Каверина Валентина
Патологии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Отражение представления патологии речи в различных культурах.
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируется высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является общением и в связи с этим представлением собой по себе не только единицу речи, но единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития личности возникает сложное, качественное новое единство - речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Публикация «Патологии речи дошкольников» размещена в разделах
Нарушение речи в той или иной степени, ограниченость общения будут отрицательно влиять на формирование личности, вызывать психические наслоения, специфические особенности эммоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивость, нерешительность., все это отрицательно сказывается на овладение грамотой.
РЕЧЬ — это процесс общения. Она возникает и развивается под влиянием потребности в общении и служит целям общественного объединения людей.
ПАТОЛО ГИЯ РЕ ЧИ — нарушения речи различного происхождения. Наиболее изученными являются формы патологии речи, связанные с физическими нарушениями речевых отделов мозга — афазия. Обычно под афазией понимается патология речи, связанная с нарушением деятельности левого полушария головного мозга, несущего основные функции, связанные с языком и речью.
Причина нарушений речи – воздействие на организм внешнего или внутреннего фактора или их взаимодействие, которые определяют специфику речевого расстройства, и без которых последнее не может возникнуть.
Причинами возникновения нарушений речи могут быть:
I. Врождённые (травмы, полученные во внутриутробном периоде: травмы коры головного мозга, проводящих путей, периферических отделов ЦНС; токсикоз матери, злоупотребление матерью алкоголем и наркотиками, сильные стрессовые и травмирующие ситуации). Могут возникнуть следующие нарушения:
• органические приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (алалия, афазия, дизартрия, анартрия, заикание).
• функциональные препятствуют нормальной работе речевого аппарата (ринолалия, нарушение голоса, дислалия).
Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца беременности. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, и в частности речевых зон коры головного мозга.
II. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии. По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба (расщелины нёба, а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание. Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя.
III. Неблагоприятные роды и их последствия. Родовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга. Причины их могут быть разными: узкий таз матери, наложение щипцов на голову малышу (это делают, чтобы помочь ему появиться на свет).
IV. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.
• Травмы и ушибы головного мозга. В тяжелых случаях приводят к внутричерепным кровоизлияниям, в результате речь ребенка ухудшается, он может даже перестать говорить.
• Травмы лицевого скелета (повреждения нёба, выпадение зубов) мешают ребенку научиться правильно, произносить звуки и слова.
Причинами возникновения нарушений речи могут быть врождённые пороки развития лица:
1) расщелина верхней губы – (заячья губа) щель в мягких тканях верхней губы.
2) расщелина нёба – (волчья пасть) расщелина в мягком и твёрдом нёбе.
3) двойная губа – складка слизистой оболочки, располагающаяся параллельно верхней губе, напоминает дополнительную губу.
4) макростомия, микростомия – чрезмерно увеличенная, уменьшенная ротовая щель.
5) прогнатия – выступление верхней челюсти (выпирает челюсть, зубы).
6) макроглоссия – увеличение языка с выраженной складчатой слизистой оболочкой.
7) пороки зубов – аномалия количества, размеров, форм, положения зубов.
8) добавочный язык – у корня языка добавочный слизисто – мышечный выступ.
9) дислалия – нарушение звукопроизношения, при сохранной иннервации речевого аппарата.
10) ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
11) дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, речь становится вялой, непонятной, смазанной.
12) заикание – нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
13) алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.
14) афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
15) анартрия – отсутствие речи.
Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушают речевое развитие ребенка.
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируется высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
У многих детей дошкольного и школьного возраста наблюдается хрипость голоса. Причина - неправильное использование голоса в речи и пении. Учителя, которые сами говорят повышено громким и высоким голосом и побуждают этим примером так же отвечать учащихся, вместо того, чтобы воспитывать у них ясную и выразительную, но спокойную речь, дают первый толчок к нарушению голоса. У детей необходимо устранять недостатки осанки, которые приводят к напряженным состоянием дыхательной и голосовой мускулатуры.
Причиной неправильного использования голоса может быть также чтение или пение хором при неправильном руководстве. Вследствие ограниченного индивидуального акустического контроля дети стараются перекричать друг друга. Правильное пение имеет большое значение для воспитания и развития голоса к речи. Пение развивает эстетические чувства и коллективные связи. Пение полезно для здоровья: дыхание становится интенсивным, укрепляется дыхательная мускулатура, поддерживается деятельность сердца и обмен веществ. Характер голосоведения и его оценка важны для коммуникативных отношений, так как по выразительности голоса можно судить о психическом состоянии человека.
Воспитанием речи культуре необходимо заниматься в младшем детском возрасте, когда развиваются основные черты характера ребенка, способствующие формированию его личности. Чем лучше и отчетливее говорить с ребенком, тем точнее он производит звуки родной речи. Важно следить за тем, чтобы дома ребенок выполнял посильную работу по самообслуживанию. Развивать культурно-мыслительные навыки, это как завязывать бант, застегивать пуговицы и т. д. Многие игры служат для формирования ручных навыков.
Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учат ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивая умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи ребенка. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности способствует формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки, если не просто их отгадывать, а доказать, что догадка правильна, обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова и развивают умение доказывать!
Уметь доказывать - это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее точную словесную форму. Речь - доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции.