Наталья Стражева
Пальчиковая игра как способ развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
ПУБЛИКАЦИЯ на тему:
«ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА – КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ»
Подготовила: музыкальный руководитель I категории
Стражева Наталья Александровна.
При появлении ребенка в семье - родители стараются обеспечить его своевременное развитие : интеллектуальное, речевое, эмоциональное. Одним из простейших, популярных и достаточно весомых образовательных моментов, на ранней стадии развития малыша – являются пальчиковые игры с ребенком.
Публикация «Пальчиковая игра как способ развития мелкой моторики» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Пальчиковые игры представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног. Это уникальный способ занять малыша. Движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами, и дети с удовольствием их повторяют. Это не только веселое, но и чрезвычайно полезное занятие для малышей. Они способствуют :
- Овладевание навыками мелкой моторики
- Помогает развитию речи
- Развитию координации движений
- Повышает работоспособность головного мозга
- Подготовке руки к письму
- Расширению словарного запаса
- Помогает развитию психических процессов: вниманию, памяти, мышлению, воображению;
- Снятию эмоционального и умственного напряжения
- Установлению теплого телесного контакта между ребенком и взрослым.
Пальчиковые игры – это универсальная «развивающая игрушка», которая всегда у Вас под рукой. Тематику игр можно придумывать самостоятельно, ориентируясь на интересы ребенка.
Пальчиковая гимнастика - мощный стимул для развития речи. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего уровня развития мелкой моторики рук, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т. д.
Пальчиковые игры известны человеку уже много лет. Задолго до научного подтверждения того, что речь малышу зависит от развития мелкой моторики, наши предки заметили, что поглаживание и массаж пальцев приносят ребенку большую пользу.
«Фонарики»
Вот фонарики горят, всех ребяток веселят! (пальцы растопырены)
Вдруг погасли фонари, (пальцы сжаты в кулак)
Ты скорей домой беги! (руки спрятаны за спину)
«Кошка на ладошке»
Вот кулак, а вот ладошка! (показываем кулак, а затем ладонь)
На ладошку села кошка. (ставим кулак на ладонь)
И пошла, пошла, пошла - (ходим пальчиками по ладони)
Мышку там она нашла! (хлопаем по ладошке)
«Капуста»
Мы капусту рубим, рубим (движения расправленными ладонями вверх-вниз)
Мы капусту трём, трём, (трем кулаками друг о друга)
Мы капусту солим, солим, (пальцы складываем в щепотку, солим)
Мы капусту жмём, жмём, (сжимаем и разжимаем кулаки)
А потом и в рот кладем. Ам! (пальцы складываем в щепотку и подносим ко рту)
«Два ежа»
Шли по лесу два ежа – (хлопают ладошками по коленкам)
Шли спокойно – не спеша.
На спине иголки - (растопыривают пальчики из кулачка)
Длинные и колкие.
Чуть шуршали листьями – (потирают ладошки)
И травкой зубки чистили – (имитируем чистку зубов)
«Ёжик»
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек,
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда. Мне щекотно, да, да, да! (катаем массажный мячик по ладошке)
Уходи, колючий ёж, в тёмный лес, где ты живёшь! (прячем мячик за спиной)
Пальчиковые упражнения (или игры) подразделяются на несколько видов в зависимости от возраста.
Еще наши прабабушки знали, что работа детских пальчиков влияет на развитие интеллекта ребенка, его речи. Вспомним хотя бы потешки про «Сороку-ворону», «Козу рогатую» или «Ладушки» — эти пальчиковые игры, пожалуй, известны каждому.
Упражнения для кистей рук, помогающие научиться расслаблению и напряжению мышц, переключаться с одного положения на другое, развивают подражание. Такие занятия можно проводить примерно с полутора лет, когда ребенок целенаправленно может повторять движения за взрослым и выполнять простые просьбы.
Динамические упражнения учат детей сгибать-разгибать пальчики, координировать точность движений. Такие игры подойдут для младших дошкольников.
Статические игры помогают закрепить уже полученные умения, требуют точности при выполнении. Могут выполняться в среднем и старшем дошкольном возрасте.
Пальчиковые игры с предметами. Выполнение ритмичных движений с использованием различных предметов (карандашей, массажных мячиков, шишек и т. д.) активизируют отделы мозга, которые отвечают за речь.
Значение мелкой моторики для развития речи ребенка и его интеллекта в целом переоценить сложно. Регулярные занятия разными видами пальчиковой гимнастики способствуют не только развитию мелкой моторики, но в целом улучшению координации, памяти, воображения, концентрации внимания. Все это – основа нормального психоэмоционального и речевого развития ребенка, залог его успехов в школе. Не этого ли хочет каждый родитель для своего чада?