Рейзвих Ольга
Открытое занятие по СБО «Пришивание пуговиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Пуговичек очень много, (Играем Конспект открытого занятия по СБО
Подготовила: Рейзвих О. А.
Тема: «Пришивание пуговиц».
Цель: формировать необходимые для самостоятельного проживания знания, умения и навыки самообслуживания.
Задачи:
- познакомить детей с историей происхождения пуговицы;
- расширить представления детей в области использования пуговиц;
Публикация «Открытое занятие по СБО „Пришивание пуговиц“» размещена в разделах
- научить детей пришивать пуговицы с двумя отверстиями;
- повторить ТБ при работе с колющими и режущими предметами;
- развивать мелкую моторику, творческое мышление;
- воспитывать аккуратность в работе, внимательность, прививать эстетиче-ский вкус, формировать навыки ценностного отношения детей к здоровью.
Оборудование: презентация, пуговицы с двумя и более отверстиями, лоскуты ткани, нитки, иглы, ножницы, игольницы, ларец, коллекция пуговиц, разноцветные билеты.
Ход занятия:
Организационный момент:
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
В этот ноябрьский день рада
Вас увидеть я!
Рада я приветствовать дорогих гостей,
С вами подружиться я хочу скорей!
- Ребята! Вы обратили внимание, что на занятии у нас присутствуют гости. Поприветствуем их!
Основная часть
- Ребята, вы знаете, что ежедневно мы пользуемся такими предметами, как нож, вилка, ложка, зеркало и никогда не задумываемся, откуда они к нам пришли, не интересуемся историей этих привычных вещей. Но сегодня мы познакомимся с историей одного очень важного в нашей жизни предмета. А о каком предмете пойдёт речь, вы сможете догадаться, когда отгадаете загадку.
Пришивают её к платью,
И к рубахе, и к пальто.
Без неё твоей одежде
Будет очень нелегко.
(Пуговица)
- Конечно, это пуговица. Вот она красавица. У каждого из вас на одежде есть эта помощница (показ большой пуговицы). О ней и пойдёт у нас сегодня разговор.
- Кто уже догадался, чем мы сегодня будем заниматься на занятии? Правильно, мы будем работать с пуговицами.
- Чему мы должны научиться? (Мы должны научиться пришивать пуговицы).
- Но прежде, чем приступить к работе, давайте поближе познакомимся с пу-говицей.
- Что такое пуговица?
- Пуговица – застёжка на одежде, предназначенная для соединения её частей. Пуговица на одной части одежды вдевается в петлю, находящуюся на другой части, и тем самым осуществляется застёгивание.
- Посмотрите, какие они бывают разные (демонстрация коллекции пуговиц).
- Как вы думаете, для чего нужны пуговицы?
- Всегда ли они были такими, как сейчас?
- Послушайте длинную и необычайно занимательную историю пуговицы.
Презентация «История маленькой пуговицы»
История пуговицы началась семьсот лет назад.
В далёкой древности люди делали себе одежду из шкур животных. Набрасывали шкуру на плечи и обвязывали её вокруг пояса. Неудобной была такая одежда: движения затрудняла, распахивалась. Для скрепления одежды стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки.
Шли века. Люди научились прясть шерсть, делать ткань, шить из неё одежду. Изменились и застёжки. К одежде стали прикреплять просверленные камешки, куски дерева, на которые набрасывали петлю
Древним грекам и римлянам застёжками служили фибулы. Они были похожи на английские булавки. Кроме того, фибулы ещё служили и украшением, являясь признаками богатства и знати
На Руси наиболее распространёнными были полые металлические пу-говицы шарообразной или удлинённой формы с круглой петлёй. Их делали из серебра, золота, богато украшали жемчугом. Пуговицы в те далёкие вре-мена были дорогой и модной вещью. Такие пуговицы стоили дороже, чем само плат
Простые люди верили, что украшенные узорами пуговицы отгоняют злые силы, выполняют роль оберегов, поэтому-то их и назвали пуговицами – от слова «пугать». Круги означали солнце. Пятиконечная звезда – символ плодородия. Для «большей силы» в них подкладывали ещё и кусочек металла или круглый камешек, который при движении издавал звук, похожий на звон бубенца. Найти пуговицу до сих пор считается хорошей приметой, а если дорогу вам перебежала чёрная кошка, достаточно дотронуться до пуговицы – и можно смело идти впер.
Пётр 1 повелевал пришивать пуговицы на лицевую сторону рукава солдатского мундира с одной целью: сохранял дорогое сукно, не позволяя солдатам вытирать рукавом нос или рот после еды, отучил их от дурной привычки.
Появились даже пуговицы, которые были настоящим произведением искусства. Художники стали расписывать пуговицы, как картины: изображе-ниями людей, животных, насекомых. Многие из них стали произведением искусства и сейчас хранятся в музеях.
Чтобы сделать пуговицы общедоступными, мастера стали использовать при их изготовлении дешёвые материалы – кость, дерево, стекло, металл и т. д.
Пуговицы в армии использовались разные, чтобы можно было отли-чить моряка от связиста или артиллериста.
Очень быстро пуговицы становились важным элементом одежды. В современной жизни пуговицы используются не только для застёгивания одежды, но и для украшения и создания интересных красивых вещей. Например, таких, какие показаны на слайде. Люди, которые изготавливают такие необычные красивые вещи, называются дизайнерами.
- Ребята, давайте ещё раз рассмотрим коллекцию пуговиц.
- Какие бывают пуговицы по форме? (Круглые, овальные, квадратные)
- Какие бывают пуговицы по размеру? (Большие и маленькие)
- Какой материал для изготовления пуговиц используют сейчас? (Пуговицы бывают пластмассовые, металлические, деревянные, обтянутые тканью или кожей)
- Ребята, теперь я предлагаю поиграть с пуговицами. Вам нужно выложить фигуры их пуговиц.
Игра «Мозаика из пуговиц»
(раздать детям коробочки с пуговицами и листы с изображением бабочек, цветка, гусениц и т. п.)
- Какие красивые получились у вас мозаики! Сколько отверстий в пуговках, которые вы выкладывали?
- Поиграли? Теперь сложите пуговицы назад в коробки.
- А сейчас давайте отдохнём (дети выходят из-за парт).
Пуговка, ты пуговка,
Маленькие ножки.
Захотела убежать
По прямой дорожке.
Мы тебя сейчас поймаем
И на место пришиваем.
- Сейчас мы будем работать – учиться пришивать пуговицы. Пуговицы при-шивают как вручную, так и на швейных машинах. На швейных фабриках, в ателье есть специальные машины, которые пришивают пуговицы – это и быстрее и надёжнее. «какими бы быстрыми и всемогущими не были швей-ные машины – основа настоящего мастерства в ручной работе».
Пришивание пуговиц кажется весьма лёгким делом, не требующим специального усилия, знаний, но всё-таки очень часто можно видеть, как ис-кривилась или присборилась линия застёжки именно из-за неправильно пришитых пуговиц.
Надо знать правила пришивания пуговиц, которые вырабатывались веками.
- Ребята, посмотрите на мой образец.
«Правила пришивания пуговиц»
1 этап
- Возьмём в руки лоскут ткани.
- Отметьте место пришивания пуговицы : карандашом поставьте точку.
2 этап
- Отмерьте нужное количество ниток.
- Как мы это сделаем?
- Длину рабочей нитки для шитья можно определить по руке (демонстрация отмеривания нитки).
- Почему именно такое количество ниток нужно? (чтобы не повредить сосе-да)
3 этап
- Вдеть нитку в ушко иголки и завязать узелок.
- Возьмём нитку в правую руку, а иголку в левую, вденем кончик нитки в ушко и соединим два кончика нитки. Узелок делают на указательном пальце: 2-3 оборота закручивают большим и указательным пальцем, снимают осторожно с пальца и затягивают. Отложим иглу.
4 этап
- С лицевой стороны ткани приложить пуговицу с двумя отверстиями.
- Где находится у ткани лицевая сторона? (Там, где рисунок ярче)
- Где находится у ткани изнаночная сторона? (Там, где рисунок бледнее или там, где будем оставлять узелки)
- Сначала проденем иголку в ткань, чтоб узелочек остался на изнаночной стороне, затем в первое отверстие в пуговице.
- Продеть иглу во второе отверстие в пуговице и продеть в ткань.
- Повторите несколько раз. Пуговицы с двумя отверстиями пришивают 2-3 стежками.
5 этап
- Остановиться на изнаночной стороне, продеть нитку под стежками, но не до конца, чтоб осталась петелька, и затем продеть в петельку. Обрезать нитку.
- А сейчас давайте немного отдохнём.
Гимнастика для глаз
Посмотрите все в окно. (Посмотреть влево-вправо)
Ах, как солнце высоко! (Посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками)
А теперь мы их откроем, (Открывают глаза)
По ступенькам вверх пойдём, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх влево)
Вправо, влево повернём,
А теперь скатимся вниз. (Посмотреть вниз)
Жмурься, сильно улыбнись! (Зажмурить глаза, улыбнуться, открыть и по-моргать)
- Ребята, какие инструменты и оборудование вам понадобятся, чтобы при-шить пуговицу? (Кусочек ткани, пуговицы, игольница, ножницы и игла для шитья)
- Какие особо опасные предметы есть в этом списке? (Игла и ножницы)
Избавит ваш труд от напрасной заботы
Знание правил безопасной работы.
- Давайте с вами прочитаем правила техники безопасности. (У каждого на столах карточки с правилами техники безопасности)
Инструктаж по технике безопасности:
Игла:
Никогда не оставляйте иглу без нитки!
Втыкайте иглу в игольник или катушку!
Не берите иглу в рот, не играйте с ней!
Никогда не втыкайте иглу в одежду, в мягкую мебель!
Если игла сломалась, отдайте её взрослым!
До и после работы проверьте количество игл!
Ножницы:
Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
Ножницы кладите кольцом к себе.
Не оставляйте ножницы в раскрытом виде.
Передавайте ножницы только в закрытом виде, кольцами вперёд.
Следите за движением и положением лезвий во время работы.
Не играйте с ножницами, используйте только для работы.
- Какой вывод мы сделаем их этих правил? (Все эти правила нужно не только знать, но и выполнять во время работы, чтобы не подвергать себя и окружающих опасности)
- Перед работой давайте разомкнём свои пальчики, так как шить мы будем нашими ручками. Давайте проведём пальчиковую гимнастику о пуговках :
Пальчиковая гимнастика:
С нитки пуговки снимаю (Гладим каждый пальчик пальцами второй руки)
И в коробку собираю. (Собираем в ладошку)
пальчиками)
Поиграю я немного.
Пуговицы я кручу, (Крути кистями рук)
И портным я стать хочу. (Шьём иголочкой)
Раз, два, три, четыре, пять –
Снова будем мы играть. (Хлопаем в ладоши)
Практическая работа
- А теперь можно приступить к пришиванию пуговицы. Пришивать пугови-цы мы будем к цветочкам, чтобы потом на них можно было посадить бабо-чек, застегнув пуговицу, Эти игрушки мы подарим малышам, для того, чтобы они тренировались застёгивать пуговицы, Согласны? Так как мы будем пришивать пуговице впервые, никто вперёд не бежит, если всё сделал, помоги соседу.
Итог занятия
- Итак, что нового вы узнали для себя? (Узнали историю появления пугови-цы, потренировались в пришивании пуговиц)
- Ребята, вы, наверное, уже заметили, что у меня на столе стоит ларец! Хо-тите узнать, что в нём лежит?
- В этом ларце лежат билеты:
Красный билет – занятие очень понравилось.
Розовый билет – поднялось настроение, потому что всё понравилось.
Зелёный билет – ничего не изменилось.
Жёлтый билет – хочу всё повторить.
- Спасибо, ребята, за участие! Гостям спасибо за присутствие н занятии. Со-блюдая правила техники безопасности, сложите все швейные принадлежно-сти аккуратно в шкатулку. Наше занятие окончено. До свидания!