Кошина Ирина Евгеньевна
Памятка для родителей «Что происходит с ребенком в адаптационный период»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для родителей :
«Что происходит с ребенком в адаптационный период?»
Для ребенка раннего возраста, впервые переступающего порог детского сада, открывается совершенно новый мир с неизвестным пространством, «чужим» окружением и непривычными отношениями. К этому новому, неизведанному нужно привыкнуть и каким-то образом приспособиться – адаптироваться.
Темочки:
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Имеется ряд особенностей проживания этого периода в раннем возрасте : переживание потери, депривации матери, появление чувства тревоги в связи с изменяющимися жизненными обстоятельствами. Приобретение нового социального опыта взаимодействия с другими людьми, физиологические реакции в связи с перестройкой режимных моментов, длительным пребыванием в малознакомых условиях, развитие чувства любопытства к новому, появление новых форм и видов деятельности, стремительное расширение социокультурного опыта деятельности и общения.
Изменяющиеся условия жизни ребенка требуют со стороны взрослых грамотного процесса сопровождения – психолого-педагогического, организационного, методического.
Особенности адаптационного периода.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или к негативным (стресс).
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса : острая фаза или период дезадаптации, подострая фаза или собственно адаптация, фаза компенсации или период адаптированности.
1. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
2. Собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три - пять месяцев).
3. Фаза компенсации. Темп развития убыстряется, в результате дети преодолевают указанную выше задержку темпов развития. Дети адаптированы.
Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода :
легкая адаптация : к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребёнок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений;
адаптация средней тяжести : поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;
тяжелая адаптация : значительная длительность (от двух до шести месяцев и больше) и тяжесть всех проявлений.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья. От резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость.
Планируемые результаты к концу адаптации у ребенка :
Нормализуется сон, он нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношение к детям может быть, как безразличным, так и заинтересованным.
Интерес к окружающему восстанавливается в течении двух недель при участии взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь.
Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней.