пластилина. Использовать в своей работе при мы: раскатывание примазывание, сглаживание
20.«Бабочки»
Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки.
2. Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке.
3. Совершенствовать умение детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – рисование пластилином, расширять знания о возможностях данного материала.
4. Учить детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.
Использовать в своей работе следующие при мы: лепнина, скатывание, вытягивание, прищипывание, примазывание, сглаживание.
21."Ежик с грибами"
Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество
Использовать в своей работе следующие при мы: лепнина, скатывание, вытягивание, прищипывание, примазывание, сглаживание.
Май
22.«Разноцветные букашки»
Расширить представления у детей о насекомых; закрепить умение сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы
Рассмотреть изображения насекомых. выполнить работу. Использовать в работе технику : лепнина, скатывание, вытягивание, прищипывание, примазывание, сглаживание.
23.«Шарики для праздника»
Расплющивать придавливающими движениями, располагая на горизонтальной поверхности. Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие.
Выполнить плоскостное изображение, использовать технику : раскатывание, примазывание, сглаживание, расплющивание.
2.1.2. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности.
Основная задача на всех этапах - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлечённости, совместного творчества взрослого и ребёнка. Все задания соответствуют по сложности детям определённого возраста. Это гарантирует успех каждого ребёнка и, как следствие воспитывает уверенность в себе. Информативный материал, небольшой по объёму, интересный по содержанию, даётся как перед выполнением работы, так и во время лепки.
2.1.3. Способы и направления поддержки детской инициативы. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Способы поддержки инициативы детей:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
помощь детям, поддержку детской инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности
Направления поддержки детской инициативы:
Творческая инициатива предполагает включённость ребёнка в сюжетную игру как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление;
Инициатива как целеполагание и волевое усилие предполагает включённость ребё нка в разные виды продуктивной деятельности такие как: рисование, лепка, конструктивное моделирование - где развиваются произвольность, планирующая функция речи;
коммуникативная инициатива предполагает включенность ребёнка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;
Презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам на концертах, выставках и др.
2.1.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
ФГОС ДО прописывает, что развитие ребёнка в разных видах детской деятельности и обучение родителей приёмам совместной деятельности привлекая их как участников и так же обучение выстраивается через виды детской деятельности.
В основу реализации Программы по работе с семьё й заложены следующие принципы:
Доброжелательный и доверительный стиль общения.
Индивидуальный подход к каждой семье.
Сотрудничество, а не наставничество.
Серьёзная подготовка к родительским встречам разной формы.
Динамичность.
Примерные формы работы с родителями
Мастер-классы для родителей. Взрослый вместе с детьми участвует в какой-либо деятельности, вместе создают продукт. В ходе продуктивной деятельности вместе с детьми сидеть за общим столом и выполнять такую же работу, что и они, или часть коллективной работы, оказывая при необходимости помощь детям как старший партнёр.
Информационные стенды; Родительское собрание на тему «Использование нетрадиционной пластилинографии»; Консультации по применению различных техник нетрадиционной пластилинографии; Помощь в приобретении материалов для пластилинографии; Организация выставок, совместных творческих работ.
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Особенности материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Данная программа предусматривает построение процесса обучения по спирали с усовершенствованием на каждом этапе до качественного нового уровня знаний. Программа предусмотрена для детей раннего возраста.
Программа реализуется в следующих условиях:
Предметно – развивающая среда: Цвет стен, мебель, украшения интерьера, разнообразие игрушек, детские поделки. Вс, что окружает детей, во многом определяет их настроение, эстетические переживания и впечатления.
применение в образовательном процессе наглядно-методическими изданиями: коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
материал, инструменты и их «заместители» : пластилин, стеки, подкладная доска, картон. Дополнительный материал: Для украшения картины можно использовать разнообразный природный и бросовый материал (перышки, семечки, бисер и др., так же необходим дополнительный материал для создания барельефа: всевозможные фактурные поверхности предметов пуговицы, баночки, формочки).
Информационно-коммуникационное оснащение: магнитофон, диски.
оборудование: место для занятий, где имеются столы, стулья, подкладные доски.
Объём и сроки освоения программы
Продолжительность программы определяется :
-постепенным освоением сенсорных эталонов формы, цвета, величины, постепенным усложнением образовательной программы;
-процессами психического развития ребёнка;
-объёмом материалов;
-групповым характером освоения программного материала и предъявления образовательного результата.
3.1.1. Время и сроки реализации Программы
Мероприятия проводятся в течение учебного года 1 раза в неделю с сентября по май включительно. Программа рассчитана на два года обучения. Длительность каждого мероприятия рассчитана на 10 минут, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013.
Группа комплектуется по возрастному принципу. Оптимальное количество детей в группе – 10 человек. Занятия по программе «Веселые пальчики» проводятся в группе, во второй половине дня.
3.1.2. Научно-методическое обеспечение Программы
Г. Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"
Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2008
Е. Данкевич, О. Жакова. "Лепим из пластилина"
Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. - М. : Аст; СПб: Сова, 2006.
Орен Р. Лепка из пластилина : развиваем моторику рук, Издательство Махаон. 2010.
Е. А. Румянцева. Простые поделки из пластилина. Серия: " Внимание: дети!" 2009.
И. О. Шкицкая Пластилиновые картины. Издательство Феникс. 2009