Елена Васильева
Открытый показ совместной деятельности «Презентация мини-музея «Народный костюм» в рамках эстафеты «Мы приглашаем в наш музей»
▼ Скачать +Заказ
Провели и подготовили педагоги:
Васильева Е. В. Наследникова. Г. Е
21.11.2014 г.
Г. Москва
Конспект (сценарий) досуга:
«Народные костюмы и предметы быта».
Цель:
Познакомить старших дошкольников с музеем «народного костюма и предметов быта»
Познакомить детей с костюмами разных национальностей;
Воспитывать у детей любовь к родному краю; интерес к традициям и обрядам разных народов;
Публикация «Открытый показ совместной деятельности „Презентация мини-музея „Народный костюм“ в рамках эстафеты „Мы приглашаем в наш музей“» размещена в разделах
- Веселые старты. Сценарии эстафет
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Темочки
Развивать эстетический вкус;
Привлечь родителей к участию в досуге с целью сотрудничества д/с.
Предварительная работа:
Беседа с детьми (своей группы) о предстоящем досуге, о показе костюмов и предметах быта;
Подбор костюмов для показа дошкольникам (старший возраст)
Ход досуга:
(Под муз. Сопровождение выходит воспитатель в русском народном костюме)
- Добрый день дорогие гости. Мы рады видеть вас в нашем зале. Сегодня мы поговорим о народном костюме, о музее «Народного костюма и предметов быта».
_Костюм –это плод коллективного труда многих поколений народных умельцев. В народном костюме слилось воедино два начала- функциональное и эстетическое.
Человек, изготавливая необходимые ему вещи в быту, исходил не только из соображений удобства. Чутко реагируя на красоту, он старался окружать себя ею. Поэтому и одежда, созданная мастерицами, грела не только тело, но и душу.
В народной среде всегда бытовало серьезное отношение к обрядам, ритуалам. Они сопутствовали рождению человека, его уходу из жизни. Огромное значение имела и свадьба.
Какова судьба народного костюма в наше время? Не только в городе, но и в деревне люди носят одежду, соответствующую современной моде. Но национальный костюм, выдающийся памятник материальной культуры, доставшейся в наследство от предков, продолжает жить.
- А сейчас я познакомлю вас с музеем «Народного костюма и предметов быта».
В музее выставлены фарфоровые куклы ручной работы в оригинальных достоверно воссозданных нарядах.
-костюмы созданы из качественных материалов, передающих особенности фактуры, тканей и орнаментов описываемой местности;
-все элементы костюма воспроизведены по эскизам специалистов по народному костюму;
-все куклы изготовлены вручную;
Куклы в музее выставлены в специальных коробках т. к. играть ими нельзя, потому что изготовлены из фарфора, а это хрупкий материал, уронив, можно разбить куклу.
К каждой кукле прилагается брошюрка, в которой описаны:
-история и культура места;
-что здесь носили и во что играли;
-подробный разбор костюма данной куклы.
Далее хочу представить вашему вниманию несколько головных уборов, а помогут мне детей средней группы.
Мы продемонстрируем вам тюбетейки.
Тюбетейка- это головной убор мужчин и незамужних девушек в виде шапочки.
Тюбетейка, как и другие головные уборы, является необходимой частью любого костюма т. к. у некоторых народов запрещается выходить с непокрытой головой. Существует множество тюбетеек. В средней Азии самыми распространенными считаются «дуппи».
Это узбекская мужская тюбетейка.
Она выглядит строго и скромно, и характеризуется орнаментом в виде белых стручков перца, вытканных на черном фоне (перец у этих народов оберег от сглаза). Снизу тюбетейку обрамляет шелкова вышивка светлыми нитями. Тюбетейка четырехугольной формы, может легко складываться. 4 угла символизируют основные периоды жизни: детство, юность, зрелость и старость.
Мужская татарская тюбетейка. Татарские мужчины, согласно их законам брили голову и прикрывали ее тюбетейкой. Она из плотной ткани, простегана в несколько слоев и украшена разноцветным орнаментом.
Узбекская тюбетейка- женская, праздничная. Она круглой формы, расшита шелковой нитью и украшена разноцветным узором геометрической формы, сбоку пришита кисть из золотой нити, которая называется «канителью».
-Далее хочу представить вашему вниманию, необходимый предмет, используемый в быту как в старину, так и в настоящее время. Это рушники.
Рушник _ является символом связи человека с его родом.
Рушники обычно шили из самотканной льняной ткани, и вышивали. Такие рушники появились еще с начала прошлого века. Вышивка является одним из древнейших видов народного худож. творчества. Вышивать учили еще с детства. В вышивке передавали красоту природы.
Это могли быть квадраты, круги, ромбы или изображение животных, птиц, растений, цветов.
_А сейчас мы представим вашему вниманию несколько костюмов разных губерний. Данные костюмы являются как повседневными, так и праздничными.
(под муз. Выходит воспитатель в русском народном костюме).
Костюм Пензенской губернии.
1. Платок традиционно завязывали узлом под подбородком.
2. Одежда девушек и молодых женщин выделялась ярко-красным цветом рубахи, т. к. этот цвет связывали с продолжением рода.
3. Кумашник-традиционно русский сарафан. Косоклинный покрой обеспечивал необыкновенно красивый летящий силуэт. Такой сарафан назывался кубовым, благодаря сочной темно-синей расцветке основного ситцевого поля, по которому рассыпаны мелкие цветы. Низ украшен лентами.
(Костюм продемонстрировала воспитатель группы-Наследникова Генриетта Ефимовна)
Костюм летний Новгородской губернии.
- В Новгородской губернии одним из самых распространенных женских головных уборов был кокошник в форме цилиндра с плоским дном. Обшивали его шелковой тканью, украшали золотыми и серебряными нитями. Сзади пришивали большой бант из атласных лент.
- Для пошива праздничных сенокосных и жатвенных рубах использовали однотонную ткань. У рубахи был укороченный рукав, у ворота ткань закладывали в мелкую складку.
-Передник изготавливали из домотканой ткани. Нашивали атласные ленты, а нижний край украшали кружевом.
-Юбку шили из домотканой или фабричной ткани, обычно черного, синего или коричневого цвета. Праздничный вариант снизу украшали нашивками из тесьмы, ткани или атласными лентами.
(Костюм продемонстрировала воспитатель группы-Васильева Елена Вячеславовна)
Летний костюм Ярославской губернии.
1. Остро-вехний кокошник, расшитый золотой тесьмой.
2. Чисто белая рубаха.
3. Душегрея из красного узорного шелка, обшита атласными лентами, на бретелях.
4. Косоклинный сарафан из ткани с набивным рисунком.
(Костюм продемонстрировала мама воспитанника группы- Ипполитова Татьяна Николаевна)
Зимний костюм Московской губернии
-На голову повязывали платок из тончайшей шерстяной пряжи с набивным рисунком.
-Верхняя одежда представляла по крою отрезную в поясе «распашонку». У полушубка стоячий воротник и прямые длинные рукава. Шубы носили в основном из овчины, покрытые тканью; лишь по праздникам женщины надевали шубы из заячьего меха.
-Расцветка юбки обычно была однотонная, но на праздник надевали юбки с набивным рисунком, низ юбки расшивали лентами или нарядной тесьмой с кружевом.
(Костюм продемонстрировала мама воспитанницы группы-Козлова Ольга Михайловна)
Зимний костюм Архангельской губернии.
На голове в ряде уездов, надевался кокошник, по виду напоминавший шапочку на твердой основе. Кокошник состоял из трех частей: очелья, задника, и донца. Очелье украшали золотым или серебряным шитьем, а низ бахромой или кружевом.
Шали были достаточно теплыми и нарядными. Их часто украшали тесьмой, цветами. Шаль плотно прилегала к голове, а у шеи крепилась булавкой.
Тулуп считался разновидностью зимней одежды. В данном случае тулуп укороченный. Он предназначен для холодной погоды. Имеет как правило однотонную расцветку.
В гардеробе более богатых крестьянок появились сарафаны из шерсти и шелка:»Штофники» и «Атласники». Это прямые сарафаны, напоминали юбку на узких лямках. Подол украшали кружевом, тесьмой или лентой.
(Костюм продемонстрировала мама воспитанника группы- Шарыгина Полина Владимировна)
Свадебный костюм Псковской губернии.
-На голову невест надевали однорогий конусообразный головной убор- шишак, окаймленный по очелью жемчужными украшениями, по форме напоминавшие шишки.
-Сверху кокошник невесты обязательно покрывали большим платком, в тон сарафана. Он закрывал голову и спину.
-Рубаха из тонкого холста с ажурным кружевом на вороте.
-Сарафан на свадьбу надевали распашной. Передняя часть и подол расшивались узорными лентами, сотканными из серебряных нитей.
(Костюм продемонстрировала мама воспитанницы- Илясова Анна Сергеевна)
Городской свадебный костюм Санкт-Петербургской губернии.
=В городах богатая невеста могла позволить себе не надевать свадебный головной убор и оставить голову не покрытой. Иногда в волосы вплетались цветы, но предпочтение отдавалось гладко убранным волосам.
-На платье накидывался платок или шаль, которые защищали невесту не только от непогоды, но и были ее оберегом. На улице во время венчания в церкви шаль накидывали на голову, превращая в фату.
-Платье по крою, как правило было прямым или чуть расклешенным, длинным, перехваченным на талии тонким поясом. Популярным считался строгий воротник-стойка. На груди ажурные рюши.
-Платье шили из дорогой ткани, часто это были атлас, парча или кружево, неизменным оставался цвет, он был белым. Рукава платья оторачивались рюшами.
(Костюм продемонстрировала помощник воспитателя группы- Борискина Марина Владимировна)
***
***
Парный танец под русскую-народную мелодию "Светит месяц"(Исполняют воспитанники группы)
Спасибо за внимание.