Ксения Андреева
Памятка родителям «Эффективное поведение родителей в проблемной ситуации»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Приветствие.
Здравствуйте уважаемые родители!
«Вернисаж детских капризов»
Передавая мяч, рассказать, как и в каких ситуациях капризничает ваш ребенок, начиная рассказ от лица ребенка:«Я капризничаю, когда…»
Мини-лекция «Причины детских капризов»
Итак, почему ребенок капризничает?
Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос, и вы уже верно отметили некоторые из них:
Публикация «Памятка родителям „Эффективное поведение родителей в проблемной ситуации“» размещена в разделах
1. Ребенок капризничает, плачет, если его что-то беспокоит, он болен, но сам этого не понимает. Ведь маленькие дети не могут чувствовать, что происходит в их организме, так, как это чувствуют и понимают взрослые.
2. Малыш хочет привлечь к себе внимание. Он выбрал такой способ пообщаться с вами, потому что ему не хватает вашего общества, вашей любви. И вот он ходит по пятам и «канючит», и хватает вас за руки, нахо-дит поводы привлечь ваше внимание.
3. Капризничая, ваш ребенок хочет добиться чего-то очень желаемо-го, а именно: покупки, разрешения гулять или еще чего-то, что родители запрещают из каких-то непонятных малышу побуждений.
4. Ребенок выражает протест против чрезмерной опеки и демонстри-рует желание быть самостоятельным. Это вполне естественно, если вы по-стоянно им руководите: «Туда не ходи!», «Не пачкайся», «Перестань смотреть по сторонам!».Ребенок должен чувствовать, что его не только опекают и окружают заботой, но и дают ему право самостоятельного вы-бора, понимают и уважают его. В противном случае он никогда не обретет самостоятельности и уверенности в себе, всегда будет действовать по ва-шей указке и останется инфантильным.
5. Психо –эмоциональное напряжение. Может это выражение кон-фликта ребенка с самим собой. А может он сегодня не выспался? Или очень устал за день? Да и ваши семейные ссоры, скандалы тоже могут по-влиять на его настроение.
Разминка.
Игра «Электрический ток».
Стоя в кругу, участники по очереди через рукопожатие передают сигнал по кругу, начиная от ведущего. К нему же он должен вернуться с другой стороны круга. Можно посылать одновременно два сигнала в двух направлениях, через промежутки времени, от разных ведущих. Задача иг-роков: не спутаться и передать сигнал.
Стимулируйте развитие взрослых черт поведения : умения говорить о своих желаниях, разговаривать, общаться, стремиться объяснить и понять. Не берите ребенка на руки, опуститесь на уровень глаз ребенка: «Скажи, чего ты хочешь, не плачь, а скажи», «Успокойся, остынь, поговорим».
Учите и учитесь договариваться, находить компромиссы: на прогул-ке ребенок заявляет о желании еще погулять: хорошо, мы погуляем еще 10 минут, когда я подойду к тебе и позову, мы пойдем домой. Договорились? (на уровне глаз ребенка).
Попробуйте общаться с ребенком как с взрослым, беседуйте с ним, рассказывайте о себе и своих чувствах, о том, что видели (по дороге до-мой, во время одевания)
Учитесь устанавливать правила и границы дозволенного, в том числе и наказания. Понимание, что в жизни существует не только «хочу», но и «надо» следует прививать с малых лет. Ребенок должен руководствовать не только своими желаниями, но и необходимостью для других членов се-мьи.
Нет ничего опаснее для ребенка, чем хаос, поэтому:чаще всего капризничают дети в семьях, где между взрослыми нет согласия и един-ства;будьте сами последовательны и строги в своих требованиях, иначе слезы и истерики будут способом добиться своего.
Ребенок знает, что значат мамины угрозы: пустые слова или их сле-дует сразу выполнять, поэтому не угрожайте ребенку и не шантажируйте его («если ты, то…»). Прежде, чем что – то запретить, решите, готовы ли вы спокойно вынести каприз.
Игра как замена протеста. Попросите одеть мишку или собрать в детский сад куклу, обратитесь от их имени к ребенку, играйте в детские сказки и мультики, используйте соревнование во время сбора игрушек (кто последнюю игрушку положит, тот и выиграл).
Повсеместно стимулируйте и развивайте самостоятельность, творче-ство ребенка, где он может выплеснуть свою активность, настойчивость, независимость. Дайте ребенку роль «консультанта» : «выбери себе чашку», «посмотри, чистое ли у меня лицо». Полезные вопросы: Ты наденешь кол-готки красные или желтые? Что тебе приготовить яичницу или хлопья с молоком? Почему ты этого хочешь? А чем бы ты хотел заняться? (при отрицании других предложений)
Нужно разнообразить опыт общения детей с взрослыми, включая в общее дело, при этом незаметно помогая и громко радуясь самостоятельности. Чем содержательнее жизнь ребенка, тем меньше времени и сил оста-ется на капризы (игры с красками, изо – материалами и т. д.)
«Какие эмоции, чувства мы испытываем, когда ребенок каприз-ничает?»(Передавая мяч, называем свои чувства.)
Эти чувства затмевают нас и не дают принять верное решение, очень часто из–за них мы попадаем в эмоциональную ловушку и идем на поводу у них, о чем часто сожалеем потом. Поэтому как говорил Карлсон Малы-шу: «Спокойствие, только спокойствие!» :
1. возьмите тайм– аут: «Я сейчас не буду с тобой разговаривать», «Посиди, успокойся», вовремя, которого вы можете:
2. посчитать до 10;
3. подышать (глубокое дыхание) или упражнение «Лифт»