Тамара Ахполова
Пальчиковые речевые игры и игры с палочками
▼ Скачать + Заказать документы
В своей практике я продолжаю применять пальчиковые и речевые игры. Речь у дошкольников формируется, и упражнения для пальчиков и речевые игры на музыкальных занятиях превращаются в увлекательные игры, помогающие укреплять и развивать речевой аппарат, дикцию и артикуляцию голоса, развивают чувство ритма. Речевые игры с использованием звучащих жестов развивают мышечные и тактильные ощущения. В речевых упражнениях восприятие детей происходит через зрение, слух, ощущение. Педагогические принципы идут в ногу с природой ребенка, а не наоборот, когда стих запоминается только на слух, в одной модальности, а зрение и ощущение «спят», бездействуют.
Публикация «Пальчиковые речевые игры и игры с палочками» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дети дошкольники воспринимают информацию в 3 модальностях.
1) Визуальной – вижу, как делает педагог;
2)Аудиалистической – говорю и повторяю за педагогом;
3) Кинестической – делаю вместе с педагогом.
Модели пальчиковых игр можно представить как:
- Пальчиковая «азбука» (1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики играть);
- Пальчиковый аккомпанемент («Пять обзьянок»);
- Пальчиковая «кантилена» («Улитка»);
- Позиционные пальчиковые игры;
- Пальчиковые игры – песни («Паучина»);
- Стилизованный пальчиковый театр ;
- «Танцы рук» («Трик – трак»).
Интересные игровые упражнения с использованием «собственных» музыкальных инструментов и являются важным этапом процесса обучения игре на детских музыкальных инструментах, т. к. они дают ребенку возможность легко усвоить и осмыслить понятие ритма (ритмического рисунка, составляющего обязательный элемент мелодического движения.
В теле человека содержится и заключено все, что необходимо для продуцирования и исполнения музыки. Разнообразие тембров, возникающих при ударе ладонями по его различным частям, вполне соотносимо с ансамблем ударных инструментов. Эти «инструменты» даны человеку самой природой, и их использование отличается уникальностью. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами и др. для каждого из звучащих жестов существуют варианты исполнения.
Ритм – это последовательность звуков различной длительности. Выполнение речевых упражнений : произношение имен, ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, потешек, небольших четверостиший, речевых и пальчиковых игр – позволяет детям хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности и перенести эти навыки в исполнительство на музыкальных инструментах.
Ритмические речевые упражнения – это возможность формирования у детей музыкальных и творческих способностей, которую предлагает система элементарного музицирования австрийского педагога К. Орфа. В качестве «собственных» музыкальных инструментов используются хлопки (всей ладонью, пальцами, горстью, посередине ладони и возле пальцев, шлепки по коленям (правому, левому, одновременно, притопы, удары по полу (всей ступней, пяткой, носком, щелчки пальцами и др.
Все упражнения с детьми я использую следующим образом:
- Хором,
- Соло,
- Чередуя хор и соло,
- С различной динамикой (силой звука,
- С изменяющейся динамикой:
1) ступенчатая динамика без постепенных переходов (внезапно громко и
внезапно тихо);
2) динамика с постепенным переходом постепенно усиливая звучность –
крещендо, или затихая – диминуэндо).
- В различной тесситуре и различном регистре голоса (нормальный голос, фальцет, низкий голос, шепот, носовой голос и т. д.).
- В изменяющихся темпах:
1) смена темпа без постепенного перехода;
2) с постепенным переходом (ускорение, замедление).
- В различных ритмах и метрах (насколько позволяет текст).
- Каноном в два и более голосов (после предыдущей ритмизации).
В играх прием «эхо» дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант. Свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия. Он сам утверждается, верит в свои силы, чувствует радость от своего творения, «есть свои радости в каждом виде творчества» - писал Оноре де Бальзак. Тексты для упражнений подбираются ритмичные и удобные в произношении.
Речевые и пальчиковые игры доставляют детям радость, они играли словами, звуками, тембрами звуков, красками и оттенками речевых интонаций.
Игры с палочками являются подготовительным этапом в музицировании. Ребенок учится правильно держать палочки, ритмичные удары палочками подготавливают ребенка к умению чувствовать метр и ритм музыки.