голубева альбина
Пальчиковая гимнастика в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковая гимнастика в ДОУ.
Игровые упражнения для \ рук известны с древних времен. Современные мамы и бабушки по-прежнему играют с малышами в «Сороку-белобоку», «Соню-пастушка», «Идёт коза рогатая». Исследования показывают, что регулярные упражнения и массаж пальцев способствуют развитию интеллектуальных способностей, в том числе освоению речи.
Темочки:
Пальчиковая гимнастика в некоторой степени относится к физической культуре, поскольку осуществляется мышечное развитие, развивается координация движений. Однако пальчиковые упражнения — нетрадиционная форма развития ребёнка. Учёные считают, что взрослые используют всего 5–10% потенциала головного мозга. Помимо интеллектуальной деятельности, мозг выполняет защитные функции, способен «спасти» от чрезмерной нагрузки. Мозг работает в режиме экономии и не позволяет исчерпать свои резервы. Держать мозг в тонусе позволяют постоянные тренировки — игры и упражнения для пальчиков, которые помогают развить интеллект, внимание и память, творческие и аналитические способности.
Пальчиковые упражнения выполняют ряд функций:
• способствуют развитию ловкости пальцев (этот фактор будет важен для освоения письма);
• активизируют речевые центры;
• развивают внимание, память, воображение;
• создают позитивную атмосферу в группе, вызывают положительные эмоции.
Кроме того, специалистами-рефлексологами отмечается связь между рецепторами на кистях рук и внутренними органами. Так, точечное воздействие на большой палец активизирует работу головного мозга, указательный палец влияет на функционирование желудка, средний — кишечника и позвоночника, безымянный — печени, мизинец — сердца.
Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоционального перенапряжения. Простые пальчиковые игры используются для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления у дошкольников.
Игровые упражнения для кистей рук известны с древности. Современные мамы и бабушки по-прежнему играют с малышами в фольклорных «Сороку-белобоку», «Соню-пастушка», «Идёт коза рогатая». Исследования показывают, что регулярные упражнения и массаж пальцев способствуют развитию интеллектуальных способностей, в том числе освоению речи.
На осмотре моего полугодовалого сына невролог рекомендовал к обычному массажу добавить упражнения с пестушками и потешками. Поначалу это были поглаживающие и направляющие движения в моё м исполнении с приговорками: «Мальчик-пальчик, мальчик-пальчик, где ты был…» В скором времени сын начал выполнять нужные действия самостоятельно (показать палец, согнуть). А к году произносил некоторые слова в пальчиковых играх.
Игровые движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей
В детском саду пальчиковая гимнастика используется на занятиях физической культурой, музыкой, познавательной деятельностью. Выполнять упражнения пальчиками можно в промежутке между занятиями, на прогулке, во время досуговой деятельности.
Пальчиковая гимнастика в некоторой степени относится к физической культуре, поскольку осуществляется мышечное развитие, развивается координация движений. Однако пальчиковые упражнения — нетрадиционная форма развития ребёнка. Учёные считают, что взрослые используют всего 5–10% потенциала головного мозга. Помимо интеллектуальной деятельности, мозг выполняет защитные функции, способен «спасти» от чрезмерной нагрузки. Мозг работает в режиме экономии и не позволяет исчерпать свои резервы. Держать мозг в тонусе позволяют постоянные тренировки — игры и упражнения для пальчиков, которые помогают развить интеллект, внимание и память, творческие и аналитические способности.
Пальчиковая гимнастика в детском саду проводится регулярно
Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский
Функции пальчиковой гимнастики
Пальчиковые упражнения выполняют ряд функций:
• способствуют развитию ловкости пальцев (этот фактор будет важен для освоения письма);
• активизируют речевые центры;
• развивают внимание, память, воображение;
• создают позитивную атмосферу в группе, вызывают положительные эмоции.
Кроме того, специалистами-рефлексологами отмечается связь между рецепторами на кистях рук и внутренними органами. Так, точечное воздействие на большой палец активизирует работу головного мозга, указательный палец влияет на функционирование желудка, средний — кишечника и позвоночника, безымянный — печени, мизинец — сердца.
Массирование точек на пальцах и ладонях благоприятно сказывается на работе всего организма
Классификация по технике исполнения пальчиковых игр строится на характере воспроизводимых движений:
• Игры и упражнения для кистей рук: ребёнок повторяет движения за взрослым, учится напрягать и расслаблять мускулатуру кистей.
• Пальчиковые упражнения статические: выполнение точных движений пальцами.
В статических упражнениях необходимо точно изобразить «фигуру» при помощи пальцев
• Пальчиковые упражнения динамические: наиболее сложный вид гимнастики, в одном упражнении сочетаются различные движения пальцами.
По характеру сопровождающего материала пальчиковые игры и упражнения делятся на 3 вида:
• Игры со стихотворным сопровождением. Благодаря ритмичному звучанию стихотворные игры быстро запоминаются, дети воспроизводят их самостоятельно. Подвидом считаются игры с песенным сопровождением, их разучивают дошкольники среднего и старшего возраста.
Дети выполняют движения ладонями и пальчиками под стихотворение про ножки
• Игры-манипуляции: в пальчиках ребёнок представляет называемых персонажей (члены семьи, люди разных профессий) или животных.
В игре «Повстречались» пальчики представляются различными зверятами
• Игры-инсценировки, так называемый пальчиковый театр : ребёнок пальчиками изображает сказочных персонажей и разыгрывает знакомый сюжет.
В пальчиковой игре инсценируется часть сказочного сюжета про репку
К нетрадиционным пальчиковым играм и упражнениям относятся комплексы движений, в которых используются различные предметы:
• мячики: су-джок, массажные «ёжики», теннисный мячик;
• бытовые предметы: трёх- и шестигранные карандаши, бельевые прищепки, бусины, пуговицы, шнурки;
• природные материалы: крупы, орехи, камешки, ракушки, шишки;
• бросовый материал: пластиковые крышечки, контейнеры из-под «Киндер-сюрпризов»;
• специальные полотна и досочки: поле для игры в пальчиковый «Твистер», доска с отверстиями для протягивания шнурков, пальчиковые дорожки и др.