Елизавета Зинкова
Парциальная образовательная программа ознакомление с техникой декупаж детей подготовительной группы «Мир декупажа»
▼ Скачать + Заказать документы
Парциальная образовательная программа ознакомление с техникой декупаж детей подготовительной группы
1. Пояснительная записка
Согласно целевым ориентирам ФГОС ДО пункт 4.6. на этапе завершения дошкольного образования «…ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в творческой деятельности» [1, с. 29]. "У ребенка развита мелькая моторика" [5, с. 30]. Заниматься творчеством сегодня интересно и модно. Ведь в наше время большим успехом, пользуются вещи «ручной работы» – каждое такое изделие хранит тепло человеческих рук. Но делать красоту своими руками не всегда получается. Можно иметь прекрасное чувство стиля, цвета, композиции, но не уметь нарисовать. Вот тут-то и выручит техника декупажа, так называемая "салфеточная техника" поможет реализовать художественные задумки и фантазии. С помощью этой техники дети смогут создать яркие декоративные поделки, которые не только несут эстетическую красоту, но и практическую пользу. Работа по изготовлению изделия в этой технике развивает мелкую моторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает внимание, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества, а так же приобщает к большому и разнообразному миру искусства и позволяет максимально разнообразить творческую деятельность детей.
Публикация «Парциальная образовательная программа ознакомление с техникой декупаж детей подготовительной группы „Мир декупажа“» размещена в разделах
Рабочая программа части формируемой участниками образовательных отношений разработана для группы общеразвивающей направленности, которую посещают дети 6-7 лет (далее - Программа) :
- в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования;
- на основе основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО) дошкольной образовательной организации (далее - ДОО);
1.1. Цель и задачи реализации Программы
Цель программы : создание условий для развития творческого потенциала детей через освоение основных способов работы в технике декупаж.
Задачи программы :
1. Формировать:
• представления о приемах вырезания, выравнивания салфетки, декупажной карты;
• представления о приемах наклеивания салфетки, декупажной карты различными способами;
• представления о приемах лакирования изделия;
• представления о различных видах декоративно-прикладного искусства;
• умения и навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
3. Развивать психические процессы: внимание, воображение, творческое мышление, эмоционально-волевую сферу, творческие способности.
4. Развивать художественный вкус; мелкую моторику рук;
5. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
1.2. Принципы и подходы, к формированию Программы
Принцип научности – предполагающий стимулирование познавательного интереса детей к художественной литературе, окружающему миру; формирование основ научного мировоззрения.
Принцип доступности – обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, особенностей личностного развития детей дошкольного возраста.
Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное обогащение содержания образования.
Принцип системности – предполагающий формирование у дошкольников обобщенного представления о взаимодействии в социуме, где все участники общения, процессы, явления находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.
Принцип интегративности - предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.
Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Кроме того, в программе предусматривается решение целей и задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали :
- системно-деятельностный подход, обеспечивающий возможности детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике, формирующий умение рефлексировать. Данный подход нацелен на формирование развитой личности, помогает раскрепостить детей, развивать у них самостоятельность, двигательную активность;
- гуманитарный подход предполагает обращенность к личности ребенка через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов; удовлетворение его потребностей, т. е. становление в каждом ребенке субъективности;
- культурологический подход опосредуется принципом культуросообразности воспитания и обучения и позволяет рассмотреть воспитание как культурный процесс, основанный на присвоении ребенком ценностей общечеловеческой и национальной культуры;
- возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др., а также социально психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей;
- индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания.
1.3. Возрастные особенности детей 6-7 лет
Программа «Мир декупажа», ориентирована на детей подготовительной группы. Программа учитывает возрастные особенности усвоения программного материала детьми 6-7 лет:
• возрастает познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое;
• общее физическое развитие тесно связано с развитием мелкой моторики ребенка;
• объективно оценивают результат деятельности;
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Реализация образовательной программы будет способствовать достижению следующих результатов:
Ребенок знает о технике декупажа и способах его выполнения.
Овладевает умениями и новыми компетенциями; сформированность самооценки, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех; любознательность и интерес к новому, стремление к совершенствованию своих способностей.
Отслеживание результатов освоения Программы «Мир декупажа» осуществляется в процессе изготовления детьми продуктов с использованием техники декупаж, изучение продуктов детской деятельности. Организуются выставки детских работ: «Мастера декупажа». Выполненные декорируемые работы дарятся родителям. Коллективными работами оформляется интерьер группы.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Целевые ориентиры в соответствии с ФГОС ДО Целевые ориентиры в соответствии с реализацией части, формируемой участниками образовательных отношений (далее – ЧФУОО) Целевые ориентиры в соответствии с реализацией коррекционной работы
- «…ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в творческой деятельности».
- «У ребенка развита мелкая моторика.»
- «Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности…».
- «Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда…»
- Сформированы представления о приемах вырезания, наклеивания выравнивания салфетки, декупажной карты;
- Сформированы представления о приемах лакирования изделия;
- Сформированы представления о различных видах декоративно-прикладного искусства;
- Сформированы умения и навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- Развиты психические процессы: внимание, воображение, творческое мышление, эмоционально-волевую сферу, творческие способности.
- Развиты художественный вкус; мелкая моторика рук;
- Воспитаны трудолюбие, аккуратность.
1.5. Педагогическая диагностика
Реализация Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в виде мониторинга, что предполагает непрерывный процесс наблюдения, а также учета критериев и показателей.
Суть педагогической диагностики заключается в том, что при оценке индивидуального развития воспитанников мы соблюдаем два основополагающих принципа:
• не присваиваем критериям развития ребенка числовую характеристику;
• не сравниваем индивидуальные достижения воспитанников межу собой.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач :
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
С этой целью используются карты наблюдений детского развития (Приложение 1).
2. Содержание образовательного процесса
2.1. Описание образовательной деятельности
Содержание воспитательно-образовательной работы с детьми 6–7 лет охватывает следующие образовательные области :
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно эстетическое развитие;
физическое развитие.
Интеграция данных образовательных областей так же представлена в Программе.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» - Объединение усилий для развития творческого и
созидательного потенциала ребёнка, сплочение детско-взрослого коллектива, укрепление партнёрских отношений с семьями воспитанников.
Образовательная область «Познавательное развитие» - Развитие познавательных психических процессов и
познавательного интереса к технике декупаж.
- Расширение кругозора детей о предметном мире.
Образовательная область «Речевое развитие» - Способствовать обогащению и активизации словаря, речевому взаимодействию детей в процессе продуктивной деятельности.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - Совершенствование композиционных умений при оформлении продукта в технике декупаж.
- Развитие художественно-творческих способностей детей.
Образовательная область «Физическое развитие» - Сохранение и укрепление психологического здоровья детей как одного из составляющих общего здоровья человека и общей моторики.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
- Развитие правильной осанки.
2.2. Примерное перспективное комплексно - тематическое планирование работы с детьми
Раздел 1. «Введение».
Цель: Формирование у детей представлений о декупаже, потребности включения в творческую деятельность.
Тема Развернутое содержание работы Темы, предложенные детьми
(заполняется в течение года) Темы, предложенные родителями
(заполняется в течение года) Итоговые мероприятия по теме
1 неделя
«Вводное занятие. Основы декупажа» Даются основные знания о декупаже : история, виды.
2 неделя
«Основные материалы и инструменты» Знакомство
с необходимыми
инструментами
и материалами, инструктаж по технике
безопасности.
3 неделя
«Первые шаги в декупаже» Знакомство с этапами
изобразительной
технологии
декупажа.
4 неделя
«Декупаж на картоне» Дети учатся вырезать определенный элемент салфетки и клеить его на картон, а затем покрывать лаком. Создание тарелки из картона
«Цветочная поляна»
Раздел 2. «Прямой декупаж».
Цель: Формирование практических умений и навыков выполнения прямого декупажа в процессе продуктивной деятельности.
Тема Развернутое содержание работы Темы, предложенные детьми
(заполняется в течение года) Темы, предложенные родителями
(заполняется в течение года) Итоговые мероприятия по теме
1 неделя
«Знакомство с техникой прямого декупажа.» Даются основные знания о прямом декупаже.
2 неделя
«Декупаж на деревянной поверхности» Приклеивание
салфетки
классическим
способом
на деревянную поверхность.
3 неделя
«Декупаж с подготовкой деревянной поверхности» Работа
с деревянной
поверхностью
(шкурение,
грунтование,
нанесение салфетки на
плоскую поверхность.
4 неделя
«Декупаж на ткани» Рассказывается о технике переноса бумажного изображения на ткань. Декорируют один предмет в технике декупаж.
5 неделя
«Декупаж на свече» Знакомятся с материалами и инструментами для работы со свечой, способы
нанесения мотива. Создают композицию на свече. Изготовление
подарка
на
День
матери.
Фоторамка
в
технике декупаж.
Раздел 3. «Мой уютный дом».
Цель: Формирование практических умений и навыков выполнения обратного декупажа в процессе продуктивной деятельности.
Тема Развернутое содержание работы Темы, предложенные детьми
(заполняется в течение года) Темы, предложенные родителями
(заполняется в течение года) Итоговые мероприятия по теме
1 неделя
«Знакомство с техникой обратного декупажа» Даются основные знания об обратном декупаже.
2 неделя
«Декупаж на стекле» Рассказывается об особенностях работы в технике декупаж на стекле. Выполняют пробную работу на стекле.
3 неделя
«Создание декоративной тарелки» Подготовка стеклянной поверхности,
Выполняют декупаж в салфеточной технике на стеклянной тарелке.
4 неделя
«Создание декоративной вазы» Выполняют декупаж в салфеточной технике на стеклянной вазе. Создание вазы
«Рождественские мотивы»
Раздел 4. «Декопатч».
Цель: Формирование практических умений и навыков выполнения изделия с применением техники декопатч.
Тема Развернутое содержание работы Темы, предложенные детьми
(заполняется в течение года) Темы, предложенные родителями
(заполняется в течение года) Итоговые мероприятия по теме
1 неделя
«Знакомство с техникой декопатч» Даются основные знания о технике декопатч.
2 неделя
«Изготовление основы» Дети лепят основу, которую будут декорировать.
3 неделя
«Выполнение изделия в технике декопатч»
4 неделя
«Выполнение изделия в технике декопатч по выбору детей» Выполнение подарка в технике декопатч на Пасху.
2.3. Взаимодействие с родителями (законными представителями)
№ п/п Направления взаимодействия Формы взаимодействия
1 Изучение семьи, запросов, семейных ценностей
2 Информирование родителей
3 Консультирование родителей
4 Просвещение и обучение родителей
5 Совместная деятельность детского сада и семьи
3. Организация образовательного процесса
3.1 Материально-техническое обеспечение программы
- технические средства (Интерактивная доска, проектор);
- оборудование ( Для декорирования: основа для декупажа, декупажные карты, салфетки, ножницы, клей для декупажа, синтетические кисти, акриловые краски, прозрачный акриловый лак); (Для подготовки основы : деревянная заготовка, наждачная бумага, грунтовка. Гипс, полимерная глина, паста для моделирования);
3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
№п/п Наименование Раздела Перечень необходимых для осуществления образовательного процесса технологий, методических пособий, сборников художественных произведений для детей Дидактические материалы (наглядно-иллюстративные материалы, альбомы, рабочие тетради, раздаточные материалы и т. д.)
Раздел 1 «Введение»
3.3. Организация режима частичного пребывания детей в группе, при реализации парциальной образовательной программы «Мир декупажа»
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети овладевают конкретными ЗУН, выявление ребенком своих способностей. Цикл занятий по формированию творческих способностей проводится в форме продуктивной деятельности, длительность одного занятия 30 минут, во вторую половину дня, периодичность занятия 1 раз в неделю.
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
В рамках реализации Программы предполагается проведение выставки итоговых работ воспитанников.
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда группы :
• содержательно-насыщенная, развивающая;
• трансформируемая;
• полифункциональная;
• вариативная;
• доступная;
• безопасная;
• здоровьесберегающая;
• эстетически-привлекательная.
Оборудование: мультимедиа, музыкальный центр, ПК.