Светлана Ситнер
Открытое занятие по познавательному развитию «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
в старшей группе по познавательному развитию «Весна»
Цель: обобщить знания детей о весне
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Познавательно-исследовательская», «Чтение художественной литературы», «Продуктивная».
Программные задачи:
Публикация «Открытое занятие по познавательному развитию „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Образовательные: продолжать формировать представление детей о временах года, приметах весны. Закреплять знание месяцев, об изменениях в жизни животных весной. Закреплять понятие перелетных и зимующих птиц. Закреплять правила поведения в лесу.
Развивающие : развивать память, выразительность речи, умение делать выводы, логическое мышление, воображение.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, дружеские взаимоотношения во время игры.
Развивающая среда : модели – приметы весны, логическая игра «Танграм» на каждого ребенка, дидактическая игра «Найди свое место», аудиозапись со звуками леса, магнитофон, картинки с правилами поведения в лесу.
Предварительная работа: Заучивание стихотворений о весне, рассматривание иллюстраций о весне, чтение художественной произведений, логические игры, подвижные игры.
Ход:
Воспитатель приглашает детей пройти в группу. Дети садятся перед воспитателем полукругом.
Детки сегодня к нам пришли гости, давайте всех поприветствуем.
Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку: Отвечаем полными ответами.
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой – улей – пчела.
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(ответы детей) –это бывает весной.
Воспитатель: Правильно, весной. А кто из вас знает стихотворение или загадку про весну.
Дети рассказывают стихи:
Верба распустилась
И весну зовет;
Скоро к нам красавица –
Скоро к нам придет.
С песнею соловьиною,
С зеленью лугов,
С серебром-журчанием
Светлых ручейков.
То-то будет радости!
То-то воля нам –
Бегать мне без отдыха
По полям, лугам…
Весна с улыбкой шлет привет
Проснувшейся природе;
Все после зимних бурь и бед
Вздохнуло на свободе.
Бессильно зляся и ворча,
Зима, старуха злая,
Бежит от жаркого луча
Под солнышком сгорая.
Воспитатель: Ребята, а какие приметы весны вы услышали в этих стихотворениях и увидели в природе. Давайте теперь, выставим и назовем эти приметы весны у нас в природном уголке.
Дети выставляют первую примету «солнце», называют ее: пришла весна, день становится длиннее, а ночь короче, солнышко поднимается выше и греет все сильнее и сильнее;
вторая примета «дождь» : под теплыми лучами тает снег, вода поднимается вверх, собирается в облака, ветер сгоняет облака в тучи и все чаще идут дожди;
третья примета «первоцветы» : земля нагрелась под лучами солнца, и выросли первые цветы «первоцветы»;
четвертая примета «деревья» : деревья весной просыпаются, появляются почки, затем листочки;
пятая примета «насекомые» : появились цветы, значит, есть чем питаться насекомым;
шестая примета «птицы» : а насекомые любимая еда птиц, поэтому весной они возвращаются к нам из теплых стран и вьют свои гнезда.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, сколько месяцев длится весна?
Дети: весна длится 3 месяца
Воспитатель: Давайте назовем их.
Дети:3 месяца весны Март, апрель, май.
Воспитатель: А сейчас какой месяц?
Дети: сейчас месяц Апрель
А вы знаете, что про месяц апрель есть много народных пословиц и поговорок. Апрель – это середина весны. И в народе говорили, что ; апрельские ручьи землю будят; мокрый апрель - хорошая пашня. А как вы думаете что такое пашня?
Дети: Пашня- это земля.
Воспитатель: Верно, И мы сейчас поговорим о земле, в которую можно что то посадить, которую мы чувствуем своими ножками, когда по ней ходим, ее по другому называют почва.
- Игра на внимание «Кому нужна почва?» Я показываю картинки а выговорите да или нет.
Картинки
Бывает почва рыхлая, рассыпчатая, а бывает слипшаяся. От чего же это зависит? А зависит от того чего много в почве песка или глины. Давайте рассмотрим песок и глину.
- Дети: «я расскажу о песке» берет стакан с песком и высыпает на лист бумаги ( говорит: песок состоит из песчинок, поэтому он хорошо сыплется, он СЫПУЧИЙ)
- ребенок «я расскажу о глине» попробуем высыпать из стакана глину (глина слипается комочками и ее нельзя так легко высыпать как песок)
Воспитатель: Интересно а как в природе проявляются свойства песка и глины. Представте 2 дрожки одна из глины. Она какая? Ответ нескольких детей ГЛИНЯНАЯ, а другая из песка. Она какая? Ответ нескольких детей ПЕСЧАНАЯ. Так вот пошел дождь, что будет с дорожками? Давайта проведем опыт, у нас 2 емкости, одна земля смешанная с песком,а другая земля с глиной. И мы сейчас проведем эксперимент в какой емкости вода промочит землю быстрее.
Ребенок наливает воду, посмотрите что вы видите?
Да правильно, через землю с песком вода просачивается быстро, по этому дорожка будет более сухой, чем дорожка с глиной, там будет лужа.
Физкультминутка. “Дождь”.
Дождь, дождь!
Надо нам расходиться по домам. (Дети шагают на месте)
Гром! Гром, как из пушек,
Нынче праздник у лягушек. (Дети прыгают на месте)
Град, град! Сыплет град.
Все под крышами сидят. (Дети приседают, хлопают в ладоши)
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин. (Дети шагают на месте)
Воспитатель: А теперь Представьте себе, что вы – “ученые” и находитесь в “лаборатории”. Лаборатория – это место, где проводят опыты. Давайте возьмем стульчики и пройдем в нашу лабораторию. Сели правильно, Спинки выровнили.
А теперь послушайте –звучит запись дождя.
Воспитатель: А вы знаете, как образуется дождь? Представьте себе, что вы – “ученые” и находитесь в “лаборатории”. Лаборатория – это место, где проводят опыты. И сейчас мы с вами на опыте убедимся в том, откуда идет дождь и как он образуется.
Опыт 2. “Откуда берется дождь?”
На подносе влажные губки в форме облака.
Дети обследуют губку сверху и снизу. (Сверху она сухая, а снизу и внутри немного влажная.)
Воспитатель: На что похожа губка?
Детям предлагается сжать ее так, чтобы пошел “дождик”.
Воспитатель: Почему из такого “облака” не идет “дождик”? (В облаке мало капелек воды.)
Детям предлагается добавить из стакана немного воды на губку и сжать ее опять.
Воспитатель: Что происходит?
(Дети на опыте убеждаются, что из такого “облака” идет “дождик”, но не сильный.)
Затем предлагается детям вылить на губку оставшуюся в стакане воду и сжать ее снова.
Воспитатель: А что сейчас происходит?
(Дети комментируют свои действия и на опыте убеждаются в результате – идет сильный “дождь”.)
Обращаю внимание детей на то, что в нашем “облаке” собралось очень много капелек воды. Они стали очень тяжелыми для “облака” и выпали “дождем”.
Вывод. Вот так и в природе все происходит: соберутся капельки воды вместе в туче и, когда им становится тесно, выпадают на землю дождем.
- о воде еще говорят -водица-живица, то есть вода- это жизнь. Давайте убедимся что не одно существо не будет жить без воды. А сейчас пройдите к столику и посмотрим, что на нем стоит (на столе находятся пшеница и лук).
Пшеница: потрогайте пшеницу –в белой тарелке сухая, такая пшеница прорастет? Нет А что для этого нужно? Ответ детей- положить зерна в воду или полить.
В черной тарелке пшеница лежит в воде что с ней произошло? Дети: У нее росточки. Да пшеница во влажной среде проросла, т. е растению нужна вода,
Давайте теперь обратим внимание на лук. Чем отличается эта луковица от этой.
-Дети- у этой есть корни, зеленый хвостик, а у этой нет.
-Как ы думаете почему они разные?
Дети: эта луковица проросла, потому что стояла в воде. У нее появились корни и росточек.
-Что мы сделали с ней потом?
- Дети: мы посадили ее в землю, поливали ее.
-И вот что у нас получилось!