Наталья Бровкина
Открытое занятие по экологии «Прогулка в весенний лес» в средней группе
▼ Скачать
Цель: обобщить, закрепить и систематизировать знания детей полученные в течение года.
Задачи:
• Закреплять знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе (прибавление светового дня; цвет неба; повышение температуры воздуха; таяние снега; проталины; конец спячки у зверей, линька, забота о потомстве; появление насекомых; прилёт птиц, строительство гнёзд; весеннее состояние деревьев, появление травы, цветущих растений).
• Развивать умение сравнивать различные периоды весны.
Публикация «Открытое занятие по экологии „Прогулка в весенний лес“ в средней группе» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Продолжать развивать связную речь детей.
• Подбирать к словам определения. Понимать смысл загадок и находить отгадку.
• Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.
Предварительная работа
Чтение художественной литературы; рассматривание репродукций с картин известных художников; наблюдения на прогулках.
Методы
Мнемотехника, моделирование, элементы ТРИЗ.
Материалы к занятию
Магнитная доска, системный оператор, дидактические игры «Волшебный мешочек», «Можно-нельзя», иллюстрации, методические пособия (дерево, солнце, ручей, проталина, цветы подснежники, персонажи (воробей, белка, заяц, медведь, мнемотаблица, модели, аудиозаписи (пение птиц, журчание ручейка, рык медведя, фотоаппарат, волшебный мешочек, кораблики из бумаги.
Ход занятия
Вход детей. Здороваемся.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о времени года ….
А о каком, мы узнаем сейчас, поиграв в игру «Когда это бывает».
Тает снежок. Ожил лужок.
День пребывает. Когда это бывает?
(Весной)
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Весной)
Воспитатель: Правильно, ребята! Это бывает весной. Значит, сегодня мы будем говорить о весне.
Какие месяцы весенние вы знаете? (март, апрель, май)
Ребята, март называется «протальник» почему? (снег тает – появляются проталины)
Почему апрель называется «снегогон»? (к концу месяца снег весь растает)
Почему май – «травник»? (начинает расти трава).
Воспитатель: Сегодня мы с вами, ребята, пойдём на прогулку в весенний лес. Скажите, что нам надо надеть на прогулку? (Куртку, брюки, шапочку, резиновые сапоги)
Воспитатель: Возьмём с собой фотоаппарат, он нам нужен для того, чтобы сфотографировать приметы весны.
Двигательное упражнение «В путь!»
В лес весенний мы шагаем (маршируют)
Ноги выше поднимаем
Топают ножки (топают)
По прямой дорожке.
По узенькой дорожке (идут на носках)
Пойдут тихонько ножки.
Друг за дружкой побежали (бегут на носочках)
В лес весенний прибежали.
Аудиозапись: песни птиц» (включить тихо, создав звуковой фон леса)
Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу! А кто из вас знает как надо вести себя в лесу? Какие есть правила? (ответы детей)
Давайте повторим, поиграв в игру «Можно – нельзя».
Можно шуметь в лесу … (нельзя)
Можно ломать веточки на деревьях… (нельзя)
Можно бросать камни в птиц … (нельзя)
Можно мусорить… (нельзя)
Воспитатель: Правильно, ребята!
Воспитатель: Смотрите ребята, кто то оставил мусор после себя. Давайте поможем лесу и наведем в нем порядок. Для этого нам нужно разделиться на две команды. Первая команда будет собирать пластик, вторая бумагу.
Под музыку собираем мусор.
Воспитатель: А куда мы его денем? (заберем с собой)
Воспитатель: Ребята, как же хорошо в весеннем лесу!
Подходят к «солнцу»
Солнышко пригревает… Посмотрите на солнышко. Какое оно весной? (тёплое, ясное, лучистое).
Давайте его сфотографируем.
Воспитатель: Природа весной пробуждается!
Мелодия (имитация «журчания ручья»).
Воспитатель: Ребята, вы слышите журчание?
Подходят к «ручейку»
Что это? (Ручей)
Откуда он взялся? (Снег тает, превращается в воду, которая собирается в ручеёк).
Воспитатель: Молодцы! Давайте подарим ручейку подарок, который можно пускать по воде. Он находится в волшебном мешочке.
Игра «Волшебный мешочек»
Воспитатель: А какой подарок в нём, мы узнаем отгадав загадку.
Из газет меня сложили
И на воду опустили.
По волне и на ветру
Я плыву себе, плыву. (бумажный кораблик).
Пустите кораблик по воде.
А давайте ему поможем, отправиться в путь. (подуем)
Ручеёк является приметой весны? (Да)
Значит, мы его тоже сфотографируем.
Какой он звонкий и быстрый.
Воспитатель: Ребята, а что там такое тёмное, как заплатка на снегу? Подойдём поближе…
Подходят к «проталинке»
Воспитатель: Что это? (Проталинка)
Чего-то на проталинке не хватает… (Подснежников)
А, как эти цветы еще называются? (Первоцветы)
Воспитатель: Правильно!
Воспитатель: Как же красиво в весеннем лесу!
Сколько деревьев! Много! Какие? (берёза, ель, сосна, рябина)
На ветках дерева набухают … (что) почки.
Затем почки … (что делают) лопаются и раскрываются, из них появляются … (что) зелёные листочки.
Аудиозапись: Песни птиц» включить громче.
Воспитатель: Славят птицы приход весны своим пением. Слышите, как заливаются? Смотрите, на веточке воробей сидит.
Воробей – птица перелётная или зимующая? (Зимующая)
А каких ещё зимующих птиц знаете? (Вороны, голуби, снегири)
Какие перелётные? (Лебеди, чайки, грачи)
Птицы весной вьют… (что) гнёзда из (чего) сухой травы, перьев, клочков шерсти, веток для того чтобы откладывать яйца.
Фотографируют птиц
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто меняет цвет шубки весной? ( Заяц: был зимой белый, весной стал серый. Белка: зимой - серая, весной становится рыжая.) У животных весной появляются детёныши.
Воспитатель: Вот они! Фотографируй скорее!
Аудиозапись «Рык медведя»
Воспитатель: Ребята, кто это так рычит? (Медведь)
Белочки и зайчики разбежались кто куда. Опасность почувствовали.
Да это не медведь, а медведица с медвежонком голодные ходят, ведь они всю зиму … (что делали) спали. Где спали? (В берлоге)
Фотографируют медведицу с медвежонком
Воспитатель: Как грозно рычит медведица! Беспокоится за своего малыша.
Не будем тревожить жителей лесных.
Воспитатель: Ребята, вот мы и побывали с вами в весеннем лесу, а теперь нам с вами пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесё м волшебные слова: «Вокруг себя повернись, в детском саду очутись!» Возвращаются в детсад
Вот мы с вами и в группе.
Ребята, понравилась вам прогулка по весеннему лесу? (Да)
А сейчас давайте, разложим наши фотографии по порядку и вложим в альбом.
Магнитная доска (на ней картинка «Весна»)
Под ней выкладывают последовательно «фотографии» кого сегодня фотографировали.
(Солнце – ручей – проталина – подснежник – почки на ветке – молодые листочки на ветке – стая птиц – гнездо - заяц, белка – их детёныши, медведица с медвежонком.)
Воспитатель: А потом всё это аккуратно вложим в фотоальбом. Мы будем его листать и вспоминать о нашей прогулке по весеннему лесу.
Рефлексия
Ребята, вам понравилось наша прогулка? А куда мы ходили? А что вам больше всего понравилось? А, что мы с вами сделали для леса? И в благодарность за нашу помощь лес оставил вам подарок. Грибочки. Наша прогулка подошла к концу нам пора прощаться.
Посмотрели, поиграли,
И немножечко устали.
А теперь, детвора,
В группу вам идти пора. До свидания!