Наталия Аман
Памятка для воспитателей по организации режимных моментов
▼ Скачать + Заказать документы
Аман Наталия Владимировна.
Организация режимных моментов.
Рабочий день воспитателя. В чем заключаются основные обязанности воспитателя детского сада? Чтобы стало более понятно, рассмотрим рабочий день, начиная с утра и заканчивая вечером. Каждый день в дошкольном учреждении проходит в соответствии с режимом дня, которого придерживается детский сад.
Публикация «Памятка для воспитателей по организации режимных моментов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Режим дня. Консультации для родителей
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
Обязанности воспитателя : в первую очередь воспитатель – это человек, который постоянно находится рядом с детьми: в группе, на прогулке, во время обеда и сна. Каждую минуту и секунду он должен неукоснительно следить за их благополучием и безопасностью. Но на этом не ограничиваются его обязанности. Кроме этого, воспитатель проводит развивающие занятия с детьми, читает и рассказывает им сказки, следит за порядком и дисциплиной в группе, ведет различную групповую документацию, принимает активное участие в организации и проведении утренников.
Большое значение для здоровья и благополучного развития ребенка имеет правильная организация режимных моментов.
К режимным моментам относятся :
1. Прием детей.
2. Утренняя гимнастика.
3. Подготовка к завтраку, завтрак.
4. Подготовка к непосредственно образовательной деятельности.
5. Подготовка к 1 прогулке, прогулка.
6. Подготовка к обеду, обед.
7. Организация сна детей.
8. Организация подъема детей и закаливающих процедур.
9. Подготовка к полднику, полдник.
10. Подготовка ко 2 прогулке, прогулка.
Режимные моменты занимают большую часть времени, которое малыш проводит в детском саду. Они не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребенка. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса.
В эти моменты открывается возможность индивидуального общения воспитателя с малышом. Их нужно использовать для установления до-верительных отношений, укрепления эмоциональной связи с ребенком. В ходе ежедневных процедур, беседуя с ребенком, взрослый называет предметы и действия, что-то объясняет, спрашивает, отвечает на вопросы, рассказывает, обсуждает. Все это способствует познавательно-речевому, нравственному развитию ребенка. В процессе умывания, одевания, приема пищи малыш обучается различным действиям: берет мыло и намыливает руки, открывает кран, надевает колготки, застегивает и расстегивает застежки на одежде, обуви. Постепенно ребенок учится самостоятельно умываться, одеваться и пр. Участвуя вместе с воспитателем в повседневных делах, следуя примеру взрослых, ребенок приобретает социальные навыки.
Организуя режимные моменты, воспитатель должен создавать до-брожелательную атмосферу сотрудничества. Следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: не торопить медлительного ребенка, не предлагать непосильные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам.
Организация утреннего приёма.
Приём детей может проходить как на воздухе, так и в помещении. В хорошую погоду прием детей в любое время года желательно проводить на свежем воздухе. Необходимо обращать внимание на внешний вид детей. Если ребенок стеснителен, застенчив, не в настроении или по каким-либо другим причинам не может самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему : подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек, поиграть с ребенком или дать ему какое-либо конкретное поручение.
Необходимо обеспечить условия для разнообразной и интересной самостоятельной деятельности детей в группе или на участке. Главное — это создать хорошее настроение, как ребенку, так и его родителям. Это обеспечивает позитивный настрой на предстоящий день и является залогом взаимопонимания и взаимодействия детского сада и семьи воспитанника.
Утренняя гимнастика
Воспитателем заранее продумывается, организация деятельности детей в период от приема до подготовки к завтраку. Закончив прием детей, педагог проверяет работу дежурных по уголку природы и приглашает детей на утреннюю гимнастику. Воспитатель проводит гимнастику с детьми. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и, при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми. После гимнастики идет подготовка к завтраку. Дежурные ставят посуду на столы, остальные дети постепенно, по пять-шесть человек, идут умываться.
Подготовка к приему пищи
Для обеспечения преемственности питания в детском саду, родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню. Организация умывания перед приемом пищи проводится постепенно, небольшими группами детей. Следует напомнить детям правила поведения в умывальной комнате - дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны открытыми.
Необходимо обратить внимание и на действия детей — они должны закатать рукава, намыливать руки и выполнять прочие процедуры над раковиной. Дети должны знать, что пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры умывания нужно аккуратно вешать его на свое место.
В организации питания, начиная со средней группы, принимают участие дежурные воспитанники группы. Учитывается и уровень самостоятельности детей. Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого. В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд. Важно отметить заботу няни и поваров о детях, в нескольких словах обозначить важность и необходимость данных профессий.
Подготовка к прогулке
Прежде чем отправиться на прогулку необходимо навести порядок в группе: собрать игрушки и расставить их по местам, убрать пособия и материалы, которые использовались в непрерывной образовательной деятельности
Перед одеванием воспитатель напоминает детям правила поведения в раздевальной комнате.
В данном режимном моменте воспитатель формирует у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, решает широкий круг образовательных задач: название одежды и ее назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему «Одежда». Воспитатель обращает внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки, воспитатель устраняет их вместе с другими детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу и пресекая насмешки со стороны сверстников. Не следует при это забывать о соблюдении последовательности и постепенности, а также – индивидуальном подходе к детям.
Прогулка
Ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ составляет около 4- 4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день : в первую половину дня до обеда и во вторую половину дня после дневного сна и (или) перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет - при температуре воздуха ниже - 20°С и скорости ветра более 15 м/с.
Прогулка состоит из следующих частей:
• наблюдение,
• подвижные игры,
• труд на участке,
• самостоятельная игровая деятельность детей,
• индивидуальная работа с детьми по развитию физических качеств,
• самостоятельная двигательная активность.
В процессе прогулки воспитатель способствует организации детьми интересной и разнообразной деятельности. Для этого в наличии должны быть игрушки и вспомогательный инвентарь, правилам обращения с которым воспитатель обучает детей на прогулке или предварительно в группе. Во время прогулки у воспитателя есть возможность понаблюдать за содержанием игр и взаимоотношениями детей и скорректировать их при необходимости. Перед уходом с прогулки дети приводят участок в порядок, собирают выносной материал. Перед входом в детский сад ребята вытирают ноги и приучаются заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу, мальчики пропускают девочек вперед. В раздевалке воспитатель следит за процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.
Подготовка к дневному сну
Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3—5 градусов, при этом дверь из спальни в группу должна быть закрыта. Перед тем, как детям зайти в спальню окна в спальне необходимо закрыть. Лучше, чтобы период подготовки ко сну был спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать нежная спокойная музыка, народные потешки и приговорки. Необходимо проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, а еще лучше подойти к каждому, поправить одеяло, погладить по голове и пожелать спокойного сна. Так вы покажете ребенку свою любовь и заботу, создадите умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну. Во время сна детей педагог должен находиться в спальне и наблюдать за детьми.
Подъем после сна, закаливающие мероприятия
Подъем проводится постепенно, по мере пробуждения детей, еще в кроватках проводится бодрящая гимнастика, после подъема организуются закаливающие процедуры, проведение которых педагог согласовывает с медсестрой. После сна дети закрепляют навыки самостоятельного одевания, а воспитатель помогает им при необходимости. Продолжается работа по воспитанию аккуратности, самостоятельности. Дети приводят в порядок прически. Девочкам с длинными волосами помогает воспитатель.
Игры, вечерняя прогулка, уход детей домой
Организуется аналогично пунктам «Подготовка к прогулке», «Игры» и «Прием детей».
На вечерней прогулке, в присутствии ребенка воспитатель может проинформировать родителей о его достижениях в развитии, успехах в группе. Для наглядности было бы неплохо продемонстрировать работы детей. Кроме того воспитатель информирует родителей о проблемах, возникших у ребенка, и способах их решения, дает консультации по интересующим родителей вопросам.
Обязательно индивидуальный подход к каждой семье: кому, как и что можно сказать, а что нельзя.
Отдельно стоит обратить внимание на уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забыть о правилах хорошего тона, а именно попрощаться с воспитателем и детьми группы. Воспитателю необходимо формировать положительное отношение ребенка к детскому саду.
Памятка для педагогов по организации и проведению режимных моментов
Воспитатель, помни!
1. Переступая порог детского сада и своей групповой комнаты, оставь плохое настроение за дверью!
2. Настоящий воспитатель – это человек высокой общей культуры. Народная мудрость гласит: «слова убеждают, а пример вдохновляет…» вот почему важно, чтобы взрослый был всегда справедлив, чтобы его слова, дела и поступки стали примером для подражания.
3. Сердечность, чуткость, справедливость, доброта, вежливость – обязательные профессиональные качества педагога.
4. Один из основных приемов общения – тонкое понимание своих воспитанников.
5. Воспитатель должен заботиться не только о содержании требований, но и о форме и тоне их предъявлений, так как не стоит забывать, что ребенок очень чувствителен.
6. Помните! Грубое слово, брошенное взрослым, необдуманный поступок, несправедливо наносят ребенку глубокую рану.
7. Завоевать любовь детей, – значит, жить их жизнью!
8. Помните об ответственности за жизнь детей и принимайте решение без спешки.
9. Педагог должен дать ребенку образец того общения, которым ребенок еще не владеет, и, опираясь, на достигнутый уровень, как бы вести его за собой. Не забывайте, что ключом к успешному воспитанию является высокая культура педагогического общения!
10. Самое главное – это любовь к детям. Любить детей и бережно к ним относится.