Анастасия Афанасьева
Памятка для родителей «Запоминание графического образа букв. Приемы и упражнения»
Часто дети с трудом запоминает буквы. Они путают схожие буквы по написанию, по произношению, пишут буквы зеркально, пропускают элементы букв или пишут лишние, а также с трудом соотносят затем с конкретными звуками. Эти ошибки становятся одной из проблем в обучении грамоте, а именно затрудняет обучение чтению и письму в школе.
Публикация «Памятка для родителей „Запоминание графического образа букв, Приемы и упражнения“» размещена в разделах
- Буквы. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Для того, чтобы ребёнок прочно усвоил графический образ буквы, нужно начать работу уже в дошкольном возрасте. Можно использовать следующие приемы и упражнения, игровые моменты и продуктивную деятельность, они помогут не только запомнить новую букву интересным способом, а заодно улучшить работу мозга и разовьёт пространственное мышление и речь.
- При работе над буквами всегда давайте понять ребенку, что буква что-то означает. Например, при обучении букве «а» говорите: «А-арбуз». Так ребенок начнет видеть связь буквы и слова. Но действовать этот метод начнет лишь после 3 лет. До этого возраста малыш просто не будет видеть никакой связи
- «На что похожа буква» Сравнение буквы с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми. Благодаря образу легче запомнить особенность буквы.
(Буква Ж -похожа на жука. Буква Т- похожа на молоток);
- «Анализ буквы» (из каких элементов состоит буква : палочки, кружочек, крючок и тд, как расположены эти элементы в пространстве);
- «Сравнение новой буквы» с уже изученными (Какую букву напоминает новая буква);
- Пантомима «Живая буква» (ребенок изображает букву всем телом)
Каждый может, например,
Встать на ножки поскорей,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить. ;
- «Изобрази букву пальцами» (помогите сами и делайте буквы своими руками и совместно с ребенком);
- «Дермолексия» Взрослый рисует букву на ладони ребёнка, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария. Можно попробовать написать на спине;
- «Пальчик и буква» Можно ощупывать объёмную букву, обвести контур буквы, изготовленной из бархатной бумаги, наждачной бумаги и тд;
- «Знакомые буквы вокруг» Тренируемся замечать её во всем, что нас окружает. Можно обращать внимание на вывески, рекламные плакаты и др;
- «Поиск буквы» Ищем в кассах, алфавитах (Найди домик, в котором живет буква.);
- «Посчитай буквы» распознавание буквы в предложениях, текстах (Подсчитай сколько раз новая буква встречается в строке, в тексте.);
- «Развешанные буквы» Это пассивный способ изучения букв. Развешайте знакомые буквы по квартире и просите иногда их называть;
- «Найди букву» нахождение буквы в различных сюжетных изображениях (их можно скачать в интернете);
- «Рисуем и раскрашиваем буквы» Если ребёнок ещё не может нарисовать букву, нарисуйте её сами и пусть раскрашивает. Тут сразу двойная польза - развивается моторика рук, улучшается работа мозга и буква запоминается зрительно намного быстрее.
- «Печатание буквы» Печатание в тетрадях, блокнотах. Сначала сравнивая ее с буквой в букваре (других книгах, затем под диктовку, а затем снова сравниваем и произносим вслух.
- «Допиши букву» по пунктирным линиям, точкам;
- «Переделать букву», переставив (переложив, убрав) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы из Щ -Ц?)
- Усложняющие узнавание букв : «Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы» - узнавание букв, написанных разными шрифтами;
- «Волшебный мешочек»- где ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы развивает тактильную память особенно интересна детям дошкольного и младшего школьного возраста.
- «Загадки про буквы» Их можно придумывать самим или скачать в интернете. Например: «Две палочки наискосок, а посередине – поясок. Угадай, какая эта буква?» Ответ - буква «А». Загадки хорошо развивают сообразительность и логическое мышление у детей. При угадывании ребёнку в уме нужно сразу сопоставить образ предмета и условия загадки.
- «Конструирование буквы» : выкладывание её из счетных палочек, кубиков, камушков, спичек, мозаики, деталей Лего-конструктора, красочных шнурков, цветной бумаги, семян и др;
- «Творческие игры» : лепка из пластилина, соленого теста (можно испечь и настоящее печенье в виде букв; вырывание из бумаги, обведение трафарета буквы, вырезание буквы ножницами, можно предложить сложить букву из подручных предметов (это могут быть карандаши, фрукты, конфеты, игрушки, орехи, пуговицы и др)
Рисуйте, лепите, разукрашивайте, пишите, обводите буквы, выкладывайте их форму любыми подручными материалами. Все это, будет интересно малышу, он весело проведет время и сможет легко закрепить буквы, которые выучил.
Успехов вам в запоминании букв!
Рекомендуемая литература:
1. Крупенчук О. И. Учим буквы. – СПб: Издательский дом «Литера», 2004.
2. Ковригина Т. Е, Шеремет Р. Е., Занимательное обучение чтению, Волгоград, 2007
3. Развитие пространственных представлений у младших школьников: Практические задания и упражнения. Сост. : Л. А. Выткалова, П. В. Краюшкина. Волгоград, «Учитель».
4. Рыжанкова Е. Н. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. – М. : ТЦ Сфера, 2010.