Мария
Оздоровительные комплексы для детей старшей и подготовительной к школе групп
▼ Скачать + Заказать документы
Оздоровительные комплексы для детей
старшей и подготовительной к школе групп
(практические рекомендации для оздоровления детей дошкольного возраст
а [/b]Комплексы разработаны творческой группой «Будь Здоров», руководитель группы инструктор по физической культуре Ермишина М. В. Комплексы систематизированы и подобранны от простого к сложному. В них включены упражнения на дыхание, на межполушарное взаимодействие, также комплексы массажа и самомассажа. Которые способствуют гармоничному развитию ребенка, благоприятно воздействуют на всю систему детского организма.
Публикация «Оздоровительные комплексы для детей старшей и подготовительной к школе групп» размещена в разделах
Сентябрь
1. Дыхательная гимнастика «Собака и слоник»
Сначала дышим носом, как слоники. А потом высунуть язык наружу и дышать часто-часто, как это делают собаки, когда им жарко.
2. Самомассаж " Неболейка"
Чтобы горло не болело- мы его погладим смело (поглаживаем ладонями по шеи сверху вниз)
Чтоб не кашлять не чихать- будет носик растирать (указательными пальцами растираем крылья носа)
Лоб- тоже разотрем ладонь поставим козырьком (ребром ладони растираем лоб)
Вилку пальчиками сделай- ушки ты погладь умело (указательными и средними пальцами сделать " вилку" и растираем ушки между пальцами)
Знаем, знаем- да, да, да- нам простуда не страшна (потираем ладошки друг о друга)
3. Упражнение на межполушарное взаимодействие
Октябрь
1. Дыхательная гимнастика «Чудо-нос»
После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. Воспитатель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.
2. Упражнение «Паук» (самомассаж кистей рук)
Диво дивное – паук, восемь ног и
восемь рук.
Если надо наутёк, выручают
восемь ног.
Сеть плести за кругом круг выручают восемь рук.
Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев другой руки – пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки у паука.
3. Упражнение на межполушарное взаимодействие
«Перекрестные шаги»
И. П. Ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Сгибаем правую ногу в колене, а левым локтем достаем до колена, ладонь сжимаем в кулак. Тоже выполняем движение с другой ногой и рукой. Повторяем 8-10 раз
Сделайте 6 пар перекрёстных движений, маршируя на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот.
Ноябрь
1. Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»
И. п. : сидя или лежа, ребенок кладет руки на живот.
Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик.
Задерживает дыхание на 1-2 секунды. Делает медленный выдох, живот сдувается.
Задерживает дыхание на 1-2 секунды.
Выполняется 3 раза подряд.
2. Самомассаж ног «Божьи коровки»
Дети выполняют массаж ног
Божьи коровки, папа идет, Сидя, поглаживать ноги сверху донизу
Следом за папой мама идет, Разминать ноги
За мамой следом детишки идут, Похлопывать ладошками
Вслед за ними малышки бредут Поколачивать кулачками
Юбочки с точками черненькими. Постукивать пальцами
На солнышко они похожи, Поднять руки вверх и скрестить кисти,
Встречают дружно новый день. широко раздвинув пальцы
А если будет жарко им, Поглаживать ноги ладонями и спрятать
То спрячутся все вместе в тень. руки за спину.
3. Упражнение на межполушарное взаимодействие
На первых занятиях делаем без хлопка.
Декабрь
1. Дыхательная гимнастика
"Дыхание носом"
Упражнение заключается в том, что дети дышат только одной ноздрей. При этом важно правильно располагать пальцы рук: правая ноздря закрывается правым большим пальцем, левая - мизинцем левой руки. Остальные пальцы всегда направлены вверх. Важно глубоко и неторопливо дышать.
2. Массаж лица для профилактики простудных заболеваний
«Белый мельник»
Белый-белый мельник Провести пальцами по лбу от середины
Сел на облака. к вискам.
Из мешка посыпалась Легко постучать пальцами по вискам
Белая мука.
Радуются дети, Сжав руки в кулаки, возвышениями
Лепят колобки. больших пальцев быстро растереть
крылья носа.
Заплясали санки, Раздвинув указательный и средний
Лыжи и коньки. пальцы «вилкой», массировать точки
перед ушными раковинами и за ними.
3. Упражнение на межполушарное взаимодействие
«Носочки – ладошки»
И. П. сидя на полу, ноги прямые, спина опирается на стену (можно на полу с ровной спиной или на стульчике, руки согнуты в локтях, раскрытые ладони на уровне плеч перпендикулярно полу.
Движения кисть – носочек одноименные и разноименные.
Январь
1. Дыхательная гимнастика «Карандаши-спортсмены»
Цель: развитие сильного плавного выдоха.
Описание: Положить на столе два карандаша разного цвета. Обозначить линию старта, на которой находятся карандаши, и финиш, куда должны «прибежать» карандаши в процессе марафона. Дуя на карандаш по очереди с другим игроком, передвигать их по направлению к финишной линии.
2. Самомассаж рефлекторных зон ног «Наши ножки»
1. Сжать кончик большого пальца, затем подушечку большого пальца. Если заметите болезненную точку. Разотрите ее до исчезновения боли.
2. Плотно захватить большим и указательным пальцами ахиллово сухожилие, сдавить его, отпустить. Повторить по 3 раза на каждой ноге.
3. Быстро потереть вверх ступни пяткой другой ноги.
(Этот массаж помогает освободиться от накопившейся усталости и включить основные системы организма)
3. Упражнение на межполушарное взаимодействие
«Велосипед». Упражнение выполняется в парах. Исходное положение: встать напротив друг друга, коснуться ладонями ладоней партнера. Совершать движения, аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением. 8 движений + пауза. Выполняется 3 раза
Февраль
1. Дыхательная гимнастика «Ныряльщики за жемчугом»
Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание.
Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом задерживает дыхание и приседает до желания сделать выдох.
2. Самомассаж «Часовой»
Дети выполняют массаж ушей
На дальней границе Загнуть руками уши вперед
И в холод, и в зной,
В зеленой фуражке
Стоит часовой.
На дальней границе Потянуть руками мочки ушей в стороны,
И ночью, и днем вверх, вниз, опустить.
Он зорко, он зорко
Следит за врагом.
И если лазутчик Указательным пальцем помассировать
Захочет пройти, слуховые отвороты.
Его остановит
Солдат на пути!
3. Упражнение на межполушарное взаимодействие «Капитан»
Левой ладонью держим «козырёк» над бровями, правой рукой показываем жесть «класс» (ладонь в кулак, большой палец вверх) рука согнута в локте. Одновременно меняя положение рук. Дальше можно предложить усложнение с хлопком
Март
1. Дыхательное упражнение «Медведь в берлоге»
Ребенок, лежа или сидя (ноги и руки вытянуты вдоль тела, делает ряд вдохов носом и громких выдохов ртом под прохлопывание счета: «Вдох (3хлопка, держим (2 хлопка, выдох (4 хлопка, держим (2 хлопка)». Упражнение выполняется 3-4 раза.
Можно предложить ребенку самостоятельно отстукивать ритм ладонями об пол. В таком случае необходимо следить за тем, чтобы он не ускорял и не замедлял темп. Также обращайте внимание на то, чтобы тело ребенка было расслабленным.
2. Самомассаж (Массаж спины)
Дети, сидя в кругу, распределяются по парам и делают друг другу массаж. Правила:
— массаж делаем двумя руками;
— по всей поверхности спины;
— делаем аккуратно, старательно, чтобы было приятно и не больно вашему
партнеру.
Схема массажа:
1. «Ярко светит солнышко».
Мягкие поглаживающие движения всей ладошкой (пальцы не соприкасаются друг с другом).
2. «Прилетел легкий ветерок».
Зигзагообразные движения кистью,
3. «Налетел сильный ветер — ураган».
Резкие, прерывистые, хаотичные движения пальцами и всей кистью.
4. «Пошел мелкий дождик».
Хаотично перебираем всеми пальчиками.
5. «Посыпал град».
Фиксированные, стучащие, более «тяжелые» движения пальцами.
6. «Полетели снежинки».
Отдельно зафиксировать, положить всей пятерней каждую «снежинку» на спину.
7. «Выпало так много снега, что пришлось вызывать снегоуборочную машину».
Сгибаем пальцы так, чтобы получились «ковшики». Проводим ими по спине: вверх-вниз, вверх-вниз. «Убираем снег».
8. «Снова выглянуло солнышко».
Мягкие поглаживающие движения всей ладошкой (пальцы не соприкасаются друг с другом).
9. «Снег растаял, и потекли ручейки».
Указательным пальцем проводим зигзагообразные движения.
10. «Появились первые цветы — подснежники».
Собираем пальчики в «бутончики» и производим вкручивающие движе-ния.
11. «Поползли муравьи».
Перебираем средним и указательным пальцами.
12. «Появились гусеницы».
Указательным пальцем проводим зигзагообразные движения.
13. «Выползли ёжики».
Руки в «открытом замке» — массируем спинку перекатывающимися дви-жениями.
14. «Пошел нежный весенний дождик»
Хаотично перебираем всеми пальчиками
15. «Выглянуло солнышко».
Мягкие поглаживающие движения всей ладошкой (пальцы не соприкасаются друг с другом).
3. Упражнение на межполушарное взаимодействие «Лезгинка» Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой руки. Смена позиций происходит 6-8 раз.
Усложнение: увеличиваем скорость.
Апрель
1. Дыхательная гимнастика «Аист»
Стоять прямо, сделать вдох, поднять руки в стороны, одну ногу согнув в колене вынести вперед и зафиксировать положение на несколько секунд, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки. Можно тихо произнести «Ш»(6-8 раз)
2. Самомассаж «Наши ушки»
1. Загибание вперед ушных раковин: быстро загнуть вперед всеми пальцами, прижать, резко отпустить; потянуть руками мочки ушей в стороны, вверх, вниз, отпустить (4 раза);
Указательным пальцем освободить слуховые отвороты от «воды».
(Способствует улучшению самочувствия всего организма)
2. Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз. (Полезно при закаливании горла и полости рта)
3. Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавливать. Поворачивать его во все стороны в течение 20-30 секунд. (Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии)
4. Растирание ушей ладонями.
3. Упражнение на межполушарное взаимодействие
Май
1. Дыхательная гимнастика
«Облако дыхания» Исходное положение – стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники.
2. Массаж спины «Буду делать я салат»
Дети встают друг за другом, либо разбиваются на пары. Выполняют массаж друг другу похлопывая кулачками и ребром ладони по спине.
Буду делать я салат,
Накрошу в большую миску
Огурцы, порей, шпинат,
Помидоры и редиску.
Мелко порублю укроп,
И заправлю все сметаной.
Витаминами я впрок
Запасаться не устану
3. Упражнение на межполушарное взаимодействие
«Крючки».
Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом. Попеременно и попарно сцеплять пальцы на руках.
Речевое сопровождение:
Давайте, люди.
Дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как ветер с лугом,
Как парус с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце,
Со всеми нами.
Дополнительные упражнения.
Маятник
Сесть по-турецки руки на затылке; спокойно вдохнуть носом (пауза 3 сек, наклониться вперед- выдох, возвратиться в исходное положение- вдох. Повторить 3-4 раза
Пилка дров
Встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя - вдох, руки от себя – выдох.