Получи документы

Памятка «Общее недоразвитие речи — ССС»

Полина Захарова
Памятка «Общее недоразвитие речи — ССС»
▼ Скачать + Заказать документы

Общее Недоразвитие Речи

«В передаче ребенком звукового состава слов на первом месте следует рассмотреть усвоение им слоговой структуры слова, так как с этим связана судьба разных звуков и сочетаний звуков», – А. Н. Гвоздев.

Наша речь делится на слова, а слова – на слоги. Слово может быть односложным – состоять из одного слога, двухсложным – состоять из двух слогов, трехсложным – состоять из трех слогов и т. д. Обязательным элементом слога в русском языке является гласный, он может быть ударным или безударным. Гласный звук является слогообразующим или слоговым. Слог может состоять из гласного звука, а также гласного и одного или нескольких согласных, которые группируются вокруг слогообразующего звука [4, с. 103].

Публикация «Памятка „Общее недоразвитие речи — ССС“» размещена в разделах

Слоговая структура – характеристика слова (высказывания) с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его слогов [5, с. 151].

Слог – это минимальная произносительная единица речевого потока и минимальная единица восприятия речи [4, с. 102].

В словах из нескольких слогов центром является ударный слог, характеризуемый наибольшей силой и четкостью произношения; к нему примыкают обладающие меньшей силой безударные слоги. Среди безударных слогов наиболее сильным является первый предударный слог, в связи с этим принято делить слоги по силе на 3 группы: слабые безударные имеют силу в одну единицу, первый предударный – в две единицы, ударный – в три единицы [3, с. 15].

Ударение – выделение теми или иными фонетическими средствами – усиление голоса, повышение тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости — одного из слогов в составе слова или целого словосочетания [5, с. 167].

В совокупности своих акцентарных вершин слоги являются кратчайшими звеньями ритмической организации речи [1, с. 13].

А. К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности, имеющую четыре параметра: ударность, количество слогов, линейная последовательность слогов, модель самого слога [7].

Существует несколько признаков, которые характеризуют слог:

1. По положению слога в слове определяют начальный, неначальный или конечный слог.

Начальный слог может начинаться с гласного, но чаще он начинается с любого согласного или различных сочетаний согласных. Начальный слог не может начинаться сочетанием «[j’] и согласный».

Неначальный и конечный слоги могут начинаться любым согласным или различными сочетаниями согласных.

2. По отношению к ударению: ударный, безударный.

Ударным может быть, как первый слог, так и второй слог, так и третий слог и т. д. Слоги бывают предударные и заударные, в зависимости от положения безударных слогов по отношению к ударному. Предударные слоги делятся на первый предударный (если слог находится непосредственно перед ударным, второй предударный (если слог находится перед первым предударным, т. е. отсчет ведется от ударного слога) и т. д.

3. По характеру начального звука слоги делятся на прикрытые и неприкрытые.

Прикрытые – это те слоги, которые начинаются неслогообразующим звуком, то есть согласным звуком. Неприкрытые – начинающиеся слогообразующим звуком, то есть гласным звуком.

4. По характеру конечного звука слоги делятся на открытые и закрытые.

Открытые слоги – те, которые заканчиваются слогообразующим звуком, а закрытые – заканчивающиеся неслогообразующим звуком.

5. Также слоги характеризуются по степени звучности:

а) слог с постоянной звучностью, когда слог состоит из одного звука (гласного);

б) слог с восходящей звучностью, когда звуки в слоге располагаются от менее звучного к более звучному;

в) слог с нисходящей звучностью, когда звуки в слоге располагаются от более звучного к менее звучному;

г) слог с восходяще-нисходящей звучностью, когда звуки в слоге располагаются сначала от менее звучного к более звучному, а затем к менее звучному;

д) слог с нисходяще-восходящей звучностью, когда звуки в слоге располагаются сначала от более звучного к менее звучному, а затем к более звучному [4, с. 112].

А. К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности, имеющую четыре параметра: ударность, количество слогов, линейная последовательность слогов, модель самого слога [7].

А. К. Марковой в ходе работы над формированием слоговой структуры слова у детей-алаликов использовала ряды слов по типам слоговой структуры слова, то есть по степени их слоговой трудности (от более легких к более трудным)

При ОНР отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, при которой нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.

Нарушение слоговой структуры слова

Проявляются следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:

- сокращение (пропуск) слога – “моток” = “молоток”

- опускание слогообразующей гласной - “пинино” = “пианино”

- увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – “команата” = “комната”

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

- перестановка слогов – “деворе” = “дерево”

- перестановка звуков соседних слогов – “гебемот” = “бегемот”

3. Искажение структуры отдельного слога:

- сокращение стечений согласных – “тул” = “стул”

- вставки согласных в слог – “лимонт” = “лимон”

4. Уподобление слогов – “кококосы ” = “абрикосы”

5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение) :

- “били…били…билитекарь”+ “библиотекарь”

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими) :

- “нананасы”=“ананасы”.

7. Контаминации (смешение слов)

- “в холодильнице”= “в хлебнице и холодильнике”.

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.

Правильная последовательность наращивания слоговой структуры слова

Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).

2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина).

3. Односложные слова (дом, мак).

4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).

7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник).

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).

14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Публикации по теме:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Консультация для родителей «Как гармонизировать общее эмоциональное состояние ребенка» Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив,.

Памятка для пап «Отцы и дети» Рада приветствовать Вас, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами своими размышлениями о роли отца в семье, в частности,.

Памятка для педагогов Развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно – образовательных воздействий взрослых на ребенка.

Памятка для родителей первоклассников Что должен знать и уметь первоклассник. - Уметь общаться со сверстниками и взрослыми. - Знать основные правила поведения - Учить слушать.

Памятка для родителей по ПДДПамятка для родителей по ПДД Сегодня хочется представить вашему вниманию памятку для родителей по правилам безопасности дорожного движения, которую мы с детьми сами.

Памятка для родителей по развитию речи дошкольника «Меню красивой речи» Уважаемые родители! Предлагаем Вам несколько простых правил, которые помогут развивать красивую речь у ребёнка. 1. Главное правило - чем.

Памятка для родителей «Развитие речи — главное в этом возрасте» В возрасте 2 – 3 лет, ребенок растет, через общение он познает мир. В детском саду детям помогают воспитатели, но дома Вы и только вы: мама.

Автор публикации:
Памятка «Общее недоразвитие речи — ССС»
Опубликовано: 20 июня 2024 в 01:44
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Памятка «Общее недоразвитие речи — ССС»» (включая файлы) размещена пользователем Полина Захарова (УИ 1120223) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД