елена панасенко
Памятка для родителей «Специфические (дисграфические) ошибки письменной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для родителей «Специфические (дисграфические) ошибки письменной речи»
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов:
• пропуски букв и слогов - «трва» (трава, «кродил» (крокодил, «пинес» (принес);
• перестановки букв и слогов - «онко» (окно, «звял» (взял, «пеперисал» (переписал, «натуспила» (наступила);
• недописывание букв и слогов - «красны» (красный, «лопат» (лопата, «набухл» (набухли);
Публикация «Памятка для родителей „Специфические (дисграфические) ошибки письменной речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• наращивание слов лишними буквами и слогами - «тарава» (трава, «катораые» (которые, «бабабушка» (бабушка, «клюкиква» (клюква);
• искажение слова - «наотух» (на охоту, «хабаб» (храбрый, «чуки» (щеки, «спеки» (с пенька);
• слитное написание слов и их произвольное деление - «нас тупила» (наступила, «виситнастные» (висит на стене, «у стала» (устала);
• неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений - «Мой отец шофер. Работа шофера трудная
• шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером.»
• замена одной буквы на другую - «зуки» (жуки, «панка» (банка, «шапоги» (сапоги);
• нарушение смягчения согласных - «василки» (васильки, «смали» (смяли, «кон» (конь).
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи :
• аграмматизмы - «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки (пять желтеньких цыплят).
• слитное написание предлогов и раздельное написание приставок - «вкармане», «при летели», «в зяла» (взяла, «подороге».
Ошибки, обусловленные недостаточным уровнем развития зрительно - пространственного восприятия, зрительно – моторной координации:
• увеличение или уменьшение количества сходных элементов: п-т, и- ш, л – м и т. д.
• замена второго не сходного элемента: и- у, б – д, и – ц…
• замена сходных элементов букв по расположению в пространстве: д-в, п- и.
• зеркальное письмо : Е – З, У – Ч….
Если в конце 1класса вы видите такие ошибки у своего ребенка в тетрадях по русскому языку, то вам необходимо обратиться к логопеду школы. Уже давно и бесспорно доказано, что ребенок страдает тем или иным речевым нарушением вследствие того, что в раннем возрасте он не получил правильного речевого воспитания. Родители, находясь рядом с ребенком, все время должны разговаривать с ним, не сюсюкать, не искажать свою речь, подражая детской, постоянно обращать внимание ребенка на окружающие его предметы, называть их, рассказывая об их назначении. Чем шире и богаче словарь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли вслух. Очень важно научить ребенка спрашивать о новых словах. В любой детской книжке, которую родители читают своему ребенку, бывают много непонятных ему слов и выражений. Сами взрослые не всегда могут определить, что именно непонятно ребенку. Поэтому, если ребенок спрашивает, что обозначает то или иное выражение или слово, это значит, что он не просто слушает, а пытается понять читаемое, думает. Без словарной работы, без объяснения непонятных слов и выражений чтение любой, даже очень хорошей детской книжки будет бесполезным занятием. Родителям очень важно научить ребенка правильно и последовательно пересказывать содержание книг, четко высказывать свои мысли. Это умение тоже должно сформироваться еще до школы. Развивайте память. Учите с детьми стихи. Следите за своей речью. Обращайтесь вовремя к специалистам : логопеду, психологу, психоневрологу, ортодонту, стоматологу. Четкая, правильная, выразительная речь ребенка – залог хорошей успеваемости в школе и в жизни.
Если Вы обнаружили в тетрадях своего ребенка подобные «нелепые» ошибки, учитывайте тот факт, что такие ошибки лучше всего поддаются исправлению тогда, когда ребенок учится во втором или в третьем классе. Не упустите время!