Тихомирова Ольга
Пальчиковая гимнастика для дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 «Ромашка» муниципального образования Тимашевский район
ДОШКОЛЬНИКОВ»
(средний и старший дошкольный возраст) (4-7лет)
Методические рекомендации для воспитателей и родителей
О. И. Тихомирова
Воспитатель
МБДОУ д/с №5
Г. Тимашевск 2023г.
Содержание
I.. Введение
Публикация «Пальчиковая гимнастика для дошкольников» размещена в разделах
II.. Основная часть: “Пальчиковая гимнастка для дошкольников ”(средний и старший дошкольный возраст)
1. «Профессии людей, работающих в детском саду».
2. «Многообразие животного мира»
3. «Зима.»
4. «Отличия человека от животных.»
5.«Кто служит в армии.»
6.«Этот пальчик…»
.7. «Как живёшь?»
8.«Огород»
9. «Капуста»
10. «Мы идем в осенний лес»
III.Заключение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Природа – гениальный изобретатель, который не ошибается. Возможно, новорожденный познавать мир ограничен его неспособностью самостоятельно передвигаться. Зато у него есть ручки: их можно засовывать в рот, или можно разглаживать; трогать игрушки. А значит, мудрая природа распорядилась так, что именно руки – это центр развития ребенка, который передает сигналы в мозг, развивая его и стимулируя его деятельность. Связь между рукой и мозгом неимоверно важна. Многие отечественные учёные, физиологи,педагоги (И. П. Павлов, И. М. Сеченов, И. И. Мечников, Л. С. Выгодский, А. Р. Лурия, М. М. Кольцова, Н. И. Жинкин, Е. М. Мастюкова и другие) писали о важности стимулирования мозговой деятельности через ручную деятельность. И. П. Павлов утверждал: «…развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях даёт человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением». Рука изучает окружающий мир, сообщает мозгу «результаты наблюдений» - мозг управляет рукой, используя эту новую информацию; рука выполняет новую команду мозга и в прямом смысле слова нащупывает очередные сведения. Таким образом, именно руки позволяют ребенку «включить» мозг и развивать его. Так что работа пальчиками – это уже школа раннего развития детей. Воздействие на руки ребенка, работа над пальчиковой гимнастикой способствуют стимуляции мозга.
I.Введение
"Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления у детей. Игровые упражнения для кистей рук известны с древности. Современные мамы и бабушки по-прежнему играют с малышами в фольклорных «Сороку-белобоку», «Соню-пастушка», «Идёт коза рогатая». Игра доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулируют активное восприятие речи и порождают самостоятельную речевую деятельность. Для развития речи у детей мы используем в своей работе пальчиковые игры. Любая пальчиковая игра проходит весело, дети могут представить себя в роли маленькой кошки, или весёлого серого зайчика и т. д. Не стоит забывать, что дети фантазеры. Дети свободно принимают все условия театрального действа, легко перевоплощаются. На основе своих собственных, еще небогатых познаний дети с удовольствием вовлекаются в игру.
Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи воспитателя.
«Если мы хотим, чтобы жизнь доставляла радость этого нужно добиваться самим, привнося радость в нашу жизнь»,- писал Герхард Бранстер, автор книги «Все радости мира».
Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно они помогают поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам.
Любые приемы – постукивание подушечками пальцев, растирание, поглаживание оснований пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья – несут ребенку только здоровье.
Упражнения требуют участие обеих рук, что позволяет детям научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».
Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.
Полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывания, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание, постукивание и т. д. Это оказывает сильное воздействие на нервную систему. Слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.
Методическое пособие предназначено педагогам для работы в ДОО и родителям.
II. Основная часть: “Пальчиковая гимнастка для дошкольников” (средний и старший дошкольный возраст)
1. Профессии людей, работающих в детском саду.
Ребята повторяю за воспитателем движения руками.
Повар готовил обед, (Ребром ладони стучат по столу).
А тут отключили свет. (Загибают большой палец на правой руке).
Повар леща берет (Загибают большой палец на левой руке).
И опускает в компот (Загибают указательный палец).
Бросает в котел поленья, (Средний)
В печку кладет варенье. (Безымянный)
Мешает суп кочерыжкой, (Мизинец)
Угли бьет поварешкой. (Разводят руками)
Сахар сыплет в бульон.
И очень довольный он!
2. Многообразие животного мира.
По полянке мишка шел (пальцы одной руки шагают по ладони другой)
И в бочонке мед нашел. (царапающие движения пальцев одной руки по ладони другой)
Лапкой мед он доставал, (надавливание на центр ладони указательным пальцем другой руки)
Язычком его лизал. (круговые движения указательным пальцем по центру ладони другой руки)
Нету меда! (крепко зажать кулаки)
Где же мед? (выпрямить напряженные пальцы)
Ищет мишка — не найдет. (ладони на щеках, качаем головой)
Hyжнo обязательно
Мишке быть внимательным. (указательными пальцами обеих рук стучим по коленям в ритме фразы)
3. Зима.
Принесла мороз. (Пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима, (Трем ладошки друг о друга)
Замерзает нос. (Ладошкой массажируем кончик носа)
Пришла зима, (Трем ладошки друг о друга)
Снег, (Плавные движения ладонями)
Сугробы, (Кулаки стучат по коленям попеременно)
Гололед. (Ладони скользят по коленям разнонаправлено)
Все на улицу — вперед! (Одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)
Теплые штаны наденем, (Ладонями проводим по ногам)
Шапку, шубу, валенки. (Ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)
Руки в варежках согреем (Круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)
И завяжем шарфики. (Ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи)
Зимний месяц называй! (Ладони стучат по коленям)
Декабрь, Январь, Февраль. (Кулак, ребро, ладонь)
4. Отличия человека от животных.
Раз, два, три, четыре, пять –(Сжимаем и разжимаем кулачки)
Пошли пальчики гулять, (Шевелим ими)
Этот пальчик рыл песок, (Загибаем пальчики, начиная с большого)
Этот делал пирожок,
Этот с горки катался,
Этот в траве валялся,
Этот умницей был –
Хорошо говорил.
5. Кто служит в армии.
Пальцы эти - все бойцы, удалые молодцы. (Растопырить пальцы, потом сжать их в кулак)
Два больших и крепких малых и солдат в боях бывалых. (Приподнять два больших пальца, другие крепко прижать к столу.)
Два гвардейца-храбреца! (Приподнять указ. пальцы, другие крепко прижать к столу.)
Два сметливых молодца! (Приподнять ср. пальцы, другие крепко прижать к столу.)
Два героя безударных, но в работе очень рьяных! (Приподнять без. пальцы, другие крепко прижать к столу.)
Два мизинца-коротышки - очень славные мальчишки! (Приподнять мизинцы, хлопнуть ладонями по столу).
6. «Этот пальчик…»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Загните большой палец.
Загните указательный палец.
Загните средний палец.
Загните безымянный палец.
Загните мизинец.
Вращайте кисть, разведя пальцы в стороны…
7. Как живёшь?
- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)
8. «Огород».
Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца.
Вырос у нас чеснок,- (указательный)
Перец, томат, кабачок,- (средний)
Тыква, капуста, картошка –(безымянный)
Лук и немножко горошка. –(мизинец)
Овощи мы собирали, -(мизинец)
Ими друзей угощали, -(безымянный)
Квасили, ели, солили,- (средний)
С дачи домой увозили. –(указательный)
Прощай же на год, -(большой палец левой руки)
Наш друг – огород!- (большой палец правой руки)
9. Капуста.
Мы капусту рубим, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)
Мы морковку трем, (Трут ладони друг об друга.)
Мы капусту солим, (Указательный и средний палец трутся о большой.)
Мы капусту жмем. (Хватательные движения обеими руками.)
Мы капусту нарубили, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)
Перетерли, (Трут ладони друг об друга.)
Посолили, (Указательный и средний палец трутся о большой.)
И набили плотно в кадку (Удары обеими руками по столу.)
Все теперь у нас в порядке. (Отряхивают руками.)
10. Мы идем в осенний лес. (И. Михеева)
Мы идем в осенний лес. – (маршируем на месте)
А в лесу полно чудес! – (разводим руки в стороны, «удивляемся»)
Дождь вчера в лесу прошел – (потряхиваем ладонями обеих рук)
Это очень хорошо. – (хлопаем в ладоши)
Будем мы грибы искать – (приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону)
И в корзинку собирать. –(сводят руки перед собой в «корзинку»)
Вот сидят маслята, - (загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка)
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. – (делают манящие движения руками)
«Подосиновик, груздок, - (грозят указательным пальцем правой руки)
Полезайте в кузовок! – (присесть, обнять себя руками)
Ну, а ты, мухомор, - (встаем, разводим руками в стороны)
Украшай осенний бор!
III. Заключение
Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.
Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Помните, что такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики вашего ребенка, но и укрепляют защитные силы организма и иммунитет, активно воздействуя на акупунктурные точки.