Ольга Сутыгина
Памятка для родителей «Как правильно выбрать игрушку для ребенка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Как правильно выбрать игрушку для ребенка дошкольного возраста[/h3]
«Игрушка для ребенка – не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. В то же время известно и то, что каждая игрушка, даже самая незатейливая, символизирует собой те или иные стороны человеческих отношений» В. Абраменкова
Публикация «Памятка для родителей „Как правильно выбрать игрушку для ребенка дошкольного возраста“» размещена в разделах
Уважаемые родители! Прежде чем купить игрушку ребенку, предлагаю оценить ее по критериям психолого-педагогической экспертизы.
Согласно этой экспертизы, игрушка должна полностью соответствовать возрасту ребенка – игрушка может быть использована для развития нескольких психических функций или личностных новообразований предполагаемого возраста ее использования, требовать определенных усилий, поиска решения, не допускать автоматических действий; вызывать у ребенка радость, чувство успеха.
Игрушка должна полностью соответствовать культурным традициям родной страны – принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям; способствовать воспитанию патриотических чувств; приобщать ребенка к родной истории, языку, миру искусства и народному творчеству, но не является сувениром.
Игрушка должна вызывать устойчивый интерес ребенка и самостоятельную активность. К игрушке длительное время сохраняется устойчивый интерес (в течение месяца и более) ребенок время от времени самостоятельно обращается к игрушке, продолжительно с ней играет.
Полифункциональность игрушки, способность вызывать разнообразные
игровые действия. Игрушка вызывает разнообразные игровые действия, дает
возможность придумывать новые конструкции, сюжеты, стимулирует познавательный интерес и творческие способности при самостоятельной игре. Игрушка может быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры
в разных функциях (в индивидуальной и коллективной игре).
Дидактическая ценность игрушки. Игрушка расширяет знания детей о мире, развивает познавательные процессы. Предполагает возможность внесения тех или иных дополнительных компонентов самим ребенком (достроить, дорисовать декорации,
включить в игру другие игрушки и пр.). Сюда, в качестве примера, можно отнести различного рода конструкторы, игровые наборы для творчества (сделать илитдоделать самому игрушку, модель, и пр., экспериментирования.
Сенсорная привлекательность игрушки. Она состоит из натуральных, различных на ощупь материалов. Дает возможность сенсорного развития, вызывает приятные тактильные, звуковые и зрительные ощущения.
Игрушка способна вызывать гуманные чувства. Игрушки, сюжеты и содержание игр с которыми отличаются особой доброжелательностью и позитивностью, положительно влияют на эмоциональное здоровье ребенка. Они должны способствовать развитию эмпатии, родительских чувств, волевых качеств. К ним относятся образные игрушки, способствующие развитию отношений между людьми, трансляции семейных и культурных ценностей, обычаев и традиций своего народа. С помощью таких игрушек у детей должно происходить усвоение правил и норм поведения. Однако к таким игрушкам не относятся, например, говорящие куклы, так как они не вызывают материнских чувств, а лишь указывают детям, что надо с ними делать, манипулируя и диктуя свои правила.
Игрушка способна вызывать художественно-эстетические чувства. Это реалистичная, не детализированная, гармонично окрашенная, соразмерная и пропорциональная игрушка. Такие игрушки соразмерны и пропорциональны, имеют простые пластичные формы, не искажаю картину мира ребенка. Матовые оттенки должны преобладать над основными цветами.
Побуждает к социальным действиям, общению, овладению социальными ролями. Это игрушка, которая идеально подходит для создания коллективных игр, оказывает положительное влияние на нравственное развитие детей, формирование коммуникативных функций, развитие социальных эмоций. Она широко используется в разных играх и сюжетах, способствует пробуждению творчества. Это игрушки для идентификации в ролевой игре (куклы – члены семьи, врач, полицейский и пр., вариативный строительный материал, конструкторы, игрушки-утешители с добрым выражением.