Любовь Кузнецова
Открытое занятие в подготовительной группе «Посиделки в русской избе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать знакомить с жилищем наших предков.
Обобщить и систематизировать занятия с детьми об экспонатах народного быта : печь, чугун, горшки, ухват, ложки деревянные, лапти, самовар, колыбелька, сундук, прялка, веретено.
Вызвать интерес и эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые детьми сказки.
Развивать интерес к загадкам, поговоркам, пословицам, хороводам, колыбельным песням.
Упражнять в связной речи, точном использовании слов, полном ответе.
Воспитывать в ребенке личность, знающую и любящую свою Родину, через освоение народной культуры.
Задачи:
Публикация «Открытое занятие в подготовительной группе „Посиделки в русской избе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Посиделки
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2013
1. Закрепить представления детей об обычаях, традициях русского народа.
2. Развивать коммуникативные, социальные навыки, творческие способности.
3. Приобщать к общечеловеческим нравственным ценностям.
Образовательные области:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Здоровье».
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в необычное путешествие. Хотели бы попасть в то время, когда нас с вами еще не было, а жили наши прабабушки, прадедушки, т. е. наши предки?
(На экране слайд с изображением русского быта)
- А чтобы попасть в то далекое время, ребята, попробуйте отгадать загадки :
1. Бабушка седа- бела,
Зимой всем мила.
А как лето наступает,
Про бабушку забывают.
2. Попало наше тесто
В горячее место
Попало – не пропало,
Румяною булкой стало. (заставка русского быта)
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, дети, вы догадались, у меня есть зеркальце, которое поможет нам оказаться в прошлом, когда жили наши предки, лишь только мы произнесем волшебные слова:
«Свет мой зеркальце скажи,
Да всю правду расскажи,
Как жилось- былось всем людям
В пошлом веке покажи…»
(музыкальное сопровождение)
Воспитатель: Вот мы и оказались в русской избе. Печь – душа русского дома. Она и поилица, и кормилица, и телосогревательница. Русский народ так любил печь, что наделил ее волшебными свойствами в сказках и былинах.
- Вспомните сказки в которых говорится про чудесные печки.
(просмотр отрывков из мультфильмов и ответы детей)
Воспитатель: - Дети, а кто уже видел печь? Где она находится? Для чего нужна была печь в доме? (ответы детей)
Да, русская печь – удивительное изобретение, каких только профессий она не знает! Главная из них – давать людям тепло, ведь в 30 градусный мороз не был редкостью на Руси. Печь, занимавшая почти пол- избы, несколько часов протапливалась, но нагревшись, держала тепло и обогревала помещение в течении целых суток.
(играет музыка, появляется Аринушка)
Аринушка: Принесла я дров вязанку В доме наведу порядок
Разложу огонь в печи Подмету я чисто пол
Приготовила я тесто Приготовила я завтрак
И поставлю калачи. И накрою быстро стол.
(кланяется печке и говорит)
Ой ты, печка – сударыня,
Помоги нам, барыня:
Ты свари, напеки,
Обогрей, освети,
Помой и спаси,
В дом богатство принеси!
Воспитатель: Обратите внимание, ребята, как в старину обращались к печке с уважением, одушевляли ее, вспомните, как в загадках я ее называла?
(ответы детей)
Арина: В печи готовили пищу: пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, тушили мясо, рыбу, овощи. И все получалось удивительно вкусно, питательно. Кроме того в печи сушили грибы, ягоды, рыбу. На печи, самом теплом местечке в избе, обычно спали старики и дети.
Воспитатель: А еще холодными вечерами собиралась молодежь, вместе пели, танцевали. – А теперь красны девицы выходите, да свой танец покажите.
Не только танцева, играли, да упражнялись в красноречии. Ну- ка кто из вас скороговорки говорить горазд?
Слушайте, запоминайте, да складно повторяйте:
1. На гармошке громко заиграл Еремка.
2. Прохор и Пахом ехали верхом.
3. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
- И действительно, хочешь есть калачи – не сиди на печи. А печи стояли в середине избы, избы были деревянные. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.
(слайд с изображением рус избы)
Ребенок: Сложить хорошую печь в старину – дело не простое. Лишь специалист – печник брался за эту работу. Сначала прямо на земле он устанавливал опечье – небольшой деревянный сруб, служивший фундаментом печи. На него мастер- печник настилал доски и выкладывал на них днище печи – под, ровный, без наклона, иначе выпекаемый хлеб получался кособоким. Над полом из камня и глины сооружал свод печи.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, ребята, здесь вы видите предметы старины быта наших бабушек и дедушек (показывает ухват, кто знает как этот предмет называется? А как вы думаете, почему он так называется? (Ухваты- это рогатые полукруглые приспособления для того, чтобы ставить горшки в печку). А вот и горшок горячий, в нем варили щи, кашу, тушили и парили. Посмотрим дальше (показывает прялку, самовар, салфетки и т. д.) Сколько труда вкладывали люди в то, чтобы создать такую красоту!
В нашем музее еще пока не столь много старинных вещей, давайте посмотрим на экране традиции народных умельцев.
- Пока детвора забавлялась, а взрослые работали, женщины пекли хлеб, пряли, ткали, вышивали, вязали, шили. Мужчины работали в поле : сеяли хлеб, косили траву, заготавливали сено для домашних животных на зиму. А еще мастерили игрушки, детские колыбельки, посуду.
- Как выдумаете, из чего (из каких материалов) мастера в старину делали эти предметы? (из лыка, глины, дерева, льна, пакли).
Русские люди никогда не боялись труда и всегда работали с радостью :
- Что- то мы засиделись, а давайте- ка поиграем!
Хороводная игра «Клубочек».
Уж я улком шла, переулком шла,
Клубок ниточек нашла.
Клубок катится, нитка тянется.
Клубок доли- доли- доли,
Нитка дали- дали- дали.
/Напев повторяется до тех пор, пока «клубок» из участников игры не закрутиться. А потом на этих же словах участники игры раскручиваются. Когда клубок раскрутился, все поднимают сцепленные руки вверх и хором произносят: «я за ниточку бралась, тонка нитка порвалась!» /руки опускаются и расцепляются//
- Особенно хорошо в избе зимой, за окном мороз да вьюга, а в избе тепло и радостно. Прижмутся дети к теплой печке и рассказывают друг другу шутки да прибаутки.
- А сейчас не зевайте, в добавлялки поиграйте.
1. Кашу маслом- (не испортишь).
2. Слышал звон - (да не знаешь где он).
3. Поспешишь - (людей насмешишь).
4. Попей чайку - (забудь тоску).
5. Делу время- (потехе час) .
Воспитатель: Ребята, мы тоже не любим сидеть без дела и на память о нашем путешествии сделаем веселый коллаж про печку.
(дети выполняют работу)
Я уверена, что когда вы подрастете, то будете с глубоким уважением относиться к любой, даже самой маленькой частичке нашей культуры.
У нас есть волшебное зеркальце, которое вернет нас с вами из путешествия обратно в любимый детский сад.
«Свет мой зеркальце, верни,
Нас скорее в детский сад…»
Я уверена, что когда вы подрастете, то будете с глубоким уважением относиться к любой, даже самой маленькой частичке нашей культуры.
Наше путешествие заканчивать пора,
Желаем вам радости, мира, добра!
Мешок золота и мешок серебра.
Арина: Как для вас мои друзья, наварила, напекла
92 блина, 2 корыта каши, 50 пирогов – не найти едаков!
Хозяйку потешьте, пирогов моих поешьте!
Не красна изба углами, а красна пирогами!
(угощает детей пирожками).