Мария Ботвиньева
Открытое занятие по обучению грамоте на тему «Азбука — к мудрости ступенька. Звук и буква «О»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Воспитывать у детей внимательное отношение к словам;
• Продолжать обогащать словарь детей пословицами и поговорками, упражняя в поиске «зерен смысла» в малых текстах народной мудрости;
• Развивать фонематический слух;
• Познакомить с буквой «О»;
• Развивать мелкую моторику руки и отрабатывать ориентировку на листе бумаги.
Оборудование: «Азбука», букварь, карточка с изображением буквы «О» (шрифт черный, буквы-заготовки по количеству детей, разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага.
Публикация «Открытое занятие по обучению грамоте на тему „Азбука — к мудрости ступенька, Звук и буква „О“» размещена в разделах
- Буква О и звук [О]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Ход занятия
1. Вводная беседа по теме занятия.
Педагог показывает детям «Букварь».
– Это первая книжка, с которой начинает знакомиться первоклассник в школе. Называется она «Букварь». Вслушайтесь в это слово: БУКВА – рь. Какое слово вы услышали? Правильно, слово «букварь» произошло от слова «буква». В букваре живут буквы. Раньше (много лет тому назад) первой книжкой маленьких детей в школе была «Азбука».
Дети по предложению педагога медленно произносят слово «АЗ-БУКА», вслушиваясь в его звучание.
– Что, по-вашему, обозначает это слово?
Выслушиваются ответы детей.
– Название книги сложилось из первых двух букв : АЗ-БУКА. Раньше буквы имели названия-имена: «аз», «буки», «веди», «глаголь». Чтобы запомнить все названия букв, надо было много потрудиться, вот почему раньше говорили:
«Аз, буки, веди страшат что медведи»
или
«Аз да буки избавят нас от скуки»,
«Сперва аз да буки, а там и науки»,
а также
«Без муки нет и науки»,
«Больше знать, так меньше спать».
Но когда человек осваивал азбуку, то есть знал все буквы, научался читать, то мог прочитать любую книгу. А известно: «С книгой поведешься – ума наберешься». Вот почему в народе говорили: «Азбука – к мудрости ступенька».
Физкультурная минутка «Кузнечики»
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок!
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише. Высоко
Прыгай на носках легко.
2. Фонетическая зарядка.
– Как охают больные?
– Какой звук мы произносим, когда сильно удивляемся?
– Кто из друзей Винни-Пуха потерял свой хвост? (Ослик.)
– В каждом доме кроме дверей есть еще о? (Окна.)
– Какой звук вы слышите в начале слов «ослик» и «окна»?
3. Артикуляционная гимнастика.
Губки в овале округлы, как «О».
«О» повторяем еще и еще.
4. Игровое упражнение «Кто больше?».
1) Придумайте слова, в которых звук [о] был бы в начале (отдых, овод, в конце слова (кольцо, молоко, перо).
2) Придумайте слова, оканчивающиеся на «орт» (порт, борт, торт, аэропорт).
3) Назовите имена людей, клички животных, в которых есть звук [о]?
5. Знакомство с буквой «О».
Педагог показывает детям букву «О», сопровождая показ словами:
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Посмотри на колесо –
И увидишь букву О.
– На какие предметы, которые окружают нас, похожа буква «О»? (Ответы детей.)
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква О.
Дети рисуют букву «О» пальчиком в воздухе, выкладывают шерстяной ниточкой на бархатной бумаге.
6. Работа в тетрадях.
Задание: превратить буквы в знакомые предметы.
А
А
А
О
О
О
7. Анализ занятия в форме беседы-диалога по содержанию занятия.
II повинна дня. В совместной деятельности дети и педагог продолжают изготовление буквенного конструктора : каждый ребенок разрезает букву-заготовку на две части (два полукруга) и складывают в конверт.