Яна Кищенко
Памятка для родителей детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая помощь родителям детей с ранним детским аутизмом.
«Они способны адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми»
Большинство расстройств детского возраста отличаются тем, что со временем, взрослением они либо трансформируются, либо полностью исчерпывают себя. Но есть два расстройства, которые возникнув в детстве, остаются с человеком на всю жизнь, это интеллектуальная недостаточность и аутизм.
Публикация «Памятка для родителей детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Последние клинические исследования позволяют в качестве основных причин аутизма выделить когнитивные ограничения и аномалии головного мозга. По мнению ученых, у детей, страдающих аутизмом, имеются врожденные перцептивные и когнитивные нарушения (страдает социальное восприятие, что значительно затрудняет нормальное общение и взаимодействие с другими людьми.
При таких дисфункциях дети не способны понимать, что стоит за действиями и словами других людей, затрудняются интерпретировать их поведение, им сложно догадываться, что хочет сказать человек. При этом, несмотря на часто хорошую механическую память, существуют трудности применения имеющихся знаний целенаправленно с пользой и значением. Запас информации обычно носит пассивный характер и может проявиться эффектной способностью, демонстрирующей блестящий ум, например, в ситуации, когда замкнутый ребенок вдруг произносит сложную цитату, услышанную им некоторое время назад.
Ключевыми признаками аутизма являются отчужденность, отсутствие эмоциональной откликаемости, стереотипии поведения, своеобразие социального реагирования. Четкие симптомы становятся очевидны примерно к трем годам и связаны они, как правило, с особенностями речевого развития, хотя первые признаки вероятно заметить и на более ранних этапах, в 12-18 месяцев, когда ребенок не проявляет полноценно невербального эмоционального контакта – не смотрит в глаза, не отвечает улыбкой на улыбку, остается холоден к объятиям и поцелуям близких.
Коррекционная работа с аутичными детьми требует больших эмоциональных затрат и всегда носит долгосрочный характер. Поэтому часто родители, ожидая быстрого положительного результата и не получив его, разочаровываются, «опускают руки», теряют надежду. Усугубляет ситуацию и то, что аутичные дети, существуя в своем мире, не замечают окружающих и не устанавливают с ними эмоциональную обратную связь, в т. ч. и с родителями, вкладывающими так много сил и энергии в развитие своего «особенного» ребенка.
Следующие рекомендации помогут родителям понимать и принимать детей такими, какие они есть, улучшая тем самым качество взаимодействия с ними, помогая адаптироваться к такому сложному, но неизбежному миру.
Наблюдение является лучшим способом работы с аутичным ребенком. Наблюдая за происходящим, замечая каждое действие, каждый звук и каждый жест ребенка, облекая в слова все увиденное, мы помогаем ребенку научится понимать, что эти слова непосредственно связаны с поступками и что при помощи слов можно выразить мысли, чувства и даже общаться с другими.
Одним из важнейших условий развития и успешной адаптации ребенка является соблюдение режима дня. Ребенку аутичному такое четкое следование распорядку дает еще и чувство безопасности. Причем основные режимные моменты должны не только соблюдаться и проговариваться взрослыми, но и быть изображены в виде понятных ребенку картинок-схем размещенных в удобном для него месте. Родителям необходимо помнить о крайней консервативности аутистов, когда даже самые незначительные изменения в режиме, обстановке могут спровоцировать самоагрессию и усиление тревоги. Профилактикой таких поведенческих отклонений и является четкое поддерживание привычного для ребенка порядка дел и вещей.
Для обеспечения спокойствия и уверенности малыша полезно создание семейных ритуалов, направленных на формирование стереотипов поведения в различных ситуациях. Выполняйте в строгой, заведенной раз и навсегда последовательности различные повседневные процедуры: одевание (организуйте личный шкаф или полку, где в определенной последовательности будет храниться вся одежда малыша, умывание (в ванной в определенном месте разложите принадлежности, игры (рядом с системой хранения игрушек прикрепите схему их расположения, прогулки (по привычным маршрутам, отход ко сну (гигиенические процедуры, чтение, массаж).
Семейное чтение, тщательное и выразительное, способствует осознанию логики событий. Многократное перечитывание одних и тех же произведений, которого так требуют аутичные дети, помогает им понимать себя и окружающих, тем самым снижая внутреннюю тревожность и напряженность.
В процессе воспитания следует избегать двух крайностей с одной стороны – проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с другой – постановки завышенных требований, которые ребенок не в состоянии выполнять, в сочетании с жесткостью и наказаниями.